Вот и верь после этого, что число шесть считается несчастливым. Именно проведенный уже в шестой раз праздник адыгейского халюжа на водопадах Руфабго, что под Хаджохом, выдался самым массовым и красочным за все время его проведения. Более 2000 гостей из многих регионов России с удовольствием наблюдали не только за состязаниями мастериц по приготовлению халюжа, но и отведали этот аппетитный национальный адыгейский продукт, поучаствовали в познавательных этноисторических конкурсах, посмотрели и послушали в исполнении артистов национальные адыгейские танцы и песни. А организаторами этого удивительного праздника по традиции выступили АО «Руфа-тур» во главе с его генеральным директором и активным пропагандистом этнотуризма в Адыгее Муратом Бибовым, Министерство сельского хозяйства Адыгеи и республиканский комитет по туризму и курортам.
С Муратом Бибовым мы договаривались о встрече давно, но все как-то не складывалось. А тут такой повод. Для тех, кто не очень хорошо знает Мурата Фицевича, напомню, что в прошлом он один из самых известных спортсменов Адыгеи, является мастером спорта по тяжелой атлетике, одно время входил даже в состав сборной СССР. Сейчас он удачливый бизнесмен, занимается благотворительностью, активно пропагандирует в Адыгее этнотуризм. Праздник халюжа, День адыгейской тыквы, путешествия к черкесским садам, посадки родовых деревьев — все это дело его рук.
Как и подобает гостеприимному хозяину, гостей он встречает широкой улыбкой и крепким рукопожатием.
— Не обижайся, — говорит он, — уединиться для беседы не получится, видишь, сколько гостей, надо каждому уделить хотя бы минуту, так что на вопросы буду отвечать по мере возможности.
— Тогда, Мурат Фицевич, начнем с юности. Вы нашли спорт или спорт вас?
— Скорее, я нашел спорт. Мне очень хотелось быть сильным, физически развитым. Очень импонировали люди мыслящие, но физически развитые. К примеру, Ким Бжассо. Он одновременно занимался боксом и тяжелой атлетикой. Выглядел как настоящий Аполлон. Когда он шел по улице, изысканно одетый, неторопливой походкой, со шлейфом одеколона «Шипр» (помню его до сих пор), на него смотрели все прохожие. Он был для меня кумиром. Естественно, спорт, по моему представлению, играл в этом главную роль.
Почему выбрал тяжелую атлетику? Во-первых, потому что она основа всех видов спорта. Посмотрите: и футболисты, и легкоатлеты, и борцы, и баскетболисты, и волейболисты — словом, все спортсмены «таскают» штангу. Без этого не будет прогресса ни в одном виде спорта. Во-вторых, тяжелая атлетика — вид спорта, где нет блата, нет поблажек. Все зависит от тебя: твоего упорства, желания и, конечно, таланта.
— Спорт высших достижений — очень тяжелая работа, особенно в тяжелой атлетике. Когда вы подошли к гроссмейстерским результатам и когда надо было пахать на полную катушку, не было желания все бросить?
— Этого желания не возникало вообще никогда. С превеликим удовольствием тренировался и в начале спортивного пути, и когда стал показывать хорошие результаты. Были, конечно, проблемы, что-то не получалось, но я всегда шел вперед, потому что видел цель, у меня были примеры перед глазами. К этому времени я уже тренировался в сборной Краснодарского края, сборной СССР. Рядом были выдающиеся атлеты, я видел, к чему надо стремиться.
— Действительно, от имен Василия Алексеева, Давида Ригерта, Николая Колесникова и других захватывает дух. А что это были за люди? Какое впечатление они производили на вас?
— Начнем с того, что, несмотря на все регалии и мировую славу, они были очень скромные, порядочные и очень трудолюбивые люди. Никакого зазнайства, очень просты в общении, и, как сейчас говорят, никто из них никогда не носил короны. Тот же Василий Алексеев мог кого угодно подавить своим авторитетом, но никогда этого не делал. К нему мог подойти как начинающий спортсмен, так и заслуженный, и он спокойно говорил и с тем, и другим. Главное, что я взял от этих великих спортсменов и людей, — трудолюбие и человечность.
— Уход для вас из спорта был трагедией, или вы понимали, что это неизбежно?
— Конечно, трагедией. Представьте себе 22-летнего паренька, у которого впереди неплохая спортивная карьера, столько надежд на будущее, и вдруг все рушится из-за травмы. Мыслями, силой мышц я беру штангу на грудь, а суставная сумка кисти руки предательски подводит. К сожалению, это профессиональная травма тяжелоатлетов, и много талантливых атлетов ушли из спорта именно из-за таких травм. Безусловно, для меня это была трагедия.
— Роль тренера в вашей спортивной карьере? Это наставник, помощник, идеал или диктатор?
— Для меня в начале спортивного пути тренером был спортзал, который, по-моему, идеально подходит под все определения, что вы перечислили. Уже позже, когда еще в школьные годы я стал показывать неплохие результаты, а в моей школе появился учитель физкультуры Меджид Хамедович Хуажев, ставший впоследствии знаменитым тренером, он взял меня под свою опеку. Но особенно я благодарен тренеру сборной СССР Виктору Калистратову. Он из города Шахты, что в Ростовской области. Именно под его руководством в этом небольшом городе были воспитаны сразу четыре олимпийских чемпиона в различных весовых категориях. Были и другие тренеры, но влияние этих двух людей было определяющим.
— Была ли проблема выбора пути после спорта? Почему бизнес, а не, к примеру, тренерская или преподавательская деятельность, что к спорту ближе?
— Надо было выживать. Так распорядилась жизнь. Понимал, что теперь надо думать не только о себе, но и о своей семье, близких. Да, можно было попробовать тренером, преподавателем. Но какие зарплаты у них были, вы сами знаете, да и те задерживали по нескольку месяцев. Словом, нахлебником я не хотел быть. А бизнес все-таки позволял хоть что-то зарабатывать.
— Что самое трудное в бизнесе при первых шагах?
— И в начале, и на любом этапе пути в бизнесе самое проблемное — кадры. Очень трудно найти честных, порядочных и в то же время высокопрофессиональных работников. Как показывает мой опыт, наиболее верный путь — воспитывать их самому.
— Вы, Мурат Фицевич, в свое время создали с нуля успешную и процветающую фирму «Санэ». Что потом случилось?
— Как в песне поется, «не сыпь мне соль на рану». Я и моя семья 26 часов в сутки проводили на заводе. Закупили уникальное оборудование, применяли новейшие технологии по изготовлению натуральных соков и напитков. Только в Майкопском районе мы собирали в горах до 20 тысяч тонн груши-дички, крыжовника, боярышника, шиповника, айвы и других плодов. Мне порой по производственным делам приходилось за сутки провести переговоры с партнерами в Краснодаре, Сыктывкаре, Москве и вновь вернуться в Майкоп. Поверьте, у нас были все возможности стать фирмой российского масштаба. Но алчность людей, желавших только получать деньги, ничего не делая для производства, привела фирму к банкротству. Уникальное оборудование было продано на металлолом, а сам завод стоит с пустыми цехами как памятник бесхозяйственности и некомпетентности. Печальная судьба хорошей идеи и уникального предприятия.
— Из производства и торговли вы перешли в туризм. Почему?
— Во-первых, я сам любил ходить в походы, любил бывать в наших горах, так что туризм был для меня знакомой сферой. Во-вторых, уже тогда было понятно, что туризм очень привлекателен для бизнеса. К счастью, это хорошо понимал и первый президент Адыгеи Аслан Алиевич Джаримов. Он не раз собирал нас, бизнесменов, и уговаривал серьезно заняться туризмом, утверждая, что наряду с сельским хозяйством это будет одним из главных рычагов развития экономики Адыгеи. Я сам в то время занимался развитием садоводства, времени свободного было много, поэтому решил попробовать.
Выбрал уникальный природный объект — водопады Руфабго. Построил мост через реку Белую, привел в порядок тропу к водопадам, и они стали не только доступнее для туристов, но и заиграли новыми красками. Теперь у этого природного объекта есть две гостиницы, где можно под шум реки спокойно отдохнуть и сладко выспаться. Здесь часто бывают руководители многих регионов России, и они восхищаются не только уникальной природой Адыгеи, но и тем, как развивается инфраструктура туризма нашей республики, какие мы создаем условия для туристов.
— Мурат Фицевич, вы стояли у истоков развития в Адыгее этнотуризма. Это была ваша идея, или кто-то подсказал?
— Начнем с того, что разновидностей туризма существует много и известны они давно. Я только постарался все это построить с учетом нашей адыгейской специфики. У меня есть территория природного объекта — водопады Руфабго, почему бы его посещение не сделать для туристов не только приятным, полезным, но и познавательным. Просто пройти к водопадам, полюбоваться этой замечательной природой, мне показалось мало. У адыгов древняя богатая своеобразная культура, история. На мой взгляд, это интересно не только гостям нашей республики, но и многим молодым жителям Адыгеи. И как показывает практика, мы выбрали верное направление в развитии нашего туризма. С другой стороны, это дань памяти и уважения нашим предкам, тем, кто создавал культуру и традиции нашего народа.
Вот меня журналисты иногда спрашивают: день тыквы, праздник халюжа, путешествие к черкесским садам — это бизнес-проект или желание рассказать туристам об истории и культуре своего народа? Что здесь можно ответить? Вот вы сегодня были свидетелями того, что более двух тысяч человек посетили этот праздник бесплатно. Но сколько они получили удовольствия и информации! Разве это можно измерить деньгами? Или однажды я привел итальянскую делегацию к черкесским садам, где они увидели, что на одном дереве растут и яблоки, и груши. Один из них упал на колени, все время повторяя: «Этого не может быть! Это восьмое чудо света!». А ведь это делали наши предки сотни лет назад. А потом мы все это потеряли. Да мы много чего потеряли. Сейчас пытаемся возрождать, в том числе и через подобные праздники. Молодежь должна об этом знать. И передать своим детям и внукам.
— Я сегодня специально по номерам на машинах посчитал, откуда туристы приехали на этот праздник. Получилось 30 регионов. Выходит, Адыгея становится одним из самых популярных и любимых для туристов уголков России?
— Для начала немного статистики. До строительства в 1999 году моста через Белую на водопады Руфабго по красивейшей дороге Хаджох — Даховская в час проезжало не более двух машин. Что творится сегодня на этой дороге, вы и сами знаете. Конечно, в советское время туристские тропы Адыгеи в СССР были хорошо известны, но потом был провал. Сейчас туризм в Адыгее возрождается, в том числе и благодаря таким природным объектам, как водопады Руфабго.
У нас в гостях были руководители многих российских регионов, так один из них предлагал мне высокую должность в своем регионе с условием, что я построю у них хотя бы один такой же туристический объект, как «Водопады Руфабго».
Что касается вашего вопроса, то природа Адыгеи в полной мере может претендовать на звание одного из красивейших уголков России. Осталось на такой же уровень поднять туристскую инфраструктуру республики, сделать ее привлекательной, уютной, доступной, не нарушая, конечно, уникальности местной природы. Вот тогда я буду готов ответить на ваш вопрос положительно.
— Мурат Фицевич, если бы у вас была возможность все начать сначала, что поменяли бы в своей жизни?
— Постарался бы добавить к своему личному рекорду еще 15 кг, чтобы выполнить норму мастера спорта международного класса. Все остальное — моя жизнь, где были падения и взлеты, ошибки и находки, потери друзей и обретение новых. Я бы ни за что не хотел что-то менять в своей жизни.
— Вы человек довольно состоятельный. Скажите честно: большие деньги делают человека свободным, или он навсегда раб злата?
— Все зависит от человека. Утверждают, что очень полезно смотреть на огонь и быстро текущую воду. Я бы добавил, что очень полезно смотреть и на увлеченно работающего человека. Независимо от профессии: управляет ли он самолетом, варит сталь или пашет землю. Вот это самое удивительное и захватывающее зрелище.
И если человек заработал себе состояние трудом, то он свободен. И в поступках, и помыслах. Но я встречал людей, которые, действительно стали заложниками своего богатства. Мне жаль таких людей, и они, как правило, заканчивают плохо. Так что, повторюсь: все зависит от человека. Одних богатство делает свободными, других, увы, наоборот...
Скажу откровенно, у меня было еще несколько вопросов к Мурату Фицевичу, но и так постоянно прерывающаяся беседа из-за подходивших к нам гостей прервалась окончательно. Мурата Бибова пригласили на сцену поздравить победителей праздника. Смотря, как он это делает — непринужденно, с юмором и со знанием дела, лишний раз убедился: в своих поступках и помыслах Мурат Бибов, действительно, абсолютно свободный человек.
Валерий Кондратенко.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
53 просмотров
0 комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Решаем вместе
Есть вопрос?
Напишите нам
Комментарии