Четверг . 28 Март . 2024
В начале 90-х годов прошлого века в Адыгее бытовала ироничная шутка о том, что в числе ведомств новорожденной республики будет создано и министерство речного флота. Но, оказывается, у Адыгеи действительно был свой, пусть и небольшой речной флот на реке Кубани в 20-х годах прошлого века.Первенцы адыгейского флота В начале XX в. на Кубани существовали крупные пароходства Дицмана, Петрова, Голубова, Вафиади и Хаджи Дука. Особенно мощным и жизнеспособным было пароходство Дицмана. К 1914 г. оно превратилось в крупное акционерное общество, практически монопольно эксплуатирующее реку. В 1920 г. весь речной флот Кубани был национализирован. А в 1924 г. Кубано-Черноморский совнархоз передал вновь созданной Адыгейской (Черкесской) автономной области один пароход, два катера и три баржи. Позднее число барж выросло до восьми. В августе 1924 г. при Адыгейском облисполкоме был создан отдел водного транспорта. Пароход, переданный автономии, до революции носил название «Пророк Илья» и имел двигатель мощностью 90 лошадиных сил. В Адыгее этот пароход переименовали в честь известного революционера Моса Хакаровича Шовгенова. А вот катера с прозаическими именами «Боря» и «Коля» стали называться «Черкес» и «Адыгейский комсомолец». Эти суда перевозили грузы и пассажиров из Краснодара в Эдепсукай, Воронежскую, Ново-Алексеевское, Усть-Лабинскую. Впрочем, история адыгейского речного флота оказалась короткой: на основании постановления Адыгейского областного исполкома от 19 августа 1927 г. водный транспорт АЧАО был передан Главкубагентству Госречпароходства. Однако сами суда сохранились и продолжали совершать рейсы по Кубани. Например, именно на пароходе «Шовгенов» грузинский лингвист Симон Джанашия в 1929 г. путешествовал из Краснодара в бжедугские аулы. Дальнейшая судьба первенцев адыгейского речного флота осталась неизвестной. С гордым именем на борту Рубеж 60–70-х гг. прошлого века стал временем бурного расцвета советского танкерного флота. И в 1970 г. на судоверфях югославского города Сплит на воду был спущен танкер типа «Сплит» водоизмещением около 24 тыс.тонн, который получил имя «Мос Шовгенов» с припиской в порту Новороссийска. Рождение этого танкера стало целым событием для небольшой Адыгеи. С экипажем танкера регулярно встречались делегации из ААО, им рапортовали о своих успехах колхозники области. Танкер «Мос Шовгенов» перевозил топливо в самые разные порты Мирового океана, от Европы до Индокитая. Проработал этот танкер на океанских линиях 22 года, пока на волне перемен не был списан и распилен на металлолом в 1992 г. при приватизации Новороссийского морского пароходства. Героическая судьба «Майкопа» В далеком 1893 г. на судоверфях Триеста была спущена на воду паровая шхуна «Елена Куппа» водоизмещением 842 тонны, которую приобрел бердянский судовладелец Константин Маврокордато. Судно было мобилизовано осенью 1914 г., переоборудовано в тральщик и под наименованием Т-265 включено в состав Черноморского флота. В мае 1918 г. тральщик попал в руки немцев, которые в апреле 1919 г. его передали белогвардейским вооруженным силам Юга России. В январе 1920 г. тральщик вошел в состав советской Азовской флотилии и после перевооружения превращен в канонерскую лодку «Зеленый партизан», переименованную в «Червонный казак». В августе того же года лодка была потоплена в Темрюке во время белогвардейского десанта генерала Улагая. В июне 1921 г. судно подняли, включили в состав Азовской флотилии. С 17 марта 1922 по 29 июня 1941 г. корабль назывался «Майкоп». В 1938–39 гг. его капитально отремонтировали, а в июне 1941 года мобилизовали и переоборудовали в тральщик Черноморского флота под №68. В ноябре 1941 г. тральщик затонул у берегов Тамани, но его снова подняли и отремонтировали, а 21 июня 1944 г. переоборудовали в электромагнитный тральщик, дальнейшая судьба которого неизвестна. Еще одно судно с названием столицы Адыгеи — теплоход-танкер «Майкоп» было построено в 1929 г. в Николаеве, на заводе имени А. Марти. Танкер вошел в состав судов концерна «Совтанкер», а в 1936 г. участвовал в третьей советской экспедиции особого назначения (ЭОН-3) по проводке миноносцев «Сталин» и «Войков» по Северному морскому пути из Ленинграда через Беломорско-Балтийский канал во Владивосток. Командовал экспедицией, которая прошла Арктику за одну летнюю навигацию, легендарный Отто Шмидт. В 1939 г. танкер «Майкоп» вошел в состав Дальневосточного морского пароходства. В середине ноября 1941 г. «Майкоп» под командованием капитана Левченко вышел из порта Владивостока и последовал в порт Сурабая на острове Ява. Там танкер загрузился кокосовым маслом, когда пришло известие о начале войны Японии против США. Однако 14 декабря на свой страх и риск «Майкоп» отправился в обратный путь. Но утром 20 декабря 1941 г., когда танкер «Майкоп» находился на траверзе филиппинских островов Сарангли, судно подверглось бомбежке японскими самолетами, хотя те ясно видели советский флаг над танкером. Японцы бомбили и обстреливали с кораблей торпедами «Майкоп» двое суток. На судне была разрушена радиорубка, убит радист Дианов и ранены шесть членов экипажа судна. В итоге непрерывных бомбежек танкер затонул. Посол СССР в Токио Яков Малик заявил протест заместителю министра иностранных дел Японии Ниси. Однако японские власти отмели все обвинения в гибели советского танкера, сообщив, что танкер разбомбили американцы, а японцы, наоборот, спасли экипаж «Майкопа», который находится «под защитой» в филиппинском порту Малабалая. На самом же деле моряки «Майкопа» на шлюпках высадились на берег острова Минданао, который еще удерживали американцы. Но вскоре остров был захвачен японцами, а советские моряки были ими интернированы и отправлены в Шанхай. Оттуда после долгих допросов и пыток экипаж «Майкопа» 30 июня 1942 г. передали советскому консулу. Однако во Владивосток моряки вернулись только через два месяца мытарств в оккупированном японцами Китае. Во Владивостоке капитан «Майкопа» Анатолий Левченко и помполит Александр Левин были преданы суду за утрату судна, затем воевали, участвовали в прорыве блокады Ленинграда. Помполит Левин погиб, а капитану Левченко удалось выжить. После войны он долгие годы командовал торговыми судами. В 1953 г. на Николаевском судостроительном заводе было спущено на воду третье в истории отечественного флота судно под названием «Майкоп». Это тоже был танкер типа «Казбек». Прослужил этот танкер в Новороссийском пароходстве до августа 1967 г., когда был снят с баланса. В 1975 г. Новороссийское пароходство стало принимать на английской судоверфи Swan Hunter Shipbuilding танкеры типа «Майкоп». В числе построенных британцами танкеров было судно «Helena», которое получило в СССР название «Майкоп». Этот танкер 1969 года постройки прослужил на флоте очень долго, пока в 2004 г. не был продан на металлолом в Шанхай. Ему в 1982 г. адыгейский поэт Джафар Чуяко посвятил свое стихотворение, опубликованное в сентябрьском номере журнала «Уральский следопыт». В 1973 г. на судоверфях словенского города Комарно было построено еще одно судно, которое носило название столицы Адыгеи. Теплоход класса «река — море», типа «Волго-Балт» был заложен в марте 1973 г., а в сентябре того же года спущен на воду как «Волго-Балт 176». В январе 1975 г. судно было названо «Советской Карелией» и работало многие годы на линиях Онежско-Петрозаводского речного пароходства. Спустя 24 года его переименовали в «Катю», а в 2001 г. — в «Aero». С августа 2005 г. теплоход носил название «Майкоп». Судно многократно меняло своих владельцев, в последние годы своей жизни принадлежало нескольким компаниям и даже попало в хронику водных происшествий. 13 мая 2013 г. теплоход «Майкоп» сел на мель на 1853 километре Волги при выходе из Сызранской воложки от причала Сызранского речного порта. В сентябре 2015 г. теплоход «Майкоп» был списан и продан в Турцию, где в августе 2017 г. его разрезали на металлолом в турецком порту Алиага. В 1981 г. на воду был спущен еще один самоходный нефтеналивной танкер «Майкоп» типа Р-142 «Самотлор» для перевозки топлива по озеру Байкал. В 1990-х его переоборудовали под бункеровочное судно, которое тихо ржавеет в одной из бухт славного озера. Под счастливой звездой Более счастливой оказалась судьба танкеров под названием «Адыгея», которых в истории было три. В 1976 г. Новороссийское морское пароходство приобрело на условиях бербау-чартера крупнотоннажный танкер шведского производства «Таурус», построенный в 1966 г. и ходивший под флагами Норвегии и Греции. Весной 1976 г. в греческий Пирей за судном отправилась команда нового советского танкера, получившего название «Адыгея» под командованием капитана Алексея Станиславского. Но выяснилось, что судно находится в итальянском Палермо, а не в Пирее, и его прежняя команда попросту разбежалась. Только через неделю «Таурус» пришел в Пирей, где его приняла советская команда. Судно, по оценкам советских моряков, требовало изрядного ремонта и дооснастки. И только 13 июля «Адыгея» под советским флагом вышла в первый рейс из Пирея в Новый Орлеан. Но в Америке нашим морякам пришлось еще раз чистить танки судна, а затем, добрав груз в канадском порту Картье, идти в Новороссийск, куда и пришел танкер в декабре 1976 г. Затем он много лет служил на торговых линиях, избороздив моря Мирового океана. Как и в случае с танкером «Мос Шовгенов», с экипажем танкера «Адыгея» у руководства и тружеников Адыгейской АО завязались тесные дружеские связи. Однако длились они недолго, так как уже в марте 1979 г. этот танкер был продан за рубеж. В 1986 г. в составе Новороссийского пароходства появился второй танкер под названием «Адыгея». Он был построен в 1982 г. на японских верфях Ошима и сначала ходил под флагом Либерии и названием «Norse Venture». К 2008 г. этот танкер еще числился на балансе компании «Новошип», но затем был продан. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 2005 г. была построена новая «Адыгея» — танкер класса «Афрамакс», принадлежащий компании «Совкомфлот». Построен он был корейской компанией Hyundai Heavy Industries по заказу Новороссийского морского пароходства. Обошелся более чем в 40 млн. долларов. Грузоподъемность судна составляет 106,5 тысячи тонн, 9 августа 2011 г. этот танкер «Адыгея» впервые отправился в рейс с грузом сырой нефти, добытой у берегов Бразилии на шельфовом месторождении «Перегрино», — новом проекте ведущей международной нефтяной компании «Статойл». Сейчас этот танкер «Адыгея» бороздит просторы океана под флагом Либерии. Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости