Среда . 24 Апрель . 2024

Она — тоненькая и хрупкая, обликом — царица Клеопатра, живущая во временном отрезке V тысячелетие до нашей эры — ХХI век эры нынешней, истово преданная своему делу, которое объединяет эпохи и миры, и эта ее особенность — одна из граней Его мира.
Они совпадают не только по дате рождения, но и по мировоззрению и восприятию мира. И оба верят в то, что искусство — высшая ценность на пути становления человека разумного.
Они совпали по жизни — Государственный Эрмитаж, который 8 декабря отметит свое 250-летие, и Ася Еутых, оружейница, ювелир и златокузнец, народный художник Адыгеи, в пять раз младше своего именитого собрата.
Ася — единственная в своей профессии, которой Государственный Эрмитаж предоставил Иорданский зал для персональной выставки, и об этом событии Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа, говорил буквально следующее:
— Мы имеем громадное удовольствие работать с человеком, который вдохновлен пафосом сохранить традиции, возродить традиции. И поэтому выставка «В зеркале традиций» для Эрмитажа была очень интересной. И она была сделана так: там были вещи из эрмитажных коллекций, древние скифские предметы и работы Аси Еутых. И мы, и специалисты, и посетители могли видеть, что делается в этом направлении сегодня. Причем делается очень хорошо, с большим вкусом и умением. Ася Еутых — единственная, кто смотрит на традиции. Она — лучшая из существующих!
Та выставка состоялась осенью 2007 года, и на ней было представлено более 600 ее работ. Когда Ася Еутых при первой встрече с М.Б. Пиотровским разложила на столе в его кабинете свои мечи-акинаки, пиршественные кубки и ювелирные украшения, Михаил Борисович сказал художнице о том, что вот если бы она сейчас не стояла рядом и он не знал об авторстве этих работ, то решил бы, что археологам неожиданно сказочно повезло — найти такой клад доантичных времен! К слову, Пиотровский никогда не держал в руках древний меч-акинак. От того, что был найден в Келермесском кургане на территории Адыгеи, сохранилась всего лишь помятая золотая накладка, украшавшая ножны. Ася Еутых фактически воскресила это древнейшее оружие, известное со II тысячелетия до н.э. Специалистам известны от силы четыре сохранившихся акинака. Ася Еутых сделала их уже более 50.
Последняя встреча с М.Б. Пиотровским состоялась совсем недавно, и Ася Еутых познакомила его со своей последней работой — походным царским троном, выполненным в скифских традициях. Аналогов ему в мире нет, как нет и подобных археологических находок, если не считать чего-то похожего на подлокотники из Белореченских курганов. Да и кто из специалистов-торевтиков решится на такую титаническую работу — из 16 килограммов серебра и золота сотворить проработанный до мельчайших деталей царский походный трон, который в минуты разбирается на детали, упаковывается в кожаные чехлы и легко перевозится на лошади.
Этой поистине монументальной работой Ася Еутых в очередной раз доказала себе и миру, что ей в металле подвластно все, и походный трон — очередная покоренная вершина. Послушные барсы легли под ее рукой на подлокотники, склонили шеи в нижайшем поклоне перед смелостью мастера и полетом ее фантазии.
Ася любит повторять, что металлу все равно — век в нем отражается или тысячелетия. И кто знает, сколько ей лет исполнится 8 декабря, может быть, и 5000, — настолько легко и свободно она чувствует себя в овеянных преданиями временах и в дне сегодняшнем.
Как, почему и отчего на земле древней Адыгеи — Черкесии — Киммерии появился этот человек, связавший своим талантом воедино такие разные эпохи, задача не из простых. Так сошлись звезды. Или гены. Или времена.
Только есть историческое свидетельство, запись древних хроник времен Боспорского царства, что в 374 году до нашей эры с левобережья реки Гипанис (это нынешняя река Кубань) в Афины для работы по украшению храма была вывезена семья златокузнеца по имени Еутых. Слово это греческого происхождения и означает «счастье, удача». Еутыхи в Адыгее всегда славились как художники, архитекторы, ювелиры, писатели. Ася Еутых самим фактом своего существования и таланта нарушает все законы времени и науки и заставляет верить в то, что души предков бессмертны, что мысли могут материализоваться, и сила искусства способна в мгновение ока перебрасывать тебя из эпохи в эпоху.
В Адыгее имя Аси Еутых произносят с восхищением, преклоняясь перед тем, что она сумела воскресить историческую память народа. Левобережье Кубани — это современная Адыгея, черкесская земля, которая, в свою очередь, наследница истории более древней. Амазонки, легенды о Прометее, о золотых яблоках Гесперид — это все здесь, в колыбели мировой цивилизации, в которую наряду с Древней Грецией, Египтом, Малой Азией входит и Северный Кавказ. Древний эпос адыгского народа «Нарты» — практически один в один сюжеты древнегреческих мифов. Только имена у богов и героев другие. Скифы — это тоже свои, родные, «да, скифы мы…», — почти по Блоку…
Известные всем по школьным учебникам истории картинки с изображением золотых фигурок коленопреклоненного оленя или гребня со львом — находки, сделанные в курганах, находящихся по большей части на территории Адыгеи и хранящиеся сейчас в основном в Эрмитаже и еще чуть-чуть — других музеях страны. Знаменитый золотой бычок из кургана 4 тысячелетия до нашей эры Ошад, раскопанный знаменитым русским археологом Н.И. Веселовским в 1897 году в Майкопе, считается первым в истории человеческой цивилизации ювелирным изделием. Те находки дали имя собственное древней археологической культуре — Майкопская.
Но всегда считалось, что секреты древних ювелиров безвозвратно утеряны, и крылатым коням хаттского царства, золотым бычкам из Майкопского кургана, античным богам, скифским львам, пантерам, барсам, оленям из многочисленных кладов суждено было навечно застыть в музейных витринах безмолвным золотом. Но появилась она, ставшая совершенно особым явлением в мире русской культуры.
Юная Ася Еутых, выросшая в адыгейском ауле Джерокай, была вполне нормальной сорвиголовой, обожала лазить по деревьям, на спор с мальчишками научилась ездить на коне верхом без седла. Кукол делала себе сама — сначала из пресного теста, потом лепила из глины. Сразу шила им платья — со звездами, кружевами, лентами. И шлемами. Потому что втайне мечтала о славе амазонок и героини нартского эпоса Адыиф, у которой в ладони горела звезда, освещавшая путникам дорогу. Потом отзвук детства воплотится в ее дипломной работе и самой первой коллекции кукол. А первым художественным произведением будущего мастера стал каменный цветок. Отец привез домой огромный кусок мраморизованного известняка, чтобы бабушке было чем придавить в бочке квашеную капусту. Но Ася решила, что не дело такой красоте лежать в темном погребе. И с помощью молотка и стамески за два дня работы высекла из камня цветок. К слову, бабушка Кадырхан сыграла в Асиной жизни огромную роль. Именно от нее Ася впервые услышала древние легенды и нартские сказания. Бабушка научила Асю разбираться в целебных травах и гадать на черных бобах, а когда внучка подросла — передала ей инструменты своего мужа-ювелира, которые бережно хранила много лет. При этом сказала, что только Асе — единственной из ее девяти внуков они будут нужны, потому что она еще до ее рождения знала — эта девочка удивит мир. Эти слова Ася запомнила.
С выбором профессии проблем не было: очень легко Ася поступила на художественно-графическое отделение Карачаево-Черкесского пединститута, потом перевелась в Кубанский университет и неожиданно для всех дипломную работу решила делать не по своей специальности — скульптура и графика, а по ювелирному искусству. Для чего попросилась буквально за месяц до защиты в знаменитое училище им. Джемала в Махачкале к мастеру по серебру Курбанали Магомедову. И за последний месяц учебы Ася сотворила свою дипломную работу — женский серебряный пояс с кинжальчиком и комплект украшений.
А потом Ася открыла для себя древнее золото Адыгеи. Она поехала в Питер, пришла в Эрмитаж и вдруг у музейных витрин ощутила, что звери с древнего оружия, эти львы, грифоны на кубках, ритонах, ожерельях и диадемах знакомы не просто по лекциям из истории искусств. Они свои, родные, таившиеся до этого момента где-то глубоко-глубоко в ее душе. Она зарисовывала их, делала свои эскизы, наброски. Что-то попробовала воплотить в металле. А потом состоялось знакомство с Эммой Аствацатурян — главным экспертом страны по кавказскому оружию, научным сотрудником Государственного Исторического музея. И это стало началом процесса, в результате которого Ася Еутых сумела воскресить, казалось бы, утраченное навсегда — особые приемы изготовления и отделки черкесской военной амуниции. Только на свое оружие она помещает изображения зверей из древних курганов, перебрасывая мостик из III тысячелетия до нашей эры в век ХVIII эры нашей и далее уже в наше время.
К слову — о материализации надежд и ожиданий. Именно в «оружейный» период своего творчества Ася влюбляется по-настоящему. Ее избранник — личность неординарная. Да и странно было бы ожидать чего другого от Аси. Руслан Туркав учился в школе-интернате юных математиков им. А.Н. Колмогорова при МГУ. Потом окончил МЭИ, он специалист по робототехнике, блестяще владеет компьютером. Увлечен астрономией, астрологией, древней историей, владеет тремя языками. В общем, векторы их интересов совпали полностью, и было найдено единственно верное решение задачи по общению — быть вместе. Руслан взял на себя все самые трудоемкие и тяжелые работы. Он сконструировал совершенно новое ювелирное оборудование, усовершенствовал старое, вредные химические процессы максимально обезопасил. Руслан — личный (и лучший фотограф) Аси, только ему доверяет художница съемки своих изделий и собственные фотосессии. Результат творческого союза — не только возрождение утраченных секретов черкесского оружия, но и рождение двух сыновей.
Первый ошеломляющий успех — приглашение в 1998 году в Иорданию принцем Али бин Аль Хусейном для работы над созданием вооружения и амуниции для его личной черкесской гвардии, которая традиционно охраняет королевских особ Иордании. Ася, переработав вместе с Русланом почти 20 килограммов серебра и золота, создала 16 комплектов полного черкесского вооружения для воинов и одно особое — для принца.
А в 2005 году Али бин Аль Хусейн попросил Асю сделать свадебный наряд для его невесты Рим Брахими в традиционном черкесском стиле. Он сказал невесте, что приедет художница из России и сделает такое, что весь мир ахнет. Ася с Русланом слетали в Иорданию и познакомились с будущей принцессой. А через два месяца за два дня до свадьбы вернулись в Амман с изумительным по красоте адыгским платьем-сае, к которому прилагался кавказский пояс с кинжальчиком, золотые наплечные украшения с цепочками и колокольчиками. Али больше всего понравилось, что принцессу охраняют 90 львов — именно столько изображений царя зверей Ася вплела в цепочки и врезала в золотые колокольчики, которые, по поверью, отгоняют злых духов.
Ася работает много. И каждое ее творение — уникально. Не секрет, что ювелирный рынок планеты задыхается от недостатка свежих творческих идей. Практически все, что можно было изобрести в этой сфере, уже сделано. Давно придуманы основы колец, браслетов, ожерелий и творческие поиски ювелиров идут лишь в области изменения формы оправы и увеличения количества драгоценных камней. То, что воскресила в своем творчестве Ася Еутых, равнозначно прорывам, совершенным в свое время в ювелирном деле Бенвенуто Челлини и Карлом Фаберже. Не стоит даже перечислять имена ее поклонников, достаточно сказать, что во многих королевских домах Европы и Ближнего Востока есть творения «волшебницы из далекой России» — так Асю Еутых называют в зарубежье.
Ювелирные украшения и оружие из драгоценных металлов до недавнего времени были главными в творчестве художницы. Пока она не открыла для себя бронзу. На основе спектрального анализа ее мужу удалось практически один в один воспроизвести состав того металла, который в седой древности шел на изготовления оружия и украшений. Знаменитые скифские и киммерийские стрелы, издававшие при полете пронзительный свист и наводящие ужас на противника, делались как раз из такой бронзы.
Этот металл оказался благодарным материалом, он настолько вдохновил Асю Еутых, что новые изделия сыплются, как из рога изобилия. Десятки образцов кулонов, подвесок, бусин, из которых художница собирает необыкновенной красоты ожерелья, браслеты, сочетая бронзу с золотистым сердоликом — по образу и подобию древних украшений тысячелетней давности.
Ася всегда рассчитывала только на свои и Руслановы силы, руки и талант.
Когда-то она сделала скульптурную иллюстрацию к красивой легенде из эпоса «Нарты» о Золотой яблоне (подобные есть в мифологии многих народов мира), на которой каждую ночь вызревало волшебное яблочко: один бочок красный, другой — белый. Откусит женщина от красного бочка — родится у нее сын-богатырь, от белого — белолицая дочь-красавица. И мечтает художница о том, чтобы когда-нибудь в ее родном Майкопе установили эту яблоню в натуральную величину, и чтобы приходили к ней все молодожены, и невесты дотрагивались до яблочка, висящего среди ветвей. И можно было бы дарить эту скульптуру городам-побратимам, зарубежным друзьям как символ красоты русского мира, впитавшего в себя культуру всех народов, населявших эту землю с древнейших времен.
Еще одна идея — фонтаны в виде ритонов — древних пиршественных кубков. Ведь именно в курганах Адыгеи находят такие. Как бы они украсили город!
Но пока что Золотая яблоня расцвела на кованых воротах ее дома по улице Первомайской. И сюда нередко заворачивают автобусы с туристами — полюбоваться на это творение мастера.
Ася немного колдунья, ведь бабушка когда-то научила ее заговорам и гаданиям, и она знает, что ее мечты и планы обязательно сбудутся — всему свое время.
Ведь она отдает себе отчет в своей миссии на земле — соединять века и тысячелетия. А пока что Ася с Русланом с головой в строительстве: оформили кредит, город выделил участок на территории городского парка, и теперь там идет возведение замка-мастерской, в котором Ася планирует разместить собственноручную реконструкцию знаменитого Майкопского кургана, восстановить все драгоценные изделия из него, а также представить туристам экспозицию своих изделий. Стройка перешла на третий этаж, и, зная настойчивость Аси и трудолюбие Руслана, следует ожидать скорого появления уникального выставочного комплекса, который, без сомнения, станет жемчужиной в короне Кавказа.
А еще Ася Еутых готовится к 250-летию любимого Государственного Эрмитажа. В его коллекции уже есть немало ее крупных работ, в том числе ритон «Альп», меч-акинак «Амра», корона «8 царей» и ритон «Богиня вина». И теперь будет еще что-то, но пока это секрет.
— Искусство этой красивой, хрупкой и вместе с тем удивительно сильной женщины — это бриллиант в короне большой и многонациональной России. Она мастер мирового класса, — сказал об Асе Еутых режиссер Александр Сокуров.
Светлана Тлехас.
Фото Аркадия Кирноса
и из личного архива Аси Еутых



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости