Понедельник . 21 Апрель . 2025

Правительственной комиссии поручено обеспечить сбалансированность товарных рынков и не допустить ускорения роста цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие. В этой связи администрация города Майкопа проводит мониторинг минимальных и максимальных цен на определенные группы товаров.
«Ножницы» цен вызывают «ножницы» мнений. По данным опроса ВЦИОМ, ограничение ввоза зарубежных товаров принесет пользу России, в чем уверены 80% респондентов. Негативные последствия для нашей страны предсказывают только 9% участников опроса, а каждый десятый (11%) затруднился ответить на этот вопрос. А что думают по этому поводу реализаторы и товаропроизводители?
Сегодня на газетный ринг для обсуждения актуальной темы мы пригласили директора семейного гипермаркета «Магнит» Д.Н. Лежнева и хозяйку личного подсобного хозяйства Г.Н. Форкуш.
Как скажется Российское продовольственное эмбарго на жизни граждан России, на поставщиках и производителях, смогут ли санкции стать толчком к экономической самодостаточности во всех отраслях отечественной экономики? — эти и другие вопросы мы задали участникам ринга, по-разному реагирующим на ситуацию, имеющую, безусловно, не только экономическую, но более политическую окраску.

Галина Форкуш: «Мы сумеем себя прокормить»

Мы с мужем начали решать свою личную продовольственную программу в неблагословенные девяностые годы. И поросят дер­жали, и нутрий, потом перешли на птицу. Разные пережили периоды. Было и трудно и непонятно, но учились терпеливо. На накопление опыта ушло лет восемь. Можно было бы этот путь сократить в несколько раз, но тогда каждый выживал кто как мог, без помощи и поддержки государства. В какой-то период вообще, казалось, дело застопорилось, потому что на прилавки магазинов хлынула импортная продукция. Помню, на рынке ко мне подошла женщина и сказала: «Никто не хочет покупать ваших кур, потому что все это есть в магазинах. Пойду и куплю себе окорочков — и дешево, и вкусно».
Прошло еще некоторое время, мои клиенты наелись перемороженных окорочков, помидоров, которые по полгода не гниют, молока, которое по месяцу не киснет. И вот уже примерно такая же женщина подходит ко мне на городской ярмарке и заказывает курочек с «худыми» ножками. Она уже давно поняла, что птица, выращенная за пятьдесят дней, напичканная разными препаратами и больше по размеру похожая на курицу-монстра, ни в какое сравнение не идет с моим молодым петушком, который или свое мясо «набегал» на воле, или не спеша доходил до товарной кондиции месяца три— четыре. Да, мои петушки дороже бройлеров и тем более дороже импортных кур, но, думаю, хватит уже экономить на своем здоровье. Мясо птицы, которое мы выращиваем, плотное, не расползается, оно свежее и вкусное.
Но, ладно, я хотела сказать о другом. О том, что не стоит волноваться по поводу запрета на ввоз в нашу страну некоторых импортных продуктов. У нас есть все свое, надо только немного поменять государственный подход к поддержке аграриев. У меня есть знакомые в хуторе Чернышове, которые выращивают капусту, морковь, лук, ранний редис, помидоры, огурцы. Так к ним на огородное хозяйство заезжают целые «фуры» , которые загружают под завязку овощи и везут в Москву и северную столицу. Мы действительно умеем выращивать востребованную, отвечающую всем стандартам продукцию. Сама видела, что эти большегрузные машины сети «Магнит» тоже отгружали от хуторян овощи. По всему видно, что уже пошли новые контракты с местным поставщиком, и это радует. Я зашла в «Магнит» и поинтересовалась, что же там продают сегодня после того, как нас стали пугать исчезновением импортных яблок, залитых воском. В «Магните» я увидела наши приличные яблоки, отличные персики и виноград из Закавказья. Персики стоят 70 рублей, то есть цена нисколько не выше бывших импортных. Морковь, картошка, капуста по 13 рублей. А чеснок... На рынке он стоил 100 рублей, сейчас в «Магните» наш чеснок лежит по 60 рублей за килограмм.
Зашла я в магазины «Агрокомплекса» в Майкопе. Удивилась. Прекрасные колбасы из хорошего мяса. Кстати, я теперь поняла, почему некоторые на вид красивые колбасы местного производства иногда даже моя кошка не ела. Скорее всего, их готовили из дешевого импортного мяса. Некоторым производителям колбас теперь надо перестроиться, и им будет трудновато, но, думаю, не стоит сильно поднимать цены, как это сделали васюринцы. Покупательская способность у нас все-таки невысокая, и я как предприниматель уверяю: путь резкого скачка к повышению цен на производимое мясо добра хозяйству не принесет.
Словом, для потребителя ситуация совершенно не критическая. Во-первых, потому, что даже горожане поняли, что можно уже начинать жить поближе к земле. А благодаря таким личным подсобным хозяйствам, как наше, будет расширяться внутреннее производство и мы, фермеры или ЛПХ, можем сыграть в том заметную роль. Да, гурманы подали свой голос из-за снятия с полок каких-то элитных сыров или рыбной продукции. Но, как говорится, век мак не родил и голоду не было. Подобрать замену нетрудно. По крайней мере, просмотрев список товаров, попавших под санкции, я не увидела ни одного, который нельзя было бы заменить.
Вот только с рыбой пока непонятно. Она астрономически подорожала. Сельдь стоит уже около 120 рублей, скумбрия мороженая — 170, копченая — под 300 за килограмм. Резко подскочила цена на сахар. Правда, в «Магнитах» она еще держится на уровне 36 рублей, а на рынке уже не ниже 40 рублей за килограмм, а где-то уже и по 45.
Не очень хорошо у нас с говядиной. Я где-то прочитала, что мы обеспечены этим мясом только на 40 процентов. А земли пустуют. В той же Красной Ульке огородили под пастбища десятки гектаров, пустили год назад туда бычков, на том дело и стало.
Словом, и наша семья, и мои коллеги по выращиванию птицы в ЛПХ с большой надеждой смотрят на действия правительства. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Может, впрямь, возьмемся свои внутренние ресурсы поднимать.
А напоследок , приведу только несколько цифр. За одну партию положенных в инкубатор яиц я выращиваю до 200 голов молодняка птицы. За год выращиваю примерно 600. Это небольшие объемы. Но если учесть, что семья из трех человек съедает за день одного моего петушка, то выходит, что я могу такую семью кормить целых два года. Это грубый подсчет. Но суть в том, что мы уверены, что сумеем сами себя прокормить без мидий и заморских ананасов.

