Четверг . 25 Апрель . 2024

Более 20 лет живет в уютном доме в Майкопе. Удивительный сад в форме террас, обвитых плющом, цветники, небольшой огородик явно говорят о том, что Январбий Теучежевич остался верен своей профессии, связанной с землей-матушкой. Судьба не баловала его со дня рождения: он прошел многие этапы становления своей малой родины, как говорится, набил немало «шишек», но остался честен перед людьми, с которыми работал.
Брата назвали Колхозником
Январбий Калашаов родился 1937 году в ауле Джеракай Шовгеновского района. В семье он был последним — девятым. Отец возглавлял ревкомиссию местного колхоза «Адыг-2». Воровавшим колхозное добро не давал поблажек, за что и был оклеветан как враг народа. 20 января 1938 года его арестовали органы НКВД, а ровно через месяц расстреляли. Спустя практически 30 лет Теучеж Калашаов был реабилитирован.
— Отцу вменили то, что был из княжеского рода, поэтому вел агитацию против коллективизации, — рассказывает Январбий Теучежевич. — Это не укладывалось с тем, что своего первого сына он назвал Колхозником. Когда началась Великая Отечественная война, два брата ушли на фронт и не вернулись. Помню оккупацию аула фашистами. Они выгнали маму с детьми из нашего большого дома под железной крышей, пришлось поселиться в сарае.
Радиола — в подарок
Январбий Калашаов окончил среднюю школу. К тому времени мать осталась одна, поэтому решил получить профессию в зооветеринарном техникуме в одном из сел Гулькевического района, недалеко от дома. Трудовая жизнь началась в родном ауле Джеракай. Первого дипломированного специалиста в колхозе назначили заведующим большой молочно-товарной фермой.
— Около двух тысяч голов коров, табун лошадей, так как молоко перевозили на подводах, общежитие, саманные малосемейки — таким было мое хозяйство, — вспоминает Январбий Теучежевич. — Рабочий день начинался в четыре утра, заканчивался в полночь. Территория фермы была большой, как и ответственность за порученное дело.
Январбий Калашаов был признан лучшим молодым заведующим МТФ в Адыгее, а молодежно-комсомольский коллектив награжден радиолой «Дружба», под которую устраивали танцы до утра. Январбия избрали членом обкома комсомола и послали поднимать отстающую ферму по методу Валентины Гагановой: быть там, где трудно. С этой чертой в своем характере он пойдет по жизни.
— От колхоза меня послали учиться в Кубанский сельскохозяйственный институт, — рассказывает Я.Т. Калашаов. — После третьего курса ко мне приехали председатель родного колхоза и секретарь парткома с просьбой перейти на заочное обучение, так как зоотехник исчез в неизвестном направлении. Я не мог отказать: в меня верили как в специалиста. Экстерном сдал предметы за два оставшихся курса и получил диплом. А на руководство колхоза обком партии наложил выговоры за отставание в сельском хозяйстве. Надо было исправлять положение не за награды и не ради хвастовства.
Честно жить
и трудиться
Январбий Калашаов просто любил свою работу, отдавал ей массу времени. Через год колхоз имени М. Калинина завоевал Красное знамя обкома партии — высокую награду. А в областной газете была опубликована статья об опыте преодоления отставания в сельском хозяйстве.
— Больших затрат не требовалось, — до сих пор считает Январбий Теучежевич. — Надо честно жить и работать, не обманывая твоих подчиненных — тружеников, на чьих плечах лежало дело. В мое время они очень осторожно относились к руководителям, которые много обещали, но результата не было. В частности, достойной зарплаты за труд от зари до зари.
Люди поверили Январбию Теучежевичу в том, что можно своими силами изменить условия труда на животноводческих фермах. Убедили правление колхоза выделить стройматериалы, построили базы и отремонтировали клети для содержания животных. Сам ход плодотворной работы подсказал молодому зоотехнику, каким образом организовать дело, чтобы оно приносило прибыль колхозу. В частности, всего один раз в году начали застилать овечьи стойла соломой во время уборки пшеницы не на метр, а на несколько. Что это дало? Шерсть овец стала чистой, увеличился ее настриг, план выполнялся, росла и заработная плата. Но чтобы этого достичь, главному зоотехнику колхоза Январбию Калашаову потребовался убедительный экономический анализ, чтобы и правлению колхоза, и животноводам было выгодно перейти на новые методы работы.
Наград не было
Ради дела Январбий Теучежевич принимал и непопулярные решения, которые руководству колхоза и более высокому начальству не нравились. Так, на летнее время необходимо было выгонять скот на горные пастбища, но животноводы отказывались, так как маленькая заработная плата не стимулировала проживать на природе. Главный зоотехник разработал прогрессивные условия системы оплаты труда именно на пастбище.
— Мне и скотники не поверили, и руководство колхоза тоже, — рассказывает Январбий Теучежевич. — Слишком много денег я запросил. В чем суть? Стопроцентная сохранность поголовья, ежесуточные привесы — одна премия, меньше — другая, но не ниже 96 процентов. Расчетами показал, что это выгодное дело.
В результате все стадо крупного рогатого скота вернулось с пастбища без потерь, с хорошим привесом, животноводы — с весомой зарплатой, колхоз — со снижением затрат на содержание скота. Калашаову рацпредложение обошлось без наград, да он к этому и не стремился. Но его патриотизм  высокое руководство отметило тем, что назначило инструктором в сельхозотдел обкома партии.
Получилось так, что коллеги по работе Я.Т. Калашаова стали востребованными на более высоких должностях в районах области. В отделе он остался один. Сидеть за столом с важным видом не стал. В кабинете в одном из шкафов нашел документы статуправления за пять лет по развитию сельского хозяйства в Адыгее. Январбий Теучежевич занялся их систематизацией, разложил по папкам по производственным, экономическим, кадровым и другим вопросам. В результате любую справку обкому партии для отчета можно было сделать оперативно и точно, не обращаясь к областному правлению сельского хозяйства, НИИ, тянувшим время. Один человек заменил несколько организаций.
На переднем крае
Однако кабинетная суета была не для Я.Т. Калашаова, хотя за два года он ни разу не напросился на живую работу: партийный долг и ответственность за порученное дело были превыше всего. Но так получилось, что начальник управления сельского хозяйства Кошехабльского района не выполнил свои обязательства и был освобожден от работы. На этот пост партия назначила коммуниста Я.Т. Калашаова.
— Никогда не верил чиновникам, которые без боязни соглашались занять высокие должности, — говорит Январбий Теучежевич, — ведь тебе доверили не просто дело, а прежде всего людей, которых необходимо организовать на работу, уверить их, что все получится не воровством и подхалимажем перед начальством, а каждодневным трудом.
Через год Кошехабльский район был награжден Красным знаменем ЦК КПСС и Кабинета министров СССР за успехи в развитии сельского хозяйства. Однако прямота Я.Т. Калашаова в отстаивании своего мнения не понравилась райкому партии. Он понял, что далее работать под его руководством не сможет. Друзья по институту пригласили его возглавить большой колхоз в Тимашевском районе. Узнав об этом, обком партии решил не расставаться с опытным специалистом, не идущим на поводу у чванливых представителей местной власти. И снова судьба предоставила ему возможность показать себя талантливым организатором сельского производства. Январбия Теучежевича назначили директором отстающего совхоза «Адыгплодопитомник» Кошехабльского района.
Саду цвесть!
— Фруктовые деревья сажались без технологического, технического, экономического обоснования, — рассказывает Я.Т. Калашаов. — Засадили 1500 гектаров, а на территории хозяйства проживали всего три тысячи человек, из которых половина пенсионеры, дети, сельская интеллигенция. Из других колхозов совхозу «Адыгплодопитомник» передали аул Хачемзий, хутора Отрадный, Ново-Алексеевский со всем хозяйством — планами на производство всевозможной растительной и животноводческой продукции. В общем, получился винегрет. Более того, рядом с плодовыми деревьями была плантация шелковицы, на которой выращивали коконы шелкопрядов, что было недопустимо.
Отвечать за такую бесхозяйственность наверху не захотел. И вновь Я.Т. Калашаов ради коллективного дела взял на себя ответственность. Ночью бульдозером выкорчевал шелковицу. Пришла депеша от самого Ивана Медунова — первого секретаря крайкома партии с резолюцией: «Освободить Я.Т. Калашаова от должности. Наложить самое суровое партийное взыскание».
— Должности не было жалко, а вот ради людского труда стоило побороться, — поясняет Январбий Теучежевич. — Я заручился поддержкой специалистов «Кубаньплодопрома», куда входил наш совхоз, и ученых. Высококвалифицированная комиссия дала заключение, что действительно противоестественно выращивать плоды рядом с шелковицей. И тем не менее райком партии передал мое дело в комитет народного контроля: для порядка объявили выговор.
Из-за просроченной ссуды в 620 тысяч рублей совхоз «Адыгплодопитомник» был снят с финансирования. Но Я.Т. Калашаову директор районного банка пошел навстречу, потому что знал, что деньги пойдут в дело. А ведь ему в наследство достался разбитый машинно-тракторный парк, самому приходилось ездить на бензовозе, а уж о трудовой дисциплине и говорить не приходилось. Как говорится, засучил директор рукава, и уже через одиннадцать месяцев 1973 года совхоз «Адыгплодопитомник» перевыполнил план по всем показателям, особенно по плодам. На старой весовой люди ждали последний трактор с фруктами с нетерпением. Когда услышали цифру, начали плакать от радости. Впервые совхоз получил 620 тысяч рублей чистой прибыли. В объединении «Кубаньплодопром» совхоз «Адыгплодопитомник» занимал последнее 33 место, но сразу перескочил на 18-е, а потом и на 9-е.
— Вместо 9 тонн собрали 56 тонн ягод, — вспоминает Январбий Теучежевич. — Это была заслуга простых тружеников. На плантациях работали пожилые женщины, которые еще в 30-м году закладывали ягодники. Как-то смотрю, что без настроения они собирают клубнику. В чем дело: вроде урожай хороший. А они мне правду-матку в глаза: «Соберем за день по 30 килограммов, а их по записочкам и бесплатно отвезут районным начальничкам». С этим мириться нельзя! Обиженных много было, но я прежде всего ценил простых тружеников с рабочими руками. С иждивенчеством было покончено.
В совхозе был свой детский садик. Как-то зашел туда Я.Т. Калашаов. Избушка на курьих ножках: грязно, тесно, печное отопление. Ему как директору полагался особняк бывшего рукодителя совхоза. Он долго не раздумывал: в просторный дом переселись ребятишки. Со временем, когда разбогатели, на автобусе их подвозили из окрестных населенных пунктов. Каждая копеечка шла в дело: начали строить жилье для приглашенных специалистов, общежития, а главное — добротные дороги для перевозки фруктов и ягод к местам складирования. Для охраны садов Январбий Теучежевич привез 24 овчарки, снова вызвав недовольство у высокого начальства: мол, собак больше ценит, чем людей. Но зато сохранил урожай. И таких вроде бы мелочей было много, но за ними стояли дело и люди, которые работали от души и плодотворно. Он до сих пор помнит слова первого секретаря обкома партии Нуха Берзегова: «Хороший парень — это не профессия».
Более двадцати лет Январбий Теучежевич и его супруга Жанна живут в Майкопе. Воспитали троих детей, подрастают девять внуков. Жизнь, но только в другом интересном ракурсе продолжается.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости