Среда . 11 Сентябрь . 2024

С 1 сентября несколько школ Майкопа начинают работать по новому учебно-методическому комплексу по изучению адыгейского языка для начальных классов. О том, как возникла идея разработать комплекс, как велась работа, нам рассказала одна из его авторов, старший научный сотрудник отдела языка Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева, кандидат филологических наук С.Х. Анчек.

— Разработка комплекса началась чуть больше года назад по заказу Министерства образования и науки Республики Адыгея. Ранее, как известно, дети изучали адыгейский язык по учебникам и программам, разработанным А.Ю. Каратабан. В свете принятия новых федеральных государственных образовательных стандартов и назрела необходимость в создании новой, соответствующей ФГОС, программы изучения адыгейского языка.
В группе разработчиков, кроме меня, были Р.А. Индрисова, Н.Х. Кайтмесова, Н.И. Кесебежева и Г.И. Зезарахова. Это методисты ИПК по адыгейскому языку, иностранным языкам, работник Центра билингвизма АГУ. Именно такое плодотворное сочетание труда группы и позволило нам выработать предметную линию по адыгейскому языку.
Учебно-методический комплекс включает в себя учебные пособия для учащихся 1 — 4 классов, рабочие тетради к ним, методические пособия для учителей и родителей. Для работы по нашему комплексу в классе необходимы компьютер, видеопроектор.
Система чем-то схожа с уже привычной многим системой изучения иностранного языка. Для национального предмета, например, такой элемент изучения как аудирование — совершенно новый подход. Тексты для аудирования представляют для детей большой интерес. В учебные пособия мы постарались включить множество обучающих игр, особенно для первоклассников, которым пока сложно серьезно относиться к процессу обучения.
В пособиях много этнического материала: нартский эпос, сказки. Есть стихи и песни разных народов, переведенные на адыгейский язык. Немалый интерес, по всей вероятности, вызовут упражнения, где необходимо произносить текст на разных языках — русском, адыгейском и, например, английском. Это даст детям понимание языкового разнообразия.
Рабочие тетради являются продолжением работы на уроке, закрепляющим пройденный материал. В процессе изучения адыгейского языка по нашему комплексу вовлечены несколько чувств восприятия — зрительное, слуховое, моторика. Поэтому мы надеемся, что разработка будет иметь положительные оценки как учителей, так и самих учеников, их родителей.
Еще одной особенностью комплекса стало то, что выпущено и пособие для родителей, помогающее им сориентироваться в пройденном на уроке материале, а также помочь ребенку в выполнении домашнего задания.
Наша разработка предусматривает изучение адыгейского языка с первого класса, но материал подобран таким образом, что перейти на новую систему можно и со второго, третьего и четвертого классов, поскольку система дополняет уже знакомую нам технологию изучения предмета.
На сегодняшний день уже выпущено 300 экземпляров комплекса, которые разойдутся по школам, участвующим в эксперименте. Это гимназии №№5, 22, школы №№15 и 3, Адыгейская республиканская гимназия. В июне состоялся двухдневный семинар для учителей этих школ, где они ознакомились с учебно-методическим комплексом, разобрались в нюансах и особенностях.
Каждый из учителей получил экспертные карты, которые и отразят результаты педагогической экспертизы. Вообще комплекс должен выдержать еще научную и методическую экспертизу. Уже в конце первой четверти мы будем иметь промежуточные результаты, которые и покажут недоработки. Чтобы устранить все погрешности, у нас есть один учебный год. По истечении этого срока все школы Майкопа смогут преподавать детям адыгейский язык по-новому.
Хотелось бы отметить большую помощь редактора, доктора филологических наук Б.М. Берсирова. В нашей разработке — огромный труд сотрудников АРИГИ им. Т.М. Керашева и Института повышения квалификации учителей. И, конечно, спасибо большое Министерству по образованию и науки РА, которое ежедневно содействовало работе над курсом.
Теперь наша задача — внимательно изучить результаты и устранить недоработки. Надеюсь, что учебно-методический комплекс поможет маленьким школьникам познать через язык культуру и душу адыгского народа.
Мария КИМ.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.