Уметь говорить правильно

Подробности материала:
Автор: Редактор

13 февраля во всех регионах страны пройдут итоговые собеседования по русскому языку для девятиклассников.
В прошлом году Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор утвердили новый порядок сдачи Основного государственного экзамена (ОГЭ) для учеников девятых классов. Теперь учащимся для допуска к ОГЭ по русскому языку нужно в обязательном порядке пройти итоговое собеседование.
Основная цель собеседования — проверка навыков устной речи учащихся. Оно включает в себя четыре задания, на подготовку школьникам дается около минуты, на выполнение работы — в среднем 15 мин. Для участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья продолжительность экзамена может быть увеличена на 30 мин.
Итоговое собеседование школьники будут проходить в своих школах без отрыва от учебы. В его проведении участвует экзаменатор-собеседник и эксперт из числа учителей русского языка и литературы, во время экзамена ведется аудиозапись. Результат оценивается на «зачет»/«незачет».
— В итоговом собеседовании особых сложностей нет, все задания школьникам знакомы: чтение вслух, правильная расстановка ударений, грамотное прочтение, умение поддержать беседу. Мы уверены, что подавляющее большинство ребят справятся с поставленными задачами, тем более, что нужно будет набрать хотя бы 10 баллов из максимальных 19, — рассказали в Министерстве образования  и науки Адыгеи.
В ноябре прошлого года в нашем регионе прошла апробация испытания, которая признана успешно. Согласно данным Министерства образования и науки Адыгеи, более 95% девятиклассников справились с предложенными заданиями и получили «зачет».
О том, что включают в себя вопросы итогового собеседования и как правильно к нему подготовиться, мы говорим с учителем русского языка и литературы майкопской гимназии №5 Еленой Сергеевна Забельян.
— Елена Сергеевна, о чем спросят школьников на собеседовании?
— Всего четыре задания. Первое — чтение текста вслух, ребятам будет предложен небольшой текст, около 180 слов, который нужно грамотно прочитать. В тексте обязательно будут слова, произношения которых определяются правилом, например, числительные, которые нужно уметь правильно склонять. Иногда в тексте может встретиться сложное слово, которое трудно для проговаривания.
При чтении оцениваются интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. То есть ребятам нужно использовать небольшие паузы на месте точек и запятых, использовать вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно.
Для ознакомления с текстом ученику дается одна минута, за это время можно успеть прочитать текст дважды и подумать о соответствии и интонации.
Далее у школьника есть одна минута на то, чтобы подготовить пересказ. Во время подготовки мы объясняем ребятам, что можно делать себе пометки на черновики, набросать структуру текста, чтобы сохранить все микротемы и логичность. Также в этом задании будет предложено несколько вариантов цитат, нужно выбрать одну и вставить в определенное место текста, чтобы она органично туда вписалась.
Обычно ребята легко справляются с этим заданием, но бывают проблемы с окончанием текста, начало хорошо запоминается, а вот конец забывается. На уроках мы обращаем на это особое внимание.
— Какими будут следующие задания?
— Третье задание — монолог. Ученику на выбор предлагаются три темы с наводящими вопросами, на которые он должен ответить. Мы детей настраиваем на то, что не нужно торопиться выбрать тему, а сначала посмотреть на наводящие вопросы, какие будут более понятны. Монолог — это  фактически устное сочинение, оно должно содержать вступление, основную часть и заключение. Обязательно должна быть последовательность. Сочинение должно содержать не менее 10 фраз, одна фраза — это одно простое предложение.
После монолога ребята должны ответить на 3 вопроса экзаменатора. Вопросы будут по той же теме, по которой ученик готовил монолог. Иногда бывает, что вопросы перекликаются, то есть если у ребенка в тексте был ответ на вопрос, он может просто его повторить. Ответы должны быть не односложными, доказательными, чтобы ответить на вопрос, достаточно одного-двух хороших предложений.
Оценивать ответ будет не собеседник, а эксперт, который присутствует на собеседовании.
— Кто выступает в качестве эксперта и экзаменатора-собеседника?
— Собеседником может быть любой педагог, у которого есть хороший контакт с детьми. А вот эксперт — обязательно учитель русского языка и литературы.
— Готовите ли вы как-то детей к собеседованию, или им хватит полученных на уроках знаний?
— Да, мы готовим ребят к собеседованию. Проводим пробные тесты, читаем много текстов, разбираем их. По сути, что такое монолог, описание, повествование, рассуждение, сочинение, все это ученикам знакомо. Поэтому особых сложностей они не испытывают. Исходя из прошлогоднего опыта, собеседование занимало 12–15 минут, у нас даже не было каких-то пограничных баллов, все ученики успешно справились с заданиями.
Мы больше проводим психологическую подготовку, настраиваем на то, что не нужно испытывать какие-то особые эмоции, бояться экзамена не стоит.
— Что вы посоветуете школьникам для успешного прохождения испытания?
— Больше разговаривать, общаться с друзьями, родными, учителями. Говорить правильно, без сленга. Также нужно больше читать вслух, причем для тренировки подойдет практически любая книга. После прочтения можно рассказать суть книги, описать свои впечатления. И главное — не переживать.
Отметим, что у ребят, не справившихся с собеседованием с первого раза, будет две попытки пересдачи — 13 марта и 6 мая.