Анализируя, начинаешь понимать, что все в этом мире предначертано. Еще раз в этом убедилась, встретившись с Меретуковыми в их уютном доме, наполненном теплом гостеприимства, добра, щедрости, искренности и, конечно же, любви — вечных ценностей, которые с годами воссоединились в бриллиантовую цепь.
Глава семьи родился в ауле Хакуринохабль Шовгеновского района. Ребенку был год от роду, когда родители расстались. Два клана — Сапиевых и Меретуковых — начали перетягивать канат, где ему жить. Точку поставил дядя по отцу. В его семье Клим воспитывался до ноября 1947 года, когда ему исполнилось 17 лет.
— В это время на побывку в аул приехал мой приятель по школе Гена Харламов, — рассказывает Клим Нухович. — Он учился в Ростове-на-Дону в артиллерийском военном подготовительном училище. Поскольку там был недобор (ведь только два года прошло после окончания Великой Отечественной войны), начальство дало наказ учащимся — подобрать серьезных парней, желающих стать кадровыми военными.
19 ноября того же года Клим Меретуков прибыл в портовый город. На экзамене по русскому языку «провалился»: в диктанте сделал 35 ошибок, а вот по математике получил «хорошо». Это и решило судьбу адыгейского юноши, ведь для артиллерии важна именно точная наука. Его зачислили в училище. С позором вернуться в родной аул не пришлось. Первый шаг навстречу любви был сделан.
Поскольку Клим Меретуков отличился в учебе, ему было дано право выбрать уже офицерский вуз по своему усмотрению. Чтобы быть ближе к дому, поехал в Краснодарское военное артиллерийское училище, которое вскоре было передислоцировано в Литву.
— Наши мудрые преподаватели — опытные офицеры учили нас, выпускников-лейтенантов, — вспоминает К.Н. Меретуков, — не стремиться начать службу в крупных городах, лучше ковать карьеру на периферии. Офицерская честь и долг сказали: «Есть!». Я выбрал Дальний Восток. Получил назначение в 39-ю армию, которая базировалась в Китае. Шел 1952 год.
Таким образом Клим Меретуков сделал второй шаг навстречу своей единственной любви.
Путь Тамары Зинченко к своей судьбе оказался гораздо короче, потому что она родилась в Приморье, во Владивостоке. В семье было девять детей, из которых выжили шестеро. Жили в достатке: отец — столяр-краснодеревщик обеспечивал всем необходимым. Это и не понравилось завистникам. На Ефрема Зинченко был сделан донос. В 1937 году его арестовали органы НКВД. Человек исчез навсегда.
Окончив медицинское училище, красивая девушка Тамара перебралась в город военнослужащих Ворошилов (ныне Уссурийск) к своим сестрам. Это был ее первый шаг навстречу своей любви.
Клим плюс Тамара
1954 год. Лейтенант Меретуков вместе с другими офицерами бригады прибыли из Китая в Ворошилов, чтобы набрать и обучить новобранцев. Друзья, познакомившись с местными девушками, пригласили как-то и Клима съездить с ними на танцы.
— Наш лагерь был за городом, — поясняет Клим Нухович. — Приехали поездом. Пришли в парк. Нина Лобода (девушка одного лейтенанта) решила меня познакомить со своей подругой Тамарой. А та пришла на танцы с парнем, тоже офицером. Это меня так смутило, что я стоял, не поднимая головы. Молодой был, стеснительный, скромный. Увидев это, все та же Нина решила, что знакомство должно состояться у Тамары дома. Так и сделали. Но было уже темно, и я вновь не рассмотрел девушку. К тому же торопился на электричку. А эшелон уже был готов к отправке в Китай. Что делать?
Клим Меретуков доложил командиру, что ему понравилась одна девушка, надо бы съездить в город и поближе познакомиться, хотя бы поговорить с ней. Тот понял молодого парня и разрешил свидание. Оно состоялось. А уже через день, это был четверг, Клим попросил руки Тамары, ведь уже в понедельник надо было вернуться к месту службы.
— Это была любовь с первого взгляда, — говорит Тамара Ефремовна. — Мне, девятнадцатилетней девушке, понравился красивый, стройный, мужественный офицер. Нам были не страшны никакие преграды. Мы уговорили сотрудницу загса зарегистрировать наш скоропалительный брак. Это событие состоялось в субботу в 16 часов 18 сентября 1954 года.
— А в этот день и в это же время офицеры ездили в баню, — рассказывает Клим Нухович. — Я к начальнику. Тот дал команду поехать пораньше, а потом — всем на свадьбу. Все получилось: нас зарегистрировали, посидели за столом, а потом пошли на представление Московского цирка, где выступал молодой клоун Олег Попов. Был уже вечер. Я распрощался с Тамарой, присоединился к офицерам, чтобы поехать в лагерь.
Командир удивился: «Лейтенант Меретуков, а вы куда? Немедленно вернитесь к молодой жене!» Приказы надо выполнять. Молодожены пошли домой к Тамаре. Во дворе Клим увидел женщину с мальчиком. Как оказалось, это была его теща с внуком, вернувшаяся из Находки. Она была очень сердита на Тамару, которая не оставила ключ от дома. Новоиспеченный муж испугался и бегом на вокзал.
— Красный, потный забежал в вагон, где уже были мои товарищи по службе, — вспоминает Клим Нухович, сейчас с юмором, а тогда было не до того. — Я рассказал ситуацию. Они меня подняли на смех. Но утром командир вновь приказал мне пойти познакомиться с тещей, ведь до отъезда в Китай оставался один день. Зашел в дом. Она готовила обед. Я говорю: «Здравствуйте! Ваш зять и сын!» Слышу в ответ: «Много вас таких ходит». Как оказалось, у моей жены было немало воздыхателей. От обиды у Тамары и у меня слезы покатились.
Спасла молодых подруга тещи, зашедшая на огонек. Оценив обстановку, она приказала ей накрыть стол и загладить свою вину.
От Китая
до Майкопа
После таких приключений лейтенант Меретуков вернулся к месту службы. Чуть позже приехала Тамара с приданым — ванной, в которой были кастрюля, тазик, подушка, одеяло.
Населенный пункт Дэншахэ был прифронтовой местностью: с 1950 по 1953 год шла война в Корее. Там-то и поселились молодожены Меретуковы. Домом стала комната в бараке на несколько семей. Удобства — во дворе.
— Запомнилась китайская кухня и трудолюбие местного населения, — вспоминает Тамара Ефремовна. — Все блюда в ресторанчиках готовили только мужчины. Они жалели своих жен: «Пусть мадама отдыхает». Ну, а нам, женам советских офицеров, приходилось, как говорится, и щи варить, и стирать, и волноваться за своих мужей. Научилась я готовить адыгские блюда для Клима: родина была далеко.
После Китая началась кочевая жизнь: Курск, Воронеж, Тамбов, Закавказье... Всюду с неизменным дорожным чемоданом за своим мужем шествовала царица Тамара. Часто Клим Нухович по долгу службы бывал в командировках, отсутствуя месяцами. Верная подруга терпеливо ждала его возвращения, не давая погаснуть семейному очагу. Успевала за ребенком ухаживать, работать, а к приезду мужа наготовить его любимые блюда — борщ, пельмени, котлеты и адыгейские лепешки.
— В том, что я от лейтенанта дослужился до полковника — заслуга любимой Тамары, — говорит Клим Нухович. — Ведь офицеру не принято выбирать место службы. Жена прошла со мной через все испытания. Особенно трудно было, когда мы с ней служили в городе Скопин Рязанской области. Наша артиллерийская бригада дважды в год принимала участие в военных парадах на Красной площади — в День Победы и 7 ноября. Подготовка к ним занимала до восьми месяцев. Считайте, в семье я находился всего лишь четыре месяца. Каким же терпением должна обладать жена! Я бы на ее месте не смог.
В 1967 году семья Меретуковых осела в Майкопе. Клим Нухович возглавил гражданскую оборону Адыгейской автономной области, Тамара Ефремовна трудилась в психоневрологическом диспансере. Их главное богатство — два сына, которые избрали путь своего отца-офицера, два внука, которые также продолжили воинскую династию, две красавицы-внучки, две умницы-правнучки. А самое главное — семьи детей крепко стоят на своих ногах.
Меретуковы считают, что еще рано подводить итоги семейной жизни. Она продолжается.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Комментарии