Дмитрий Лежнев: «Я за то, чтобы мы сохраняли достоинство»

Санкции, запреты и ограничения, угрозы и вызовы — все это политика, а мне меньше всего хотелось бы говорить о том, в чем я, если и разбираюсь, то на уровне обывателя. Поэтому свое мнение буду высказывать лишь в рамках тех полномочий, которые мне отведены в многогранной сети «Магнит». А здесь я отвечаю за то, чтобы у потребителя конкретного гипермаркета не было претензий к качеству и безопасности нашего товара.
Что у нас изменилось? Да, есть некоторый спад продаж на отдельные виды рыбы, сыров. Но это не та продукция, отсутствие которой может вызвать заметный ажиотаж.
Да и сентябрь — время иных забот, поскольку отпуска кончились, гости разъехались, украшать стол заморскими продуктами нет нужды. Надо покупать учебники, школьную одежду, а не заморачиваться по поводу того, будут ли в продаже мидии или сыр с плесенью.
Да, некоторых видов сыров у нас не будет, но основная группа этого продукта никуда не денется.
Молочная продукция у нас и была, в основном, отечественная. «Кубанская буренка», «Адыгейское молоко» — все это с удовольствием забирают покупатели с торговых полок.
Из мясной продукции «Магниты» делают ставку, в основном, на охлажденные виды мяса птицы. А это поставляют нам российские поставщики.
Что касается фруктов и овощей, то здесь есть и будут некоторые проблемы, но объе­мы поставок наши партнеры выдержат. Сейчас у нас в продаже яблоки краснодарские, некоторые фрукты из Грузии.
Вообще человека не столько интересует поставщик, сколько сам вид товара. Ведь проблема часто заключается в том, что отечественные яблоки или овощи проигрывают из-за своего непрезентабельного товарного вида. Поэтому, когда к нам приходит поставщик, желающий с нами сотрудничать, я связываюсь с руководством, и далее они уже обсуждают взаимные условия. А они строгие. Мы требуем соблюдения санитарных, правовых, юридических норм, вникаем в возможности поставщика, чтобы соблюсти необходимые объемы поставок, потому что сеть у нас огромная, и продукцию одинаково должны получать в должном объеме как маленькие магазины, так и гипермаркеты.
Для наших земледельцев, фермеров, предпринимателей, держателей ЛПХ, иных производителей нынешняя ситуация — время новых возможностей. Все, кто раньше не мог пробиться к прилавкам торговых сетей, сегодня могут перестроиться, но они должны изменить, прежде всего, свое отношение к культуре производства. Яблочко с червячком — это, может, и привычно для российского потребителя, но лучше бы, чтобы привезенные фрукты из кропоткинского сада выглядели не хуже, чем польские.
Введение продовольственного эмбарго — это и для нас в некотором роде вызов, в котором мы должны сохранить свое достоинство.
Что касается цен... Здесь тоже есть и будут свои нюансы. Импортная продукция в большинстве своем была немного дешевле отечественной. Хотя сегодня, к примеру, наши яблоки стоят не дороже польских. Но надо понимать, что на Западе иная кредитная политика для поддержки производителя. Надо менять и систему поддержки отечественного производителя. Но это тема для отдельного рассуждения.
Итак, что для нас значит эмбарго?
Мы, конечно, сейчас имеем некоторые риски допустить отток покупателя и снижение объемов поставок. Но эксперты сети «Магнит» профессионально просчитывают действия и, конечно же, понимают, как надо перестроиться, чтобы сохранить отлаженный механизм в своей деятельности.
Если бы этот расчет отсутствовал, то мы бы сегодня имели пустые полки без овощей, фруктов, рыбы и сыров. Но часть не поступавшего теперь импортного товара мы относительно безболезненно заменяем на отечественную продукцию.
На контроле находятся и цены. Нам уже звонили из администрации города, которая проводит мониторинг цен на определенные группы товаров с учетом их минимального и максимального уровня. Так что хаоса в ценообразовании не будет. Но это не значит, что все останется по-прежнему. Как говорится, посмотрим на ситуацию в течение года — такой срок назначен для перестройки в связи с продовольственным эмбарго.
Я уверен в том, что со временем все наладится, когда будут найдены новые поставщики. Драматизировать ситуацию сеть «Магнит» не намерена и сегодня, поскольку даже вопреки некоторым потерям, используя для этого свой материальный фонд, мы по-прежнему намерены думать, в первую очередь, о покупателе, о том, чтобы не разочаровывать его.
Что же касается действий российского правительства в отношении эмбарго, то я как гражданин своей страны отношусь к этому с пониманием. Мы — большая страна. И не надо нас пугать, унижать. Все трудности — это наши трудности. Мы умели всегда и сумеем их преодолеть сейчас. В конце концов это не кризис. Это не времена вынужденных талонов и ограничений в отпуске людям продуктов. Все у нас необходимое есть.

 



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.