Мне часто задают вопрос, есть ли у меня любимое место в горах Адыгеи, куда бы я стремился попасть снова и снова? Как я вижу, слышу и чувствую ту красоту природы республики, о которой иногда пишу? Есть ли такое место, где птицы поют как-то по особенному, листва деревьев шелестит так, как будто разговаривает с тобой? А ручей воркует и передает тебе информацию о всех красотах Адыгеи, и ты внимательно слушаешь его, погружаясь в нежный пульсирующий напев. Есть ли такое место, где вся природа рада тебе, где в любую погоду тебе хорошо и уютно? Где ты прислушиваешься к размеренному ритму жизни гор в тишине ночи, встречаешь пробуждение леса на рассветных лучах солнца, любуешься радужными бликами водопада, и где горный воздух исцеляет от недугов.
И я, не задумываясь, отвечаю: Лагонаки. Этот седой, отшлифованный ветрами уникальный ландшафт горной природы не оставит своей красотой никого равнодушным.
Жителю республики или приехавшему туристу в Адыгее необходимо посетить Центральный рынок Майкопа и купить там адыгейский сыр и чесночную соль; сходить в Музей Востока, где узнать о древней культуре, быте и нравах населяющих Адыгею народов, обязательно побывать в Хаджохской теснине, на водопадах Руфабго, в поселке Гузерипль, посетить Свято-Михайловский монастырь, и, конечно же, плато Лагонаки.
Здесь, на Лагонаках, всегда можно найти для души свой заветный, никем не посещаемый, сказочно красивый заповедный уголок природы. Здесь в меня вселяется какое-то восторженное чувство свободы от всего земного. Я еду на Лагонаки при любом подвернувшемся случае, без всякой серьезной причины, в надежде как можно дольше побыть на его чудесных альпийских просторах. Стремлюсь в этот восхитительный мир гор, где для меня радостно улыбается день, цветет и благоухает природа, как тот заветный аленький цветочек.
Сегодня солнечный день. Поднявшись в урочище Желоб, остановились на перевале Азишском. Здесь оживленно снуют легковые автомобили, прогуливаются отдыхающие. Азишский постепенно превращается в самый оживленный в Адыгее высокогорный придорожный рынок и наиболее востребован туристами.
Осмотрев огромные альпийские луга и массив горы Абадзеш, спускаемся на край скальных обрывов Утюга, к Каменным воротам. В этом разрыве среди скал в советский период проходила скотогонная тропа — самый удобный и короткий путь к альпийским пастбищам.
Справа и слева каменные истуканы, поросшие причудливо завитым сосновым лесом. Здесь, в сосновом бору, прекрасное место для отдыха с чудесным видом на Лагонакский хребет, долину реки Курджипс. Чтобы не сидеть на перевале, решили прогуляться к ближайшему от перевала водопаду реки Курджипс.
Тропа, нырнув под скалы, завела в заповедный замшелый пихтовый бор. Огромные, в три обхвата кавказские пихты стояли величаво. Среди них только маленькие зеленые пихточки резко бросались в глаза своей сочной нежной зеленью. Река Курджипс оказалась спрятанной от нас густым лесом. Кое-где с обнаженных скал свисали ветви красной смородины, тяжелые от переспелых ягод. К водопаду вела натоптанная туристами тропинка. Высокие стебли манжетки, чувствуя приближение осени, уже пожухли. На чистой глади воды появились первые золотинки — опавшие листья буков. Водопад, некогда бушевавший мощным потоком, теперь струился серебристыми прядями, перепрыгивая с уступа на уступ. И чтобы насладиться симфонией падающей воды, нам пришлось вплотную подобраться к его холодной броне. Водопад, рассыпаясь и крошась на отвесных скалах, издавал завораживающие звуки флейты. С седых, с красными подпалинами скал, обрамляющих водопад, свисали, как гигантские косы, зеленые пряди можжевельника.
Как-то незаметно спряталось от нас солнышко. Перистые облака постепенно превращались в перисто-кучевые. На небо «высыпалось пастись» целое стадо тонкорунных «барашек». Они, словно белые гребешки волн на фоне синего моря, построились ровными параллельными рядами и спешили в свое загадочное небесное царство.
Каждое облачко-барашек, как распустившийся цветочек, радужно сияло малиновым ореолом в лучах заходящего солнца. По-видимому, эти фантастические свечения вызывают капельки влаги, превратившиеся там, на высоте, в изумительные кристаллики льда или жемчужные горошины. Из этих фантастических аленьких воздушных пролесков с поднебесной высоты на нас стала просыпаться мелкая осенняя морось.
Светлый лучезарный день медленно терял свою яркость. Нежные моросящие дождинки тонким налетом покрыли наши плечи и рюкзаки. Пора возвращаться домой в уют теплых городских квартир.
Путь подъема на перевал Азишский из долины реки Курджипс стал для нас сложнее, чем был спуск утром. Тропа кое-где подмокла и раскисла. Теперь приходилось чаще останавливаться, но мы упорно карабкаемся в гору. Но вот и перевал Азишский. Сели отдохнуть и еще раз полюбоваться просторами альпики и медленно плывущими облаками.
Облака Западного Кавказа — это чудесная, красочная, вечно живая, чарующая картина жизни гор. Ее вечное, живое притяжение радует взгляд. Они издревле олицетворяли высокую, недосягаемую мечту человечества к воздушному путешествию. Эти удивительные фантастические цветы неба, которым по красоте нет равных, расцветают почти каждый день и очаровывают нас постоянно меняющимися красочными узорами.
И вот сегодня по сочному ультрамарину осеннего неба раскинули свои седые пряди перистые облака. Их серебристые нити переливаются перламутром в лучах полуденного солнца, как полотна тонкого китайского шелка, в легком воздушном потоке. Белые волокна движущихся облаков то и дело изменяют свои очертания и формы. Давно нами замечено, что эти плавно скользящие по небу белые полоски — предвестники теплого фронта, проникающие в долину реки Белой через гигантский провал в Главном Кавказском хребте под названием Колхидские ворота, приносят нам непогоду.
Но она нас сегодня не застанет в горах. Мы уже мчимся в автомобиле в город из царства осени в суету любимого города.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
43 просмотров
0 комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Решаем вместе
Есть вопрос?
Напишите нам
Комментарии