«Стряпухе» — полвека

Подробности материала:
Автор: Администратор

 

Созданная в 1959 году «Стряпуха», почти сразу после написания была впервые поставлена в театре имени Евгения Вахтангова. Популярность пьесы — только в 1960 году было сыграно 4637 спектаклей на сценах разных советских театров — стала причиной того, что Софронов написал три ее продолжения: «Стряпуха замужем», «Павлина» и «Стряпуха-бабушка», которые также пользовались успехом.
Съемки фильма проходили на Кубани и в Адыгее летом 1965 года.
— Два месяца снимались почти без перерыва, — вспоминал второй режиссер фильма Владимир Акимов. — Работы было очень много, все делалось очень быстро. Поэтому в 5 утра я уже всех поднимал, в 6 выезжали в степь на съемки, которые длились до темноты. А потом набивалось в хату много народу, появлялась гитара со всеми вытекающими последствиями: часов до двух ночи пение, общение.
В картине снимались как известные тогда киноактеры, так и только начинающие: Георгий Юматов, Зоя Федорова, Сергей Филиппов, Светлана Светличная, Иван Савкин, Людмила Хитяева, Константин Сорокин, Владимир Высоцкий, Инна Чурикова, Владимир Сошальский, Валерий Носик, Григорий Михайлов, Валентина Березуцкая, Людмила Марченко и другие.
Основные эпизоды картины снимались в станице Некрасовской, однако часть съемок прошла в соседнем селе Красногвардейском и на Тщикском водохранилище.
Сохранился в истории и короткий отзыв Владимира Высоцкого о съемках фильма, написанный со свойственной ему прямотой своему другу Игорю Кохановскому (тому самому, которому посвятил песню «Мой друг уехал в Магадан»): «Летом снимался в «Стряпухе». Съемки под Краснодаром, станица Красногвардейская. Там, Гарик, куркули живут! Там — изобилие, есть всякая фрукта, овощи, живность, окромя мяса, зато гуси, ути, кабанчики… Ничего, кроме питья, в Краснодаре интересного не было. Стало быть, про этот период — все…».
Нужно отметить, что по оценке самого барда и кинокритиков, роль разбитного гармониста Андрея Пчелки была для Высоцкого не самой удачной.
Кстати, из-за досадной переозвучки в фильме «Стряпуха»  Высоцкий поет чужим голосом. Так как это была его первая «певческая» роль в кино, Высоцкий остался очень недовольным этим фактом. Да и разговаривает Высоцкий не везде своим голосом.
— Володя вернулся в Москву и исчез, — рассказывал режиссер Эдмонд Кеосаян. — Его гитара открывала любые двери лучше любой отмычки. Я уверяю вас, что любого артиста можно найти в Москве, любого! Володю же найти было невозможно, и пришлось мне озвучивать его другим актером.
По воспоминаниям коллег по съемкам, у него сложились непростые отношения с  Кеосаяном. Дело дошло даже до того, что режиссер  собирался заменить Высоцкого кем-нибудь другим. Этого не произошло, во-первых, благодаря заступничеству Людмилы Хитяевой, заявившей, что уйдет из картины, если Высоцкого выгонят, во-вторых, потому, что актер к тому времени уже сыграл в большинстве своих эпизодов, и все сцены с его персонажем пришлось бы переснимать заново. Но, несмотря на конфликты, атмосфера легкости, радости и молодости, царившая на съемочной площадке и за ее пределами, явственно ощущается и в кадре, а все актеры вспоминали о времени, проведенном на съемках «Стряпухи», как о празднике. В 1966 году «Стряпуха» стала одним из лидеров советского проката и вошла в десятку самых посещаемых фильмов.
— Хорошо было там, всем хорошо, — вспоминала исполнительница роли Марии Валентина Березуцкая. — Место отличное, водохранилище рядом. Работали интенсивно. Солнце взошло — мы на площадку уезжаем и только с закатом возвращаемся. Ну, и там уже веселились вовсю. Вова Высоцкий, Юматов, Сорокин… Как врежут втроем — мало не покажется. А утром к моей маме за рассолом ходили. Мама там со мной жила на съемках, а рассол мы держали, чтоб супы овощные подкислять. Я с Вовой до этого снималась в фильме «На завтрашней улице», но только вот на «Стряпухе» поняла, что актер-то он интересный, не только попеть может.
— «Стряпуху» я очень люблю, считаю, что роль у меня вышла замечательно. Мне кажется, что сейчас эту картину любят еще больше, чем когда она только вышла. Я считаю, что это фильм из золотого фонда нашей российской кинематографии. Я даже удивляюсь, как Кеосаян, который все-таки по происхождению армянин, снял такой замечательный фильм о русской деревенской жизни. Мне очень нравится там музыка Мокроусова, мне нравится работа оператора. Есть в этом фильме душа, — вспоминала Инна Чурикова.
— Потрясающая была экспедиция, — рассказывала позже актриса Людмила Карауш.  — Нас в одном доме было несколько человек. В одной комнате жил Юматов, в другой — я и Люда Марченко, а в третьей — Чурикова и Светличная. Жора Юматов сразу сказал: «Я буду вашим ханом, а вы — моим гаремом». Ну, это юмор, конечно.
Жора был парень хозяйственный, он отправился в совхоз, и там ему дали мешок зерна, дали цыплят, и мы их выкармливали специально к моему дню рождения. Потом Жора рубил им головы — как мы говорили, на лобном месте. Света Светличная готовила цыплят табака. Мы поставили столы под виноградными лозами на огромной площади. И стояли тазы помидоров, тазы огурцов. Я развесила фрукты на нитках прямо над столом. Это была такая красота! На мне было белое платье и венок из белых ромашек, а наш хан сидел в халате, который он одолжил у Светочки Светличной. Люся Марченко стояла рядом с ним и размахивала опахалом. Был там и Кеосаян, и его супруга Лаура. И Володя Высоцкий, конечно, был и пел. Изумительное было время!
Атмосфера веселья, радости, молодости, царившая на съемках картины, оставила у всех участников съемочной группы впечатление праздника. Этой радостью участники съемок фильма поделились еще до его выхода на экраны в конце августа 1965 года, когда прошла их большая творческая встреча с жителями села Красногвардейского. Думается, многие из них и сейчас могут заметить себя молодыми на экране.
Александр ПОЛТАВСКИЙ.