Четверг . 28 Март . 2024

29 мая в Майкопе побывал президент Российской академии художеств, народный художник СССР и РФ, Грузии, посол Доброй воли ЮНЕСКО Зураб Церетели. Зураб Константинович принял участие в открытии-презентации своей персональной выставки в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока.
До начала мероприятия художника принял Глава Республики Адыгея А.К. Тхакушинов. В ходе встречи обсуждались творческие проекты художника, перспективы развития художественного искусства Адыгеи, взаимодействие Союза художников РА и Российской академии художеств. А затем Аслан Тхакушинов и Зураб Церетели вместе посадили во дворе музея тюльпанное дерево.
В рамках церемонии открытия состоялась пресс-конференция, в ходе которой Зураб Константинович ответил на ряд вопросов.
— В Москве вы каждую неделю проводите мастер-классы для детей. Насколько это важно для юных художников, пояснять не нужно. А что это дает лично вам?
— Да, очередной такой мастер-класс пройдет завтра в 12 часов. Детям надо дать возможность себя реализовать. Не обязательно, что они станут художниками. Когда человек рисует, он просто становится добрее. Не получится у злого передать всю красоту природы, например. Но я, наверное, получаю от них даже больше. Они так оригинально подбирают цвета, так обобщают формы, что взрослым художникам неплохо было бы у детей учиться время от времени.
— В нашей республике вы в первый раз. Не появилась ли идея создать что-то, относящееся именно к Адыгее?
— Я смотрю на ваших людей и просто поражаюсь: такие теплые улыбки, такие замечательные горящие глаза, такая доброта исходит от всех... Честно скажу, поначалу у меня не было никаких идей. Но вот только что в беседе с Асланом Китовичем у меня родилась мысль создать образ матери как символ продолжения жизни. Он рассказал замечательную историю о том, как в годы войны жители Карачаево-Черкесии приютили в своих семьях детей евреев из Ленинграда и выдавали их за своих собственных детей. Думаю, именно эта идея может быть взята за основу. Я уже вижу это. Сделаю наброски — покажу.
— Зураб Константинович, а вы считаете себя свободным художником?
— Я не хотел бы рассуждать на эту тему громко, но когда говорят «свободный художник», мне становится смешно. Никогда художник не бывает свободным. Так же, как и композитор или кто-либо еще. Но настоящий художник или поэт в своем творчестве все равно свой крик души запечатлевает. И не обязательно сохраниться в стенах музеев. Главное, чтобы людей твое творчество впечатлило.
— Вас часто критикуют. А вы человек самокритичный?
— Да. Даже в одежде и в прическе. А в работе я называю это «ищущий». Я вот сейчас прошел по выставке, посмотрел свои работы и понял, что кое-что переделал бы. Надо все время искать и создавать новые формы. А что касается критики... Когда меня громко критикуют в России, мною начинают интересоваться в других странах. Например, после нашумевшей истории со статуей Петра я выиграл конкурс в Америке и сейчас устанавливаю там 124-метровую статую «Как Европа нашла Америку». Критика для меня — это реклама. Поэтому я прошу вас: продолжайте ругать Зураба Церетели.
— Как вы думаете, что имел в виду Малевич, когда рисовал свой «Черный квадрат»?
— Я вам скажу, что историю с «Черным квадратом» раздули те, кто хотел имя себе заработать. Малевич — реалист. Будете в Москве, я покажу вам его автопортрет и портрет его жены. «Черный квадрат» — это мудрость художника. Малевича очень обидели в то время. И он нарисовал черный квадрат, положил кисть и сказал: «Искусство умерло». А некоторые выставили эту работу на первый план, чтобы заработать себе бонусы на критике.
— Когда создаете свои работы, вы испытываете какие-либо национальные чувства?
— В искусстве национальности не бывает, есть музейные ценности. Национальным может быть одежда, тип лица и так далее. А искусство — это индивидуальное отношение к предмету, который ты изображаешь.
— Какая тема в творчестве для вас главная?
— Главное — не быть похожим ни на кого. Художник создает портрет своего времени, а портреты не могут быть идентичными, хотя когда-то мне приходилось поступаться принципами. При подготовке дипломной работы я попал под влияние импрессионистов, и в рисунке, в красках эта манера проявилась. Это был первый случай, когда работу студента отстранили от защиты. У меня оставалось две недели, чтобы что-то изменить и получить-таки диплом. Я убрал из палитры все яркие краски, написал портрет одного скульптора в образе спортсмена и получил пять с плюсом. Через много лет вдруг узнал, что в Москве на рынке кто-то продает мою дипломную работу. Откуда ее только достали?! Я ее выкупил.
— Одно время вы работали в журнале «Крокодил». Вам нравилось заниматься карикатурой?
— Сейчас я расскажу вам то, о чем еще никому не говорил. Это был период, когда Иосифа Бродского выдворили из страны. Мы с ним хорошо общались. И у него здесь осталась мать, которой я хотел помочь. Но в то время у меня не было больших возможностей, я и устроился в журнал, чтобы подрабатывать. Рисовал для них две карикатуры в месяц, и гонорар за одну карикатуру отдавал маме Бродского. Прошло время. И однажды в одном из ресторанов Нью-Йорка мне сказали, что меня на улице кто-то спрашивает. Я вышел и увидел Иосифа. Тогда мы с ним проходили по улицам и проговорили до утра. А я, когда вернулся, создал его образ: одна его половина в мантии Нобелевского лауреата, другая — в тюремной телогрейке. У меня эта скульптура на Пречистенке стоит. Это мой крик души.
Общение с художником длилось почти два часа. Отвечая на вопросы, он одновременно подписывал подарочные издания, раздавал автографы и делал наброски ручкой на белых листах бумаги, которые тут же дарил присутствующим. А читателям газеты «Майкопские новости» Зураб Константинович подарил автограф в виде сердца, пронзенного стрелой.
Вера Корниенко.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости