Четверг . 25 Апрель . 2024

В декабре прошлого года в России утверждены Основы государственной культурной политики. Подобный документ — первый в российской истории. Как отметил Президент страны В.В. Путин, одна из главных задач данной политики — добиться, чтобы культура стала естественным регулятором жизни.
В подготовке Основ культурной политики России участвовали не только губернаторы и чиновники, но и десятки экспертов и тысячи граждан — документ прошел общественное обсуждение. По большому счету, именно обществу и предстоит претворять эту политику в жизнь.
Накануне Нового года состоялась наша встреча с главным режиссером Национального театра РА, народным артистом России М.Р. Куканом,
в рамках которой он рассказал о своих идеях реализации культурной политики. Конкретно — об идее создания ассоциации народных артистов России. Подробнее об этом — в нашем интервью.

— Мурат Рашидович, каково, на ваш взгляд, значение принятия данного документа?
— Я считаю, что Президент очень своевременно поднял этот вопрос, признав приоритет духовности и культуры над всеми остальными сферами нашей жизни. Фактически он признал стратегической задачей повышение культурного уровня страны, подчеркнув, что талант, творец имеет право на самореализацию и никакая власть не должна управлять этим процессом. Ведь Россия всегда была богата на талантливых людей в самых разных жанрах искусства, а талантливый человек зачастую видит дальше других. Президент привел пример Солженицына, который всегда открыто высказывал свое мнение, мысли о необходимости переустройства России, но не потому что находился в оппозиции, а потому что обладал мощной исторической памятью, писательским предвидением, интуицией. Он так видел и хотел для своей страны только лучшего.
— На чем основывается ваша идея создания союза народных артистов России?
— Я считаю, что народный артист — не только достояние своей республики, он принадлежит всей многонациональной стране и в какой-то мере несет ответственность за состояние культуры в целом. Ответственность и определенные обязательства. К примеру, в моих автор­ских программах есть произведения Зощенко, Чехова, Окуджавы, Машбаша, Куека, Хужаговой, Айтматова, Гамзатова, Табидзе… Потому что я считаю себя обязанным пропагандировать произведения лучших представителей литературы нашей страны.
В силу разных событий последние лет двадцать Кавказ находился как бы в стороне от России. А ведь он является ее мощнейшей культурной частью, многие классики считают его колыбелью поэзии. Сегодня Кавказ должен вновь обрести свою значимость, которая была ему присуща в период Советского Союза. Сила СССР заключалась в общности народов, в сложении разных культур, лучших традиций. И сегодня очень важно объединиться для того, чтобы сделать Россию не только мощной военной, но и культурной дер­жавой. Задачей ассоциации я как раз и считаю такое культурное объединение народов нашей страны. А начало этому, по моему мнению, было положено возвращением Крыма
в состав России.
— Уже как-то традиционно сложилось, что россияне объединяются
в момент опасности. А сегодня на нашу страну оказывается очень большое давление извне.
— Что поделать, такой уж у нас менталитет, видимо. Но главное, что мы объединяемся. Советский Союз распался, потому что это было выгодно врагам России. Народы великой страны разъединили, потому что это самый легкий и доступный способ победить страну.
— Но некоторые сегодня сомневаются, были ли мы действительно единой державой, единым советским народом.
— Я считаю, что были. Была замечательная советская литература, состоящая из прекрасных литератур разных народов, был потрясающий советский театр, пропагандирующий лучшие образцы национальной драматургии. А яркое отражение единения — советский спорт! Наша непобедимая советская многонациональная сборная. Мы были единой и великой дер­жавой и таковой и останемся. И я призываю своих коллег объединиться и, используя свой заслуженный авторитет, вернуть нашу многонациональную культуру на должную высоту.
— Основы государственной политики — это только начало. Необходима правильная стратегия. Задумки есть?
— Конечно. Для начала хотя бы вспомним фестиваль «Наш кавказский меловой круг», объединяющий театры юга нашей страны. А ведь в каждом регионе наверняка есть подобные проекты. Почему не объединить их в рамках одной стратегии и не транслировать культуру разных народов на сценических площадках России? А столица Адыгеи могла бы стать площадкой для самых креативных проектов. И уже отсюда, из Майкопа, идеи возрождения культуры будут распространяться по всему постсоветскому пространству, объединяя народы.
Давайте поддержим инициативу Президента нашей страны и направим все свои усилия на возрождение духовной культуры России. Да, нашему народу присуще объединение перед лицом опасности. И сегодня наша страна находится в опасности. На Россию нагло и неприкрыто оказывается давление. В том числе и в культурной сфере. Я вообще считаю, что если третья мировая война возможна, то она уже идет, и идет именно в культурной, в духовной сфере. И в наших силах — противостоять этой агрессии.
— Фестивали — это одно направление. Что дальше?
— А дальше — все, что создают выдающиеся деятели культуры, должно доходить до того, кому это предназначается. Писатель написал хорошую книгу — она должна дойти до читателя. Режиссер снял фильм — он должен дойти до зрителя. До массового зрителя. Помните, если в советское время выходил на экраны фильм, он тут же становился достоянием зрителей от Калининграда до Владивостока, и хороший фильм оказывал колоссальное стратегическое влияние, воспитывал целую державу. Вот какое значение имеет культура! И хороший спектакль, хорошая пьеса тоже имеют воспитательное значение. Еще Николай Гоголь сказал: театр — это такая трибуна, с которой человечеству можно сказать очень много хорошего. И все уже сказано, просто надо донести этой до людей.
Только искусство нас объединяет. Через литературу, музыку, картины можно показать традиции своего народа. Все люди во всем мире одинаковы: у них есть семьи, есть дети, надежда, любовь, терпение, боль, страдание… Мы все проходим через это. И никаких секретов!
Мы можем сделать Майкоп площадкой, где аккумулируются идеи, где проекты зарождаются и откуда они начинают воплощаться. В первую очередь мы объединим все республики Кавказа, а уже затем трансформируем свои идеи по всей России. И это будет огромное культурное пространство.
— Возвращаясь к тому моменту, что никто, никакая власть не должна управлять культурным процессом… Означает ли это, что не нужна цензура? И не пойдет ли это во вред?
— Я считаю, что цензура как таковая должна быть. И если кого-то пугает слово «цензура», можно назвать это по-другому — пусть будет «культурный уровень». Возьмем быт или производство, ведь там никто не ведет себя как ему вздумается, все подчинены какому-то ритму, каким-то правилам. Качество работы, конечный результат зависят от того, насколько ты лично попадаешь в этот ритм, насколько ты слаженно работаешь. Нарушил кто-то что-то — и конвейер остановился, или продукт, который с него сошел, никому не нужен. Так и в культуре. Есть вещи, которые необходимо соблюдать. И как раз эта ассоциация или объединение, или братство (с названием определимся позже) и станет ядром, олицетворяющим этот культурный уровень.
— 2015-й год объявлен Годом литературы. Литература и театр — вещи взаимосвязанные. Давно существует практика 100 книг, обязательных к прочтению. Некоторые говорят сегодня,
к примеру, о 100 спектаклях, обязательных к просмотру. Возможно ли это, и насколько это проблематично для театра? Потому что к репертуару надо подходить более тщательно, да и психологами быть в какой-то мере.
— Вот и хорошо, что более тщательно. Спектакли надо ставить именно на возрастную категорию людей. Кроме того, мы в Национальном театре, например, каждый год ставим спектакль по мотивам нартского эпоса, чтобы через свои постановки рассказывать подрастающему поколению о культуре адыгского народа. Но не только для адыгских мальчиков и девочек, а и для представителей других народов, поэтому спектакли идут и на русском языке.
— Тогда на национальные театры ложится большая нагрузка — возможно, каждая постановка должна быть на двух языках?
— Национальные театры вообще несут большую нагрузку, потому что они должны знакомить своего зрителя не только со своей национальной драматургией, обычаями, традициями, сохранять язык, историю, своих героев, пропагандировать их, но и обращаться к великим творениям Шекспира, Мольера, Сервантеса, Чехова... У национального театра много задач, и мы должны их решать совместно. От этого зависят благополучие и целостность нашей страны.
— Как ни странно это звучит, но Год культуры закончился…
— И я надеюсь, что наступила эпоха культуры. А потому хочу пожелать своим коллегам оптимизма, веры, удачи и новых творческих свершений. Я надеюсь, что многие из них откликнутся на мой призыв, и мы создадим мощное, не побоюсь этого слова — стратегическое объединение, направленное на возрождение нашей многонацио­нальной культуры и традиционно российской духовности. Мы должны расчистить захламленное привнесенным извне негативом наше культурное пространство, чтобы новые побеги могли пробиться к свету и нести свет людям. Может быть, мы соберемся и, для начала, создадим сад искусств, культуры, единения… Попросим выделить нам участок и посадим на нем абхазские мандарины, русские березы, кавказский дуб… Посадим его вместе.
И с этого момента начнется эпоха возрождения культуры.
— От всей души желаю вам удачи!
Вера Корниенко.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости