История Великой Отечественной войны полна примеров мужественности и героизма защитников Отечества, которые предпочли смерть плену, как, например, бойцы и командиры, оборонявшие Брестскую крепость и оставившие на ее стенах полные боли и любви к Отечеству строки: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!». Героическую и мученическую смерть приняли защитники и мирные жители, оборонявшиеся в Аджимушкайских каменоломнях под Керчью, и многие другие, ибо и нацизм в той войне отменил многие правила обращения с пленными, которых он априори объявлял представителями «недочеловеческих рас».
Но не всем суждено было родиться героями. Многие и многие тысячи солдат, попав в плен, надеялись выжить в кровавом молохе войны, однако принимали потом мучительную смерть в нацистских концлагерях. Достаточно вспомнить судьбу почти 4 тысяч советских военнопленных в лагерях Майкопа, многие из которых погибли или были казнены гитлеровцами на дубзаводе и в Конюховой балке.
Кстати, немцы включали в число военнопленных не только кадровых военных, а зачастую всех мужчин от 16 до 65 лет на оккупированных территориях, коммунистов, комсомольцев, заложников из мирных жителей в районах партизанского движения. Были разными и обстоятельства попадания в плен: случайность, сознательная сдача, а иногда и результат бездарного командования военачальников. Вспомним окружения под Киевом, Волховом, Харьковом, в которых в плену оказались сотни тысяч советских солдат.
— В плен я попал в октябре 1941 года под Белой Церковью, мы находились на марше. Со мной вместе было много сельских парней, порой в глаза не видевших военной техники. Многие даже не имели винтовок, шли чуть ли не с палками, — вспоминал житель Шовгеновского района Адыгеи, ветеран войны Василий Колесников. — Налетели немецкие бомбардировщики, рядом упали бомбы. Очнулся я, когда надо мной стояли немцы...
Почти всю войну Василий провел в страшном немецком концлагере Заксенхаузен. После освобождения, как и многие тысячи его сверстников, прошел проверку в СМЕРШе и только в 1948 году вернулся домой. В послевоенные годы ему приходилось скрывать нахождение в плену даже от родных, и только в начале 90-х его признали узником нацистских концлагерей.
Тема военнопленных в годы Великой Отечественной была долго под негласным табу в обществе, предметом глубоких и секретных исторических исследований она становилась крайне редко.
Судьбы отдельных людей — это трагедии, а судьбы тысяч — уже статистика. Историки до сих пор расходятся в оценках количества советских военнопленных в годы войны. По данным комиссии Минобороны России, пленных было около 4 млн., при этом вернулись из плена 1,8 млн., из них около 1 млн. были возвращены в армию, 600 тыс. для работы в промышленности в составе трудовых армий и рабочих батальонов и 339 тыс. (в том числе 233,4 тыс. бывших военнослужащих) были осуждены и направлены в лагеря НКВД по обвинению в сотрудничестве с противником. Большинство бывших военнопленных получали по 10 лет по статье 58 УК РСФСР. Таких лагерей в 1943 году было уже 23. По сути это были тюрьмы строгого режима. По статье 193 УК РСФСР 1926 года добровольно сдавшимся в плен грозил расстрел с конфискацией имущества. Известен и приказ №270 «Ни шагу назад!» от 16 августа 1941 года, по которому бойцы были обязаны сражаться «до полного исчерпания средств к сопротивлению», иначе наказанию подвергались не только попавшие в плен, но и члены их семей в тылу.
В июле 1945 года многие бывшие военнопленные были амнистированы. Тех, кто по возрасту не подлежал демобилизации, направляли в рабочие батальоны, причем с 1946 года им было запрещено возвращаться в родные места. И только 60 лет назад, в 1956 г. вышло постановление «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и их семей». По нему дела бывших военнопленных были пересмотрены, а подавляющее большинство из них реабилитированы и получили возможность вернуться к своим семьям. В личном плане, однако, им приходилось непросто: большинство молчали о своем трагическом прошлом, те, кто его не скрывал, зачастую обвинялись в быту «предателями» и «власовцами».
В начале 80-х годов многих бывших пленных признали ветеранами Великой Отечественной, а некоторые из них к 40-летию Победы получили орден Отечественной войны I степени. Нужно отметить, что большое число попавших в плен до сих пор числятся пропавшими без вести. Об этом говорят рассекреченные к 70-летию Великой Победы документы Центрального архива Минобороны.
Поэтому, чтобы достойно чтить память предков, не утратить связь времен, необходимо знать и помнить и о таких, ранее «неудобных» страницах истории страны. Тем более, что такие фразы, как «умереть за родину», «жертвовать собой», «честь дороже жизни», уже давно не являются для западных обывателей мерилом солдата и мужчины. Они им просто непонятны.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Комментарии