Четверг . 25 Апрель . 2024

Обстановка лаборатории биохакинга образовательного центра выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея» напоминает кадры из научно-фантастического фильма — просторное светлое помещение, уставленное множеством приборов, инструментов и витрин, за стеклами которых хранится все то, что нужно гениальному исследователю, изобретающему вакцину. Впрочем, это не фантазия, а реальность. А гениальный ученый — вовсе не взъерошенный персонаж в потрепанном, некогда белом халате, изъясняющийся непонятными для простого обывателя фразами.  Научные сотрудники не только нашего региона, но и всей страны 8 февраля отпразднуют День российской науки, возможности которой с каждым годом становятся все более впечатляющими.

Как стать ученым?

Елена Татаркова знакома с каждым инструментом, находящимся в лаборатории биохакинга. Кареглазая девушка с очаровательной улыбкой могла бы стать великолепным математиком или филологом, но выбрала биологию — ее привлекли тайны науки о всем живом. Елена Анатольевна — доцент кафедры ботаники факультета естествознания АГУ, старший научный сотрудник Научного исследовательского института комплексных проблем Адыгейского госуниверситета, кандидат биологических наук. Девушка занимается исследованиями в области иммуногенетики, иммунологии, генетики человека и социально значимых заболеваний, а также является методистом образовательного центра «Полярис-Адыгея» и преподавателем в Республиканской естественно-математической школе.

— Я не думала, что когда-нибудь буду научным сотрудником. Обучаясь на факультете естествознания АГУ, я попала в лабораторию и прониклась царившей там атмосферой. Обучение продолжилось, также началась работа в научной сфере, — отметила Елена. — Я всегда знала, что поступлю именно в Адыгейский госуниверситет на биологическое направление. Интерес у меня проснулся, когда я начала учиться в РЕМШ. К слову, поступила туда случайно. Подруга предложила пойти сдать экзамены — и получилось.

В Республиканской естественно-математической школе будущую научную сотрудницу влюбила в биологию доцент кафедры ботаники АГУ Наталья Владимировна Кабаян. Каждое занятие преподавательница делала похожим на экскурсию в дивный мир науки о живом, да и обстановка университетских аудиторий, в которых занимались школьники, вдохновляла: многие кабинеты были усеяны растениями, чучелами и скелетами животных, схемами и пробирками.

— Кстати, в общеобразовательной школе мне нравились математика, литература и физкультура — я занималась спортом, участвовала в различных секциях. О биологии до 9 класса не думала, пока не начала учиться в РЕМШ. В 11 классе окончательно поняла, что хочу сдавать ЕГЭ по биологии. Те знания, которые я получила на занятиях с Натальей Владимировной, позволили мне сдать экзамен на высокий бал, и поступить в любимый вуз, — рассказала девушка.

В университете Елена Татаркова получила сразу два образования: биологическое и педагогическое.

— Я думала, что педагогика — не мое, что работать с детьми не смогу. Хотя в школе мне говорили, что предрасположенность к профессии учителя у меня есть. Я не верила. Но вот на старших курсах в АГУ я попала на педпрактику в РЕМШ, где познакомилась со школьниками, которым нравится биология. Меня зарядил процесс преподавания, я поняла, насколько это интересно. И, конечно, когда учишь детей — развиваешься. Постепенно учишься находить подходы к ученикам, изучаешь что-то новое. В науке в какой-то степени происходит похожий процесс: надо постоянно искать подходящие методы исследования. Получается, что обе сферы переплелись между собой, — поделилась научная сотрудница.

Елена отметила, что в науке необходимо не только досконально знать выбранное направление, но также быть всесторонне развитым человеком.

— Биология тесно связана с математикой, поскольку некоторые исследования требуют точных вычислений. К тому же нужно хорошо знать русский и английский языки, чтобы правильно оформлять свои работы и претендовать на международные публикации. Необходимо уверенно владеть компьютером, грамотно изъясняться. В этом, к слову, очень здорово помогает общеобразовательная школа и первые курсы в университете. Многие первокурсники иногда возмущаются, мол, зачем нам история, философия и физкультура?.. На самом деле практически любая наука взаимодействует с множеством других направлений, поэтому путь ученого — развитие, — заключила девушка.

На пороге важных открытий

Два года назад образовательный центр "Полярис-Адыгея", созданный в рамках реализации нацпроекта "Образование", посетил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. В рамках экскурсии он познакомился с доктором биологических наук, профессором, руководителем лаборатории биохакинга Аминет Тугуз, которая рассказала гостю о важных исследованиях и достижениях региональных ученых. Она также отметила, что к исследованиям часто привлекают школьников, которые показывают высокие результаты на всероссийской и международной научных аренах. Аминет Рамазановна подчеркнула, что в Адыгее возможно проведение крупных научных проектов, поскольку молодые научные сотрудники и подрастающие ученые из региональных школ удивляют многих уровнем своих знаний и серьезностью выбранных исследовательских тем. Председатель правительства отметил, что «Полярис-Адыгея» – это пример наилучшей организации процесса просвещения в России. Позже по его распоряжению была выделена субсидия в размере 41 миллиона рублей на приобретение секвенатора второго поколения. В декабре 2022 года устройство было успешно запущено. Как рассказала Елена Татаркова, новое оборудование поможет повысить эффективность научно-исследовательской работы ученых иммуногенетической лаборатории НИИ КП АГУ, которые проводят исследования пусковых механизмов развития социально значимых заболеваний (атеросклероз, бронхиальная астма, онкологические заболевания женской репродуктивной системы и другие).

Данная система секвенирования позволяет проводить современные геномные исследования на основе полупроводникового метода, используя простые протоколы таргетного секвенирования, быстро определять нуклеотидную последовательность в образцах ДНК или РНК, что открывает будущее для персонализированной медицины, — прокомментировала научная сотрудница.

Вполне вероятно, что в скором времени Республика Адыгея станет одним из крупных российских научных центров.

— Сейчас идет межрегиональное взаимодействие между научными лабораториями. Ученые обмениваются опытом проведения исследований в области популяционной генетики, анализа рисков социально значимых заболеваний, репродуктивных нарушений, злокачественных образований и многого другого. Благодаря новейшему оборудованию и наработкам в области методов проведения исследований мы можем работать над значимыми проектами и, что важно, продолжаем обучать этому детей. У нас много возможностей для развития науки, — заключила Елена Татаркова.

Тайны многих научных направлений все больше будоражат умы молодых людей, которые относятся к выбранной сфере с трепетом и неисчерпаемым интересом. Поэтому и к каждому проекту они все чаще подходят творчески.

— Я хочу, чтобы моя докторская диссертация принесла в мир что-то новое, полезное. Хочется сделать открытие, позволяющее выявлять определенное заболевание еще до того, как оно начало проявляться в организме человека, чтобы уведомлять носителя о потенциальном риске, а он, в свою очередь, не допускал бы развития возможной болезни, — рассказала девушка. — Мне нравится направление, связанное с репродуктивным здоровьем. Всегда будет актуален не только вопрос рождения здоровых детей, но и вопрос сохранения здоровья после того, как ребенок родился. Интересны также исследования в области генетических и эпигенетических механизмов. К слову о развитии, — сейчас планирую изучать биоинформатику, чтобы плотнее заняться запланированными исследованиями.

Дело молодых

С каждым годом наука становится все более доступной. Причем попробовать себя в роли исследователя могут даже самые юные и непоседливые последователи научных направлений благодаря разным проектам.

— Конечно, сейчас появилось очень много возможностей для ребят, которые хотят попробовать себя в той или иной научной сфере. Открываются кружки и школы при исследовательских институтах, университетах и образовательных центрах. Причем почти все эти дополнительные занятия абсолютно бесплатны, — отметила Елена Татаркова. — У ребят появился выбор. Занимаясь наукой в юном возрасте, они могут решить, какое направление им ближе: проектная деятельность или теоретические знания.

В проектных школах учащиеся с нуля создают исследовательские работы, затрагивающие важные вопросы медицины, экологии, биотехнологий и других сфер. Над своими проектами ребята трудятся, не покладая рук, советуясь с преподавателями и прибегая к помощи современного оборудования лаборатории. Требования к юным исследователям достаточно жесткие: необходимо обосновать актуальность выбранной темы, рассказать об этапах работы и представить результаты. Немало ребят успешно проходят такие испытания и отправляются в образовательный центр «Сириус», где также становятся лучшими — доказывают, что в научных тематиках разбираются не хуже старших коллег.

Наука «помолодела». Современные ученые — не седовласые старцы, а молодые люди с горящими глазами, влюбленные в свое дело и готовые передавать накопленные знания юным ученикам.

Александра БАЛАБАСЬ.

Фото предоставлено Еленой Татарковой.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости