Суббота . 18 Январь . 2025

 

С участником Великой Отечественной войны, художником Петром Денисовичем Филиппенко мы познакомились 9 Мая в городском парке, где проходила патриотическая акция «Солдатская каша», посвященная 70-летию Победы. Бравый моряк в бескозырке и белой рубашке с матросским воротником сидел за столом в кругу таких же ветеранов. Тема разговора была одна — «Мы победили!».
— Для меня День Победы — это, прежде всего, величие родной страны, в которой я родился и живу, — сказал Петр Денисович.
В его художественной мастерской хранятся две картины, связанные с Великой Отечественной войной. На одной — в простой деревенской избе висит черный репродуктор. Судя по радостным лицам мальчишки, его дедушки и бабушки, диктор Юрий Левитан объявил о капитуляции Германии. На второй картине — мирное поле, по которому идет хлебороб и рукой кидает драгоценные зерна в землю.
Эта деревенская жизнь хорошо знакома Петру Филиппенко, потому как родился он в Белоруссии в Могилевской области в семье крестьян.
— В 1933 году нас, как зажиточных, репрессировали и выслали в Красноярский край, — вспоминает Петр Денисович. — А какое же богатство у нас было? Дом, хлев для скотины, гумно и надел земли. В Сибири отец устроился работать на почту, мать хозяйничала по дому. Мне было пятнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Отца призвали в действующую Красную Армию. В 1943 году он погиб в боях за Украину. Однако, где находится его могила, мы так и не смогли узнать.
Петр Филиппенко окончил семь классов в 1943 году и подал заявление добровольцем пойти на фронт. В тот момент в военкомате вел прием представитель Дальнего Востока. Он набирал парней на флот. Во Владивосток они прибыли через десять дней.
— Меня определили на остров Русский в военную школу связи, — рассказывает Петр Денисович. —  Я обучался сигнальному делу на корабле. Начальство заметило и мои наклонности к рисованию. Там же, в учебном отряде мне выделили домик на берегу моря — своего рода художественную мастерскую. Я делал наглядные пособия для матросов по опознаванию кораблей, самолетов и другой военной техники. Так прошел год.
Можно было остаться в учебном отряде, но Петр Филиппенко решил продолжить службу на боевом корабле. Его зачислили на минный заградитель «Аргунь», но мины ставить не пришлось, потому что война шла уже в Западной Европе. Через год матроса зачислили на другой корабль — «Аян», который занимался перевозкой различных грузов в Магадан, Порт-Артур, Сахалин.
Всюду Петр Филиппенко не расставался с альбомом и красками. В свободное время снова рисовал наглядные пособия, выпускал стенную газету. Через пять лет службы на корабле ему дали отпуск. Он поехал в Краснодар, где жила его мать. По возвращении его сняли с поезда в Красноярске: обнаружили заразную инфекцию.
— В госпитале я пролежал шесть месяцев, — говорит П.Д. Филиппенко. — Тогда появился пенициллин, который и спас мне жизнь. В 1953 году меня уволили из армии как негодного к воинской службе. В Краснодаре началась студенческая жизнь. Меня без экзаменов, за счет моих рисунков, приняли в педагогическое художественное училище. Окончил его с отличием и получил направление продолжить обучение в Москве в институте живописи имени Сурикова. Но куда поедешь без денег? Друг пригласил в Майкоп. Я взял подушку, чемоданчик и приехал в этот благословенный город.
В следующем году Петру Денисовичу исполнится 90 лет. Но он каждый день приходит в художественные мастерские, чтобы написать новую картину о морских просторах, горных реках, городских улочках, о людях, с которыми познакомила долгая жизнь.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.