Пятница . 29 Март . 2024

День танкиста учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил страны. Отмечается во второе воскресенье сентября. Майкоп чтит этот род войск. На мемориале Славы застыл на постаменте танк времен Великой Отечественной войны. На мемориале в память воинов, принимавших участие в локальных конфликтах, стоит бронированная машина с двумя пробоинами — след чеченской кампании. Часто туда приходит старший прапорщик А.Е. Жорник (на снимке).
В 1969 году его как лучшего комбайнера Курской области по комсомольской путевке направили служить в Краснодарскую Краснознаменную орденов Кутузова и Суворова 9-ю мотострелковую дивизию, которая базировалась в Майкопе. После демобилизации остался в городе, обзавелся семьей. Во время переподготовки командиры предложили Анатолию Жорнику пройти курсы прапорщиков: увидели в нем военного человека. Не ошиблись!
Из Грозного он вернулся в родную дивизию. Был назначен командиром взвода 391-го танкового полка. За образцовую службу А.Е. Жорника направили в Германию на танкоремонтный завод, где он командовал взводом испытателей. По сто километров наматывали за день, чтобы бронированные машины работали как часы, и не подвели солдат в боевых условиях.
И вновь — возвращение в Майкоп в дивизию. Прошло несколько лет. Был тогда в армии генерал Лушев, известный своей сверхстрогостью. Он-то и приехал в Майкоп, чтобы проверить состояние боевых танков. В полку первым ему на глаза попался старший прапорщик Жорник. Генерал думал, что застал его врасплох. Да не тут-то было! Машины были в идеальном состоянии, а сам механик-водитель профессионально и четко, без суеты выполнил все команды, чем смягчил сердце высокого начальства. Старший прапорщик был повышен в чине — его вновь направили нести нелегкую службу в Германии на тот же военный завод. А после его расформирования во времена перестройки в России А.Е. Жорник попал в 10-ю гвардейскую танковую дивизию Г.Н. Трошева.
— После развала СССР начала формироваться украинская армия, — рассказывает Анатолий Егорович. — Приезжали вербовщики, предлагая хорошие условия. Но я вернулся в Майкоп — домой. В 1992 году началась реорганизация: была сформирована 131-я мотострелковая бригада, в составе которой образован отдельный танковый батальон усиленного состава. Это было в октябре, а уже в ноябре мы выгружались во Владикавказе «тушить» осетино-ингушский конфликт. Затем всю зиму провели в окопах: охраняли дорогу Назрань — Грозный. Тогда еще не знали, что вновь наши танки получат боевое крещение, но уже в Чечне.
13 декабря 1994 года танковый батальон 131-й бригады выгрузился в Моздоке и своим ходом пошел через Терский перевал в Чечню. А спустившись вниз, танкисты попали в засаду. Никого не потеряли.
31 декабря 1994 года случилась страшная трагедия в Грозном. До сих пор никто не знает, кто дал приказ 131-й бригаде продвигаться на вокзал. Она была расстреляна в упор.
— Меня оглушило, был тяжело ранен Володя Гоголев, танк загорелся, — рассказывает А.Е. Жорник. — На помощь пришел комбат Горьковенко. Свой танк он поставил напротив моего и дал холостой выстрел. Взрывная волна погасила пламя. Так мы и стали называть этот маневр — «выстрел Горьковенко». А еще раньше, когда мы шли через заминированный мост, комбат побежал впереди танковой колонны, указывая водителям безопасный путь. Рисковал своей жизнью. Таким он парнем был!
Друг умер от ран. Анатолий Егорович привез его тело в Майкоп. Отказавшись от госпитализации, сам вернулся в район боевых действий. Оказалось, что его БРЭМ-1 была выведена в район аэропорта. Когда генералы заглянули в люк, они не поверили, что туда машина доехала на собственном ходу: из строя были выведены практически все механизмы. Они отдали приказ все заменить. После ремонта танк погрузили на платформу и доставили в Майкоп, а А.Е. Жорника — в бригаду. Теперь он стоит на постаменте на мемориале памяти воинов, принимавших участие в локальных конфликтах.
— В том бою в Грозном ребята-танкисты батальона отбивались до последнего патрона, — говорит А.Е. Жорник. — Никто не дрогнул! 46 воинов, в том числе и я, были награждены орденами Мужества. Но тогда о наградах никто не думал. 20 лет прошло с той поры, но наше боевое братство становится еще крепче. Каждый год в День танкиста мы встречаемся в Майкопе на месте дислокации нашего батальона, которого уже нет. М. Тахтамышев, Р. Цимбалюк, В. Елисеев, А. Суфрадзе, А. Храпко, А. Рогачев, Ю. Морозов, В. Чуванов... В память о нашей Майкопской 131-й мотострелковой бригаде (Краснодарской дивизии) мы сделали два стенда, которые будут размещены в Краснодарском краевом музее боевой славы. Его директором является бывший замполит бригады полковник Геннадий Романов.
Всем танкистам (а бывших танкистов не бывает) желаю здоровья и удачи во всем — в службе, работе, семейной жизни!
Зоя Козич.
Фото Аркадия Кирноса.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости