Пятница . 29 Март . 2024

В Майкопском отделе Кубанского казачьего войска, в АРИГИ имени Т. Керашева, Национальной библиотеке РА ведется большая исследовательская работа по поиску имен земляков — героев Первой мировой войны.
Их память увековечена на мемориальных досках и в научных исследованиях.

Казак не покинул поле боя


В выписке из метрической книги говорится, что Максим Сафронов родился 28 апреля 1880 года в станице Рязанской (ныне Белореченский район) в семье казака Василия Сафронова. Он начал службу 1 апреля 1902 года в 1-м Екатеринодарском полку. С октября по май 1903 года учился в полковой учебной команде, был произведен в чин младшего урядника, затем — старшего урядника.
В конце декабря 1904 года Екатеринодарский полк вошел в состав сводной Кавказской казачьей конной дивизии, готовившейся к отправке на Дальний Восток. На боевые позиции казаки прибыли в конце апреля 1905 года. Уже 15 июля приказом по 2-й Маньчжурской армии старший урядник Максим Сафронов был награжден Георгиевским крестом IV степени, а в марте 1906 года — Геор­гиевским крестом III степени.
Один из сослуживцев Максима Сафронова впоследствии свидетельствовал: «Я, полковник Вениамин Муравьев, сим удостоверяю, что сотник Максим Васильевич Сафронов, находясь в составе воинских чинов 3-й сотни Екатеринодарского полка Кубанского казачьего войска, вместе с сотнею во время Русско-японской войны перешел границу на станции Манжурия 1 апреля 1905 года. Участвуя в делах против японцев в составе отряда генерал-адъютанта Мищенко в набеге на город Факумынь, он был ранен 7 мая под селением Донсяза в левое плечо пулею и, несмотря на тяжелую форму ранения, остался в строю до конца боя и, будучи уже ранен, принимал участие в конной атаке на редут, находящийся на сопке, во взятии этого редута. На предложение старшего полкового врача и командира полка эвакуироваться в лазарет — отказался и при набегах и рекогносцировках никогда, несмотря на рану, не выбывал из строя, а нес походно-боевую службу до заключения мира с Японией и в 1906 году 25 июля с последним эшелоном перешел обратно русскую границу на станции Манжурия».
С 21 мая 1908 по 4 июня 1913 года Максим Сафронов служил в Собственном его Императорского Величества конвое. 14 сентября 1914 года он был зачислен в Черкесский конный полк Кавказской туземной дивизии. Сначала был вахмистром 1-й сотни: хорошо ориентировался в боевой обстановке, не терялся в самых трудных ситуациях, был надежным помощником командира сотни, пользовался авторитетом у всадников. Вскоре командир Черкесского полка подполковник Александр Чавчавадзе стал держать его при себе.
В один из январских дней 1915 года в Карпатах соседний Кабардинский полк попал в трудное положение. Бойцов Черкесского полка по тревоге в ночь послали на подкрепление. Неподалеку от Струбовиско Абхазская сотня, ослабленная болезнями, попала в засаду. Опытный Максим Сафронов с всадниками отправился в разведку. Они нашли обходную дорогу и благополучно вывели своих боевых товарищей к цели. Наградой стал Георгиевский крест II степени.
Спустя некоторое время за мужество и храбрость, проявленные в боях с неприятелем, казак Максим Сафронов был награжден Георгиевским крестом I степени. В представлении командир сотни Сергей Лихачев писал: «15 февраля 1915 года 2-й сотне Черкесского конного полка приказано было для содействия атаки лавою к деревне Цу-Бабино повести атаку в пешем строю до берега Ломницы. Вахмистр Сафронов состоял ординарцем при командире полка, вызвался охотником в это пешее наступление и примером личной храбрости ободрял и увлекал своих товарищей. Будучи ранен, возвратился с перевязки и в полном вооружении и амуниции снова принял участие в бою». Таким образом Максим Сафронов стал полным Георгиевским кавалером, был произведен в прапорщики — первый офицерский чин того времени.
6 апреля 1916 года Максим Сафронов выписался из госпиталя и вернулся в станицу Рязанскую. Войну закончил в чине поручика. В 1918 году приказом по Кубанскому казачьему войску Максим Сафронов произведен в сотники. Больше не воевал.
В пенсионной книжке, выданной на имя инвалида империалистической войны Максима Васильевича Сафронова в 1936 году, говорится о том, что ему назначена пенсия в размере 9 рублей. Ее он получил только один раз: 10 августа 1937 года казак был репрессирован, сведений о мере наказания в деле нет. Больше Максима Сафронова никто не видел. Реабилитирован 25 августа 1997 года.
Казаки Белореченского районного казачьего общества Майкопского отдела решили увековечить память своего знаменитого земляка. Они планируют изготовить мемориальную доску полному Георгиевскому кавалеру Максиму Сафронову и установить ее в Рязанской осенью текущего года — в день празднования 150-летия станицы.

 

Верой и правдой служили Отечеству

 

Как в период формирования Черкесского полка, так и во время его пребывания на фронте, от кадровых черкесских офицеров, служивших в регулярных и казачьих частях, в высокие военные инстанции поступали рапорты и прошения о назначении их на различные должности. Большинству было в этом отказано. Исключение составили штабс-ротмистр Султан Келеч-Гирей и подполковник Султан Крым-Гирей (аул Тлюстенхабль), некоторое время исполнявший обязанности командующего полком. В июне 1917 года в дивизию из Гродненского гусарского полка был переведен штаб-ротмистр Султан Мурат-Гирей из аула Хатукай.
Султан Келеч-Гирей родился 16 марта 1880 года в ауле Уляп ныне Красногвардейского района Адыгеи. Он получил образование в Лабинской горской школе. По записям в послужном списке офицера видно, что он занимался в петербургской Ларинской гимназии, но курса не окончил.
Семнадцатилетним юношей Султан Келеч-Гирей начал службу в драгунском Северском полку, стоявшем тогда в Армении, затем учился в Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище, где увлеченно занимался конным спортом. На выпускных соревнованиях в езде занял первое место, за что был награжден именной шашкой, а его имя выгравировали на мраморной доске в манеже училища.
После службы в драгунском Белгородском полку Султан Келеч-Гирей в 1909 году начал учиться в Офицерской кавалерийской школе — лучшем учебном заведении России, окончил ее на «отлично» и прибыл в Армавир в Кавказский запасной дивизион.
В Черкесский конный полк вошли четыре сотни. Весьма охотно в него зачисляли бывших всадников Терско-Кубанского полка. Так, в Екатеринодарской сотне служили участники Русско-японской войны адыги Мусса Джарим, Бютлюстан Тлехузоков, Анчек Берзеч, Сагид Деды и Тайгач Ловпаче имели Геор­гиевские кресты IV степени. Во 2-й сотне, иногда называемой Майкопской (возглавил Султан Келеч-Гирей), Георгиевскими кавалерами были Ислам Бевов, Битлюстан Бжашев, Цу Герчуков, Зачерий Хапачев.
Первые боевые действия Черкесского полка начались 8 декабря 1914 года на территории современной Польши в районе деревни Терки. Сотни вступили в бой с австро-венгерскими частями, отбив у неприятеля ряд населенных пунктов. Одновременно была успешно проведена углубленная разведка во вражеские тылы. Противостояние с многоопытным и профессионально подготовленным противником требовало умелых скоординированных действий командного состава полка, смелости, находчивости, расторопности от каждого рядового бойца. Наиболее отличившиеся в первых боях конники А. Шарданов, П. Ажигоев, М. Сафронов, другие горцы и казаки были награждены Георгиевскими крестами различных степеней.
В ходе выполнения поставленной задачи Черкесский полк в пешем строю с боем взял укрепленные села Волковое, Горжанкой, Терки и отдельные доминирующие высоты. Командование особо отметило решительные и героические действия бойцов 1-й сотни и представило взводного командира прапорщика Довлетмирза Бжегакова к ордену Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». Он родился в 1879 году в ауле Новобжегокай ныне Тахтамукайского района Адыгеи. Окончил горское училище, в 1904 году добровольцем вступил на службу в Терско-Кубанский конный полк. Отменно сражался в Манчжурии, был награжден знаком отличия Военного ордена IV степени, повышен в чине до урядника, юнкера. В кубанской газете «Военный листок» от 7 сентября 1916 года говорилось, что предки Бжегакова в четырех коленах верой и правдой служили Отечеству.
В начале 1915 года сотни Черкесского полка, входившего в сводный отряд генерала А.И. Деникина, вели усиленную разведку за линией фронта и участвовали в боях местного значения в преддверии готовившегося перехода армии через Карпаты. В течение двух недель в условиях зимней стужи полку пришлось вести тяжелые затяжные бои против крупной группировки австрийских войск, усиленной свежими частями, предпринимавшей попытки деблокировать осажденный Перемышль. Сражения в данном направлении носили особенно упорный и ожесточенный характер. Так, майкопская сотня, занимавшая прифронтовую деревню Цу-Кривки, трижды отбивала ночные штыковые атаки значительно превосходившего по численности противника. Ее командир Султан Келеч-Гирей за этот боевой эпизод был представлен к награждению Георгиевским оружием, другие кавалеристы — к орденам и медалям.
С конца мая 1915 года Черкесский полк занимал боевое охранение по левому берегу Днестра. Спешенные сотни стойко удерживали позицию, неоднократно бросаясь в атаки с шашками наголо против превосходивших сил противника. Одновременно конные сотни и отдельные взводы полка предпринимали дерзкие разведывательные и беспокойные рейды на противоположном берегу Днестра. В них отличились и были награждены Георгиевскими крестами Д. Шемгохов, Ш. Тхагапсов, У. Долев, Е. Прийма, А. Боджоков, А. Цеев и многие другие воины.
Участие Черкесского полка в событиях Первой мировой войны завершилось в конце июля 1917 года, когда Кавказская дивизия была передислоцирована со своих позиций на территорию Подольской губернии в качестве армейского резерва. Тщетными оказались попытки генерала Л.Г. Корнилова привлечь дивизию, в том числе и Черкесский полк, для подавления революционных выступлений в Петрограде. 31 августа того же года дивизионный комитет, председателем которого был избран адыг Султан Крым-Гирей, принял резолюцию о безусловном подчинении Временному правительству.
В сентябре 1917 года Черкесский и другие полки дивизии эшелонами были отправлены на Северный Кавказ и вскоре расформированы.
Благодаря исследованиям ученых-историков боевого пути Черкесского полка впервые обнародованы имена сотен воинов, награжденных орденами и медалями за участие в Первой мировой войне. По имеющимся на данный момент сведениям тринадцать из них стали полными Георгиевскими кавалерами: Мусса Джарим, Рамазан Шхалахов, Учужук Почешхов, Султан Байзет-Гирей, Зачерий Хамуков, Дмитрий Анчабадзе, Сергей Черняков и другие.

 

 



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости