Четверг . 28 Март . 2024
В самом начале рыночных реформ нам рассказывали политики, экономисты о том, как «невидимая рука рынка» расставит все по своим местам, и совсем скоро мы будем как на Западе ходить в красивые магазины, полные товаров и продуктов, а продавцы с улыбкой будут их вежливо предлагать нам. Минула эпоха ларьков и киосков, символов 90-х, им на смену пришли сначала уже солидные магазины, но потом на сцену вышли супер- и гипермаркеты, огромные торговые центры, где можно купить все, что душе угодно, были бы деньги. Прилавки центров ломятся от товаров, глаз рябит от разнообразия цен, да и продавцы ведут себя с покупателями чаще всего вежливо и улыбчиво. Однако, к сожалению, привычка обманывать и обвешивать клиентов никуда не исчезла. Сейчас в каком-нибудь супермаркете вас могут обвесить на большую сумму. — Недавно покупала в сетевом магазине несколько пачек творога одной торговой марки, но с разным процентом жирности. Обычно проверяю чек, не отходя от кассы, но магазин уже закрывался, и я стала изучать чек, уже выйдя из него. Оказалось, что кассир пробила все пачки творога по наибольшей цене, хотя каждая пачка с меньшей жирностью стоила на 10 рублей дешевле. Сумма обсчета невелика, но неприятный осадок остался, — написала в «МН» Мария Ильинична Силаева из Майкопа. А Клара Денисовна Петрова поведала о своем походе в один из известных супермаркетов в Черемушках. — Купила молочку, как было указано на ценнике, со скидкой в 36 процентов, но на кассе выбили полную стоимость. На мои вопросы кассир, а потом менеджер стали сбивчиво объяснять, что скидочная акция у них уже закончилась, просто продавцы не успели поменять ценники. В общем, обман в чистом виде, тем более, что в такую ситуацию попадали и мои подруги, и не раз. И каждый раз у сотрудников таких магазинов находятся «объяснения». Не редкость, когда пожилым людям предлагают купить хлеб двух-трехдневной свежести. Дата выпуска написана на этикетке так мелко, что и молодые покупатели с трудом могут ее прочесть. В Роспотребнадзоре рассказали, что в ситуации, когда «мы забыли поменять ценники», покупателю обязаны вернуть его деньги. Но и самим покупателям нужно быть внимательнее. Если вы считаете, что вас обманули, даже если магазин закрылся, сохраните чек и товар и на следующее утро обратитесь к администратору. Здесь полностью виноват магазин, который обязан возместить незаконно удержанную сумму. Однако то ли по привычке, унаследованной с советских времен, то ли из-за хлопотности процесса предъявления претензий магазинам, не всегда вообще их предъявляют. — Ой, ладно. Обманули на 30 рублей всего. В следующий раз буду умнее, — так рассуждают многие из нас. А теперь умножьте 30 рублей на 1000 посетителей крупного супермаркета. Солидная сумма получается. И это в день. Тем более выясняется, что практик обмана покупателей гораздо больше. В случае, когда «забыли поменять ценники», имеет место явное нарушение прав потребителей. Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о цене и условия приобретения товара. То, что продавцы не успевают менять ценники, — это только их проблемы. — Покупатель имеет право приобрести товар по той цене, которую он видит на полке. При обнаружении несоответствия стоимости товара на ценнике и в чеке нужно сразу же указать на это кассиру и потребовать вернуть переплату. Если кассир отказывается, звать главного администратора или директора магазина. Часто магазины удовлетворяют требования покупателя, — отмечает эксперт в области прав потребителей Марина Смагина. Однако, если мирный исход ситуации невозможен и представители магазина отказываются продать товар по стоимости, указанной в ценнике, потребитель имеет право изложить свои претензии в книге отзывов и предложений. В пятидневный срок администрация магазина обязана рассмотреть жалобу и направить ответ о принятых мерах. Если ответ не удовлетворит, надо писать заявление в Роспотребнадзор. Но для того, чтобы надзорное ведомство возбудило административное дело против магазина, нужны доказательства. Это чек, фотографии ценника, свидетельские показания. Порой в чеке кассир «по ошибке» может пробить большее количество штучного товара (тех же шоколадок). В общем чеке их сложно заметить, тем более, если на кассе очередь. Могут в чек вбить и вообще товар, который вы не брали на самом деле. Если такой обман заметили, кассиры обычно с невинным выражением лица говорят, что товар пробился по «ошибке», попав в ваш чек из чека предыдущего покупателя. Поэтому нужно быть внимательнее: если вам пробили лишние товары, а вы узнали об этом уже дома, доказать, что вы ничего такого не покупали, будет нереально. Иногда кассиры пробивают один и тот же товар несколько раз. Довольно часто это случается, если человек делает большое количество покупок. Здесь кассиры рассчитывают на элементарную невнимательность, забывчивость покупателя и очередь на кассе. Если вы заметили, что товар пробит в количестве, которое вы не брали, нужно сразу требовать возврата денег за лишние покупки или товар. Как и в предыдущем случае, выяснять отношения с кассиром нужно, не отходя от кассы. Обман может происходить и тогда, когда кассир вбивает штрихкод товара вручную. Поэтому он легко может поднять стоимость чека, введя в программу штрихкод более дорогого товара, чем хочет купить человек. В этом случае при наличии чека и товара покупатель может потребовать вернуть ему деньги даже спустя несколько дней после совершения покупки. Иногда стоимость чека повышается автоматически: хитрые кассиры закладывают в компьютер программу, по которой при наборе товара больше, чем, например, на 500 рублей, цена на следующий товар вырастает автоматически вдвое. В большинстве таких случаев торговые предприятия осознанно идут на обман покупателей, так как этот трюк дает солидную выручку, а доказать обман непросто, если только каждый раз при крупных закупках не пересчитывать купленный товар на кассе с помощью калькулятора. Но вряд ли кто-то из нас этим занимается при походе в супермаркет. Именно на подобную беспечность и делают расчет мошенники от прилавка. И даже если обман вскроется, кассир легко сошлется на «сбой программы». И самое главное. Максимум, что может грозить сегодня продавцу или кассиру за обвес и обсчет, штраф от 3 до 5 тыс. рублей в зависимости от стоимости товара, если привлекается физическое лицо, и от 20 до 50 тысяч, если юридическое. — Поэтому, чтобы не попадаться на уловки продавцов, перепроверяйте при больших закупках стоимость товаров в чеке. Не ленитесь пересчитывать, хотя бы приблизительно, потраченную сумму и не стремитесь закупать все и сразу, лучше сходить в магазин чаще, чем сталкиваться с обманом, — говорит Марина Смагина. Ну, а самим продавцам и кассирам, которые грешат обманом и обвесом, особенно пожилых людей, хочется напомнить: на их месте когда-нибудь можете оказаться вы сами или ваши родители. Александр ПОЛТАВСКИЙ.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости