Пятница . 29 Март . 2024
В Национальном театре РА состоялась премьера спектакля по пьесе Бертольда Брехта «Кавказский меловой круг» в постановке режиссера, художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР Касея Хачегогу. По словам режиссера, постановка была задумана им 20 лет назад, но осуществить ее удалось только сейчас. Брехт — это, несомненно, классика. Однако у каждого режиссера он получается свой. «Кавказский меловой круг» Касея Хачегогу — это межнациональный проект, который выражает идею единения народов России и сохранение их аутентичности. С одной стороны — об этом повествует и финальный монолог одной из героинь: «Верю, что не погаснет огонь в очаге, не растворимся в водовороте времени, сохраним свой язык, традиции, обычаи, культуру. Верю в мудрость народа. Я верю, я знаю, я жду!  Сила наша — в единстве!», с другой — спектакль идет одновременно на нескольких языках с синхронным переводом, что само по себе подчеркивает его объединяющий характер. В изначальной версии пьесы «Аугсбургский меловой круг», написанной в 1940 году, действие происходит в Германии времен Тридцатилетней войны. Но в 1945 году появилась вторая версия произведения (где события разворачиваются в Грузии), как дань автора самоотверженности советского народа в Великой Отечественной войне. Но, по большому счету, происходящее носит общенацио­нальный характер, поэтому немудрено, что у каждого режиссера главные герои наделяются характерными национальными чертами и, соответственно, именами. Это притча о добре, любви и самопожертвовании, которая, несмотря на простоту идеи, требует от зрителя некоторой подготовленности. Как минимум, на уровне прочтения произведения накануне посещения театра. Иначе можно просто не уследить за нитью повествования, которое развивается настолько стремительно, что просто захватывает дух. Стремительность эта и эмоциональная, и визуальная: главные герои в буквальном смысле выкладываются на сцене физически. А эпичность происходящего подчеркивают декорации — простые и технически сложные одновременно: здесь и объемная карта региона, и беговые дорожки, и подвесной мост, и льющиеся с «неба» потоки воды, и бурная гроза, и огромный вращающийся круг, символизирующий «колесо времени»... Роль главной героини — судомойки на губернаторской кухне Асият — исполняет Асиет Вайкок. Созданный ею образ приковывает внимание на протяжении всего спектакля естественностью и правдоподобностью. Она дрожит от холода и излучает тепло, падает от голода и сокрушает гневом, когда градус несправедливости зашкаливает, она поет, когда другая женщина — не мать — должна была бы плакать... Но мать не может позволить себе слабость, пока опасность угрожает более слабому, пусть даже не ее собственному, а чужому ребенку. Образы певца-рассказчика и одновременно жениха Асият, Булата, великолепно «уживаются» в Тимуре Исупове, на «долю» которого в этой постановке выпали и нешуточные физические нагрузки, ведь именно ему режиссер доверил раскачивать «колесо судьбы», параллельно определяющее и границы магического мелового круга. И жизнь его самого по сути переходит с одной чаши весов на другую, но и главная героиня, и зритель доверяют Булату безусловно: такой устойчивостью веет от созданного им образа защитника, не важно, кого он в этот момент защищает — заслуживающую порицания супругу губернатора или самоотверженную невесту. Великолепен в роли писаря-судьи Аздака Зуральбий Зехов, сумевший создать спорного персонажа, вызывающего и жалость, и презрение, и восхищение одновременно. В целом режиссеру удалось внушить зрителю мысль о том, что ничего в нашей жизни не бывает однозначным. И финал, диаметрально отличающийся от концовки притчи о мудром царе Соломоне, лежащей в основе пьесы Брехта, только подтверждает это. А завершающий монолог о необходимости единения в исполнении Мариет Биданоко, от которого в буквальном смысле мурашки по коже, напоминает нам, что любое противостояние бессмысленно, если оно может уничтожить предмет, за который идет борьба. Снимок предоставлен Национальным театром РА.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости