Суббота . 20 Апрель . 2024
«Майкопские новости» сообщали о прошедшем в Сочи всероссийском фестивале российской прессы «Вся Россия-2018». Среди звездных гостей журналистского форума был и народный артист России, кинорежиссер и общественный деятель Карен Шахназаров. В Сочи он привез свой новый фильм, в котором выступил в роли главного продюсера. Называется фильм «Операция «Ликвидация». В главной роли — Игорь Петренко. Фильм еще не вышел в широкий прокат, так что журналисты сочинского форума были первыми, увидевшими его. Вот с вопроса, о чем этот фильм, и началась наша беседа с Кареном Шахназаровым. — Картина об одной из самых тайных и успешных операций российского ФСБ, связанной с ликвидацией, пожалуй, наиболее одиозного главаря чеченских боевиков Шамиля Басаева, — рассказывает Карен Георгиевич. — Долгое время все, что было связано с этой операцией, находилось под грифом «Совершенно  секретно». Но нам удалось договориться с руководством ФСБ о доступе к этим документам и на их основе написать сценарий. Хочу подчеркнуть, что все события в фильме основаны на реальных фактах, и, на мой взгляд, картина интересная. Но главную оценку, конечно, дадут зрители. — Вы выступили в этом фильме в несколько непривычной для себя роли главного продюсера. Не было желания все же взяться за режиссуру фильма? — Особого соблазна не было, поскольку режиссер Александр Аравин крепкий профессионал и свое дело знает хорошо. Конечно, кое-какие детали мы обсуждали и согласовывали, но в  целом фильм — это его работа. С другой стороны, и мне было интересно поработать в роли продюсера, хотя,  признаюсь, это не первый мой опыт на этом поприще. — Карен Георгиевич, я вот, например, с удовольствием пересматриваю фильмы из нашего советского прошлого. А фильмы уже российского периода как-то не хочется смотреть по нескольку раз. Такого же мнения придерживаются и многие мои друзья. Чем вы это можете объяснить? — Вы знаете, вопрос больше философский, чем конкретный. Я с вами соглашусь в первой части вопроса: да, и те, кто жил в период СССР, и нынешнее поколение любят смотреть советские фильмы. Происходит это потому, что, на мой взгляд, в тех фильмах прошлых лет была идея. Я не хочу сейчас спорить, хорошая она была или плохая. Но идея была всегда. И в тех фильмах в подавляющем большинстве добро всегда побеждало зло. Правда, сразу оговорюсь: в СССР выпускалось на киностудиях огромное количество фильмов, но любимыми становились два–три десятка, которые ставили действительно талантливые режиссеры. Их фамилии — легенды не только советского, но и мирового кино. А талантливые работы всегда хочется пересматривать независимо от времени и от возраста. Теперь о российском кино. Да, почти без идей, за редким исключением. Но каково наше общество — такие и фильмы. Подавляющее число режиссеров делают фильмы — слепки нашего общества, причем стараются показать самое негативное, что есть в нем. Ну, наверное, поэтому и «живут» эти фильмы недолго. Однако я оптимист. Все же есть и в российском кино замечательные, на мой взгляд, ленты. Их пока не очень много, но они есть. И это вселяет надежду, что лучшие времена в российском кино еще впереди. — Не сочтите за лесть, Карен Георгиевич, но не одно поколение наших граждан с удовольствием смотрят ваши фильмы: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Сны», «Американская дочь», «День полнолуния», «Белый тигр», «Анна Каренина» и другие. Для многих из нас они стали любимыми. А вам из ваших фильмов какой нравится больше всего? — Ну как отец может сказать, что кого-то из своих детей он любит больше всего? Каждый из моих фильмов мне дорог и по-своему любим. Ведь фильм не рождается из воздуха. Он плод долгих раздумий, сомнений, написания и переписывания сценария, подбора актеров, поиска натуры, согласования финансовых условий и еще тысячи мелочей, о которых зритель и не подозревает. И когда фильм готов, ты полон сомнений: понравится он зрителю, поймет ли он тебя как режиссера? И все же, отвечая на ваш вопрос, выделю фильмы «Курьер» и «Белый тигр», поскольку они получили самую большую зрительскую аудиторию. — В последнее время вас чаще всего можно видеть на федеральных телеканалах, где вы выступаете в роли общественного деятеля. Не мешает ли это главной вашей профессии — кинорежиссера? — Как мне кажется, не мешает. Во-первых, я уже многое, что хотел сказать в кино, уже сказал. Во-вторых, прожита уже довольно большая жизнь, я многое видел, знаю, есть опыт, и, как мне кажется, мне есть что сказать обществу, поделиться своим мнением на ту или иную проблему, или политическую ситуацию. Мне нравится участвовать в этих дискуссиях, спорить со своими оппонентами, и, по мнению моих друзей, знакомых и многих телезрителей, они поддерживают мою точку зрения. Что касается кино, то, конечно, я не забываю о своей профессии, да и основная моя работа — генеральный директор «Мосфильма», не то что ежедневно, ежечасно напоминает мне, кто я, и чем должен заниматься. — Кстати, Карен Георгиевич, в лихие 90-е рухнули многие кинофабрики в России. Как удалось сохранить «Мосфильм»? — О, это отдельная тема. Я даже подумываю об этом периоде снять фильм. Может получиться подлинный шедевр. Только еще не знаю, будет это комедия или трагедия. Скажу только, что дело доходило до того, что мы на «Мосфильме» варили пиво, торговали ширпотребом, предоставляли павильоны в аренду. Всему этому положил конец  визит на «Мосфильм» Владимира Владимировича Путина. Пройдя по нашей кинофабрике, узнав о наших планах и перспективах, он поддержал наши начинания на государственном уровне, чем сохранил уникальный «Мосфильм». Правда, хочу здесь подчеркнуть, что государство нас не содержит. На производство фильмов, реквизит, заработную плату мы зарабатываем сами. Но всегда знаем, что в случае необходимости государство готово подставить плечо. — Хотелось бы еще раз вернуться к вашей общественной деятельности. Много споров в стране было вокруг пенсионной реформы. А ваше мнение? — Ну, свою пенсионную проблему я решил давно (улыбается). Что касается сути вопроса, то я к этой реформе отношусь неоднозначно. То, что реформа нужна, вопросов не вызывает, но я бы не стал ее вводить так быстро. На мой взгляд, надо было бы подождать еще года два–три, тщательно проработать все нюансы, ну и, конечно, провести большую разъяснительную работу. Но, как вы сами знаете, специалисты сказали, что тянуть с реформой уже нельзя. Подождем, посмотрим, что получится. — Еще один большой вопрос для России, это Украина... — Откровенно говоря не хотелось бы углубляться в эту тему, поскольку, судя по действиям руководства Украины, эти люди потеряли разум и способность адекватно мыслить. Такого откровенного русофобства от соседей мне трудно было даже представить. Остается надеяться, что украинский народ все же разберется с этими «героями Майдана», и наши страны восстановят нормальные, дружеские отношения. — И последний вопрос, Карен Георгевич, ваши впечатления о форуме журналистов, о Сочи? — Начнем с Сочи. Зимняя Олимпиада и чемпионат мира по футболу превратили этот город в настоящий курорт мирового уровня. Сочи оставляет прекрасное впечатление: зеленый, красивый, изысканный, гостеприимный, с отличной инфраструктурой  (воду в гостинице можно пить из крана) и, что очень важно,  с отличным сервисом. Что касается форума, то я лишний раз убедился, сколько у нас в России по-настоящему талантливых журналистов. И прежде всего в регионах. Они делают, на мой взгляд, хороший районные, городские, областные и республиканские газеты и журналы, создают телеканалы, радийные программы. И хорошо, что есть такой ваш профессиональный фестиваль, где можно узнать все лучшее, что есть в российской прессе, и затем применить у себя. Пожелаю успеха и вашим дальнейшим фестивалям. Карен Георгиевич Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Отец, Шахназаров Георгий Хосроевич (1924—2001), по национальности армянин, мать, Шахназарова Анна Григорьевна (род. 1928), — русская. Карен Шахназаров происходит из аристократического армянского рода князей Мелик-Шахназарянов, которые правили провинцией Варанда в Нагорном Карабахе в средние века.  В 1975 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Таланкина. У этого же режиссера Карен Шахназаров работал ассистентом на съемках фильма «Выбор цели». Дебютировал в кино картиной «Добряки». В 1980 году по его сценарию была поставлена лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров». Широкую известность Карену Шахназарову как режиссеру и сценаристу принес вышедший в 1983 году на экраны СССР музыкальный фильм «Мы из джаза». Эта лента, названная по опросу читателей журнала «Советский экран» лучшим фильмом года, была удостоена также нескольких международных призов. С 20 апреля 1998 года — генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм». Народный артист Российской Федерации (2002). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988), двух Государственных премий РФ (2002, 2012) и премии Ленинского комсомола (1986). Валерий Кондратенко. Майкоп — Сочи — Майкоп

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости