Суббота . 18 Январь . 2025

Иван Макарович гордится своей фамилией. Даже в свои 96 лет он выглядит под стать ей. Но дело в другом: можно физически выглядеть бодрячком, а вот душой уйти в себя, замкнуться да еще и пожалеть: «Что хорошего я видел за столь долгую жизнь?». Октябрьская революция, Гражданская война, голодовка, коллективизация, Великая Отечественная...

Через все эти горькие строки истории родного Отечества прошел этот человек, а вот на мир смотрит без обиды на свою судьбу. Считает, что нельзя плохо говорить о временах, в которых довелось жить, познать горе, радость, счастье, любовь. Выручали песни: хорошо помнит и те, которые пела его мать, читает наизусть стихи советских поэтов. Однажды в блокнот по памяти переписал 50 стихов и несколько десятков песен. Собирается компания, он — ее душа: «Макарович, спой!». Среди самых любимых его песен «Поныри» на стихи Евгения Долматовского...

Иван Орел родился в 1918 году в селе Сухины Киевской губернии в семье, в которой было десять детей. Босоногое и голодное детство, учеба в школе-семилетке, а затем — в сельскохозяйственном техникуме. После его окончания, незадолго до начала Великой Отечественной войны, молодой агроном поехал стажироваться в Сызранскую область.

Тут пришло время служить в Красной Армии. В военкомате предложили пройти обучение в Ленинградском военном артиллерийском училище. Все-таки были среди командующих люди, которые знали, что войны с Германией не миновать. В спешном порядке шла подготовка младших командиров.

Ивана Орла направили в Киевский военный округ в Кременчуг — город на левом берегу Днепра.

— К месту назначения приехали в июньские выходные дни 1941 года, — вспоминает Иван Макарович. — Пошли на реку. Хорош Днепр! Посреди — остров. Решили на следующие выходные отдохнуть на нем. А в воскресенье 22 июня началась война. Уже через месяц фашисты начали бомбить Кременчуг. Нас повернули на юг, на Днепропетровск. Там отстоялись несколько дней, и снова в дорогу. Из окон видели, как люди рыли противотанковые рвы, на полях горели снопы пшеницы: хлеб не должен был достаться врагу, скот отправляли в тыл.

Иван Орел и его сослуживцы прибыли на ускоренные курсы командного состава в военное училище Тамбова, а весной 1942 года их отправили в один из городов центральной Сибири, в котором формировался минометный полк. Пока добирались, завершилась Сталинградская битва.

— Фашисты хотели взять реванш на Курской дуге, — рассказывает И.М. Орел. — 7 июля 1943 года жестокий бой разгорелся около села Поныри. Наш минометный полк сопровождал пехоту, своим огнем не давал бойцам отступить. Сражение под Понырями стало основой победы на Курской дуге, а для меня — боевым крещением. Потому и песня Евгения Долматовского, который там был, — сродни моей боевой юности.

Затем освобождение Белоруссии с непроходимыми болотами, Пруссии, Польши.

День Победы И.М. Орел встретил в Кенигсберге. Но домой сразу вернуться не удалось. Он и его боевые товарищи еще два года очищали город и Германию от снарядов, оставленных врагом.

В 1947 году для И.М. Орла семейная и трудовая жизнь началась сначала в Белоруссии, затем на среднем Урале, а потом и в Майкопе. Из объе­динения «Дружба» ушел на заслуженный отдых. Вместе с женой вырастили детей, радуют внуки и правнуки. Они чтят подвиг своего героического отца, деда и прадеда, который награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». А сам Иван Макарович свято чтит память трех братьев-Орлов, которые сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной войны.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.