Пятница . 29 Март . 2024

— Прежде всего, Руслан Байзетович, какую роль вы отводите профсоюзам в современных условиях?
— Они являются правозащитной структурой, главной задачей которой остается защита интересов трудящихся в сфере оплаты труда, профессиональной деятельности и создания здоровых и безопасных условий на рабочих местах. Также в приоритете  остается борьба за достойную заработную плату работающего человека. Надо сказать, что результаты этой борьбы пока не в пользу работников. Государство не в состоянии устанавливать достойные оклады в бюджетной сфере, в реальном секторе экономики. А руководители предприятий, даже несмотря на солидную прибыль, сдерживают рост заработной платы работников, действуя в интересах акционеров и собственников, в том числе препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций. Есть категория предпринимателей, которые занижают свою прибыль, уводят ее из-под налогооблажения, используя серые схемы.
— А как профсоюзы Адыгеи действуют в этих сложных условиях?
— У нас есть отдел социально-трудовых отношений и правовая инспекция,  изучающие ситуацию по оплате труда в 500 учреждениях и предприятиях, имеющих профсоюзные организации. В случае выявления нарушений или по поступающим сигналам наши специалисты выходят в организации и выясняют причины нарушений, принимают меры к их устранению. На личном приеме в отделах Федерации профсоюзов РА по вопросам оплаты труда в среднем в месяц бывает до 20 человек. В отраслевых профсоюзах вопросами оплаты труда тоже занимаются систематически.  Эффект профсоюзного участия в решении проблемных ситуаций по вопросам оплаты труда, выплатам пособий, досрочных пенсий составляет в среднем 700 тысяч рублей в год. Это без учета того, что отраслевые профсоюзы также действуют достаточно эффективно и экономический эффект выражается в миллионах рублей в целом в год.
— Как вы оцениваете нынешний уровень заработной платы в стране и республике?
— Это важнейшая экономическая категория. Ее уровень заметно влияет  на социально-экономическое развитие отдельных отраслей экономики, а значит, всей страны и региона. Низкая заработная плата является причиной финансовой неустойчивости пенсионной системы, а для более 30% молодых наемных работников ставит под вопрос создание семьи, поскольку при зарплате в 12–15 тысяч рублей в месяц создание «ячейки общества» и рождение ребенка погружают семью в беспросветную бедность. Тем более, что после рождения ребенка один из родителей вынужден приостановить трудовую деятельность.
Много лет одним из  девизов профсоюзов является фраза «Работающий человек не должен быть бедным». Им может быть тот, кто в силу состояния здоровья не может достойно зарабатывать, или тот, кто откровенно не стремится к этому. Но если работник в течение 8 рабочих часов добросовестно выполняет свои должностные обязанности в качестве рабочего, учителя, медсестры или работника культуры, он должен иметь право на достойную зарплату, то есть такой ее объем, который обеспечивает экономическую свободу работающему человеку и его семье, поддерживает его здоровье и социальную активность, создает ему возможность развиваться, отдыхать, зарабатывать в условиях, не унижающих его достоинство.
— Что мешает навести порядок в этом важном для большинства работающих вопросе?
— Прежде всего существующая система оплаты труда. О чем можно говорить, если в стране официально установлена минимальная заработная плата в 7500 рублей. Значительная часть молодых людей не в состоянии учиться и получить хоть какую-либо профессию. Они не могут довольствоваться таким доходом, работая по 12–16 часов. Профсоюзы уже много лет настаивают на приравнивании МРОТ к прожиточному минимому, который в России составляет 10722 рубля, а в Адыгее 9302 рубля. Еще Алексей Кудрин в свое время обещал  решить вопрос, хотя эта норма трудового законодательства действует с 2002 года.
Чтобы найти возможность сэкономить средства на оплату труда, в свое время Алексей Кудрин инициировал и «продавил», несмотря на колоссальное протестное сопротивление со стороны профсоюзов, изменения в Трудовой кодекс. Теперь в МРОТ включают компенсационные и иные выплаты, что в значительной степени снизило плату за труд неквалифицированных работников, без которых, кстати, не обходится ни одно учреждение, организация или предприятие и даже сама Государственная Дума РФ. Это был удар по самой незащищенной категории работников.
— Имеются ли у нас факты дискриминации трудящихся в оплате труда?
— Всем известна запрещающая ее статья 2 Трудового кодекса, однако она   реально существует в виде дискриминации по месту жительства. С введением отраслевых региональных систем оплаты труда в бюджетной сфере каждый регион стал самостоятельно устанавливать базовые оклады и ставки в зависимости от возможностей бюджета. С одной стороны, это и понятно. Хотели  лучше, а получилось хуже, чем было. В результате отказа от единой тарифной сетки и перехода к региональным системам разница в оплате труда одной и той же категории работников бюджетной сферы, имеющих одинаковое образование, стаж работы, уровень квалификации и одинаковую нагрузку, может достигать 2–3-х раз в зависимости от места жительства. И даже быть разной в одном и том же регионе в зависимости от возможностей конкретного муниципального образования. Нам кажется, что в этом заложена большая несправедливость. К примеру, уровень заработной платы в  Майкопе в полтора–два раза ниже, чем в других регионах России.
Чтобы ликвидировать это неравенство, государство, по мнению профсоюзов, должно взять на себя обязанность субсидировать те регионы, которые не могут собственными силами устанавливать достойный уровень оплаты труда в бюджетных отраслях. Только при равном подходе в оплате труда равнозначных специалистов можно требовать и гарантировать качественное исполнение государственных заказов в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов для поступательного развития России на всем ее огромном пространстве .
— Руслан Байзетович, что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы уровень зарплаты позволял гражданам России и Адыгеи жить достойно?
— Для этого прежде всего нужно поднять производительность труда в основных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Профсоюзы также считают, что было бы справедливым, чтобы оплата труда стала в ряд официальных приоритетов социальной политики государства, какими являются пенсионная система, образование, здравоохранение, ЖКХ и демография. Быть может, даже придание оплате труда статуса национального проекта и принятие специального федерального закона «Оплата труда в Российской Федерации». Соответствующие разработки по этому вопросу имеются в научном сообществе.
Беседовал Сергей БОЙКО.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости