Среда . 24 Апрель . 2024

Надо сказать, что оба педагога еще не вполне оправились от волнения, буквально захлестывавшего их на протяжении последних двух недель. Да и шутка ли — состязаться в творческом конкурсе, на который съехались 283 хора из 36 стран мира!
Немного истории
Впервые эти международные хоровые соревнования состоялись в 2000 году в городе Линце (Верхняя Австрия), а далее проходили каждые два года, объединяя хоровые коллективы из разных стран в Корее, Германии, Китае, Австрии, США, Латвии. И вот в 2016 году права принимать у себя Всемирную хоровую олимпиаду была удостоена Россия.
Упустить такой шанс, считают Елена Григорьевна и Анна Николаевна, было никак нельзя. Хотя, по их собственному признанию, принимая такое решение, они и представить себе не могли, на сколь высокий уровень решили замахнуться. Реальность и значимость происходящего обе осознали только в Сочи, увидев, насколько серьезна конкуренция, насколько представительна судейская бригада и насколько строги правила судейства.
Особенностью Всемирных хоровых игр является то, что в их основе лежат идеалы и принципы олимпийского движения. Они призваны объединить людей и целые народы с помощью музыкальных произведений в рамках честного соревнования. Принять участие в играх могут коллективы вне зависимости от подготовки — как любители, так и профессионалы. Правда, состязаются они в разных категориях: «Открытый конкурс» и «Конкурс чемпионов».
К каждым играм создается специальная церемониальная музыка и отливается колокол. Для IX игр он отливался из специальной бронзы в старинном русском городе Воронеже на Колокольнолитейном заводе Анисимова, основанном в 1586 году. 
Кроме того, каждые игры имеют свой символ, отражающий культурное и этническое многообразие страны, в которой проводятся соревнования. В России таким символом стала Жар-птица, каждое перо которой — отдельный народ. В рамках церемонии открытия игр Жар-птица на огромном экране парила над землей, пересекая границы государств и объединяя народы на время проведения Олимпиады. А реальные артисты представили многочисленным гостям и участникам все многообразие культуры разных уголков России: горловое пение, обряд праздника Ивана Купалы, народные гулянья на Масленицу... и, в том числе — адыгский свадебный обряд в исполнении Государственного ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс».
Конкурс чемпионов
И спецхор ДШИ №1, и женский хор АРКИ получили право принимать участие в «Конкурсе чемпионов», так как оба коллектива в прошлом году стали лауреатами Всероссийского хорового фестиваля.
— Принимая решение участвовать в хоровых играх, мы даже представить себе не могли, насколько сильной окажется конкуренция и насколько серьезным будет судейство, — рассказывает Елена Попова. — Сочи рядом. Почему бы не попробовать свои силы? Как упустить такой шанс? А потом начались волнения. В течение двух месяцев пришлось согласовывать заявки, программы выступления и партитуры произведений. И мне сразу хочется сказать огромное спасибо администрации школы и моим коллегам педагогам: Л.А. Грачевой, Е.А. Причепе, Г.В. Назаровой, С.М. Сединой которые взяли на себя все организационные заботы, предоставив мне возможность готовить творческую часть. Я очень благодарна нашему концертмейстеру Е.А. Шувалдиной, которая все время была рядом с нами. Если бы не эта поддержка коллег, не по-настоящему творческая атмосфера в школе, наше участие в конкурсе было бы нереальным.
— Требования к представляемому на конкурсе репертуару были очень серьезными, — отмечает Анна Гребень. — Каждый коллектив должен был представить произведение на языке своей страны, композицию другой страны и иного языкового ареала, произведение ныне живущего композитора и произведение по выбору. Причем каждое из них должно было укладываться в определенные временные рамки и должна была быть оригинальная партитура,то есть, если произведение писалось для органа, то и партитуру нужно было представить именно для этого инструмента.
При выставлении оценок учитывались оригинальное прочтение партитуры, интонация хора, внешний эмоционально-эстетический вид, раскрытие художественного образа, общее звучание... Любопытно: что жюри было абсолютно беспристрастным, никто из его членов не знал, какие коллективы будут выходить на сцену и откуда они приехали. Все участники получили кодовые названия, а партитуры исполняемых произведений члены жюри получали в тот момент, когда хор уже выстраивался на сценической площадке. Столы для членов жюри были расставлены таким образом, чтобы судьи не могли общаться между собой. А при подсчете суммарных баллов оценки членов жюри, поставивших наивысшую и самую низкую оценки, не учитывались.
— В номинации «детские хоры», — рассказывает Е.Г. Попова, — состязались около 30 коллективов. Были очень сильные хоры из Петропавловска-Камчатского, Санкт-Петербурга, Казахстана, Китая... Это были титаны, имеющие звания и активно концертирующие на международных площадках. Выступления оценивало жюри из семи человек. Наша судейская бригада состояла из известных композиторов, представлявших Россию, США, Казахстан, Армению, Латвию, Малайзию и Китай. Конечно, я очень переживала, но старалась, чтобы мои дети этого не заметили и им ни в коем случае не передалось мое состояние. У нас была одна установка: достойно представить свой город и свою республику, хотя наш хор был и по возрасту, и по количеству участников самым маленьким: младшему вокалисту всего 8 лет. Это был очень серьезный экзамен. Мы исполняли а капелла произведение А. Банкьери эпохи Возрождения, русскую песню «Во деревне то было в Ольховке», специально написанное для нас произведение бывшего ученика нашего колледжа, затем окончившего Московскую консерваторию, композитора Артема Пыся. А особое внимание жюри привлекло исполнение произведения Каплана Туко «Всадник в красном башлыке», исполненное нами в сопровождении адыгских трещоток. Мои дети меня не подвели, они большие молодцы!
В состав жюри, которое оценивало выступление хора под управлением Анны Гребень, вошли представители России, Шри-Ланки, Италии, Аргентины, Китая, Турции и Швейцарии.
— Сложность подготовки к играм состояла в том, — отмечает педагог, — что у нас было совсем немного времени, а у студенток к тому же уже начались экзамены. Одна из композиций — «Aglepta» А. Мэллнаса — это даже не вокальное произведение, а древнее шведское заклинание, и сначала нужно было найти переводчика. Конечно, с нашей стороны это был определенный риск, но он оказался оправданным, и мы со своей задачей справились. Очень приятно, что после выступления к нам подходили коллеги из других стран, выражали свое восхищение и просили партитуры, чтобы потом использовать их в своей работе. А мне хочется от всей души поблагодарить директора колледжа З.М. Хапай и всех педагогов, сотрудников нашего учебного заведения, которые активно помогали нам готовиться к этой поездке.
Пусть сбудутся мечты!
Конечно, трудностей у наших артистов — и воспитанников ДШИ №1, и студентов АРКИ — было немало. Непросто было не только подготовить все необходимые документы для участия, отработать выступления, но и элементарно найти деньги для поездки, ведь и проезд, и проживание участники должны были взять на себя. Неоценимую помощь детскому хору оказал исполнительный директор АО «Картонтара» С.П. Погодин, хор колледжа искусств поддержал премьер-министр республики М.К. Кумпилов. Трудно переоценить и вклад родителей, поддержавших своих детей и морально, и материально.
Но вот выступления позади, и конкурсанты с нетерпением ждут подведения итогов. Подняться на сцену перед многотысячной аудиторией и получить настоящую олимпийскую медаль из рук корифеев мирового музыкального сообщества... Есть ли что-то более волнительное и почетное в жизни музыканта? Вряд ли. Наши артисты с задачей, которую поставили, прежде всего, сами перед собой, справились на сто процентов. Женский хор АРКИ им. У. Тхабисимова под управлением преподавателя отделения хорового дирижирования и заведующей отделением А.Н. Гребень вернулся домой с золотой медалью. Не менее достойной наградой, особенно учитывая жесткую конкуренцию именно среди детских хоров, — серебряной медалью IX Всемирных хоровых игр пополнилась творческая копилка специального хора Детской школы искусств №1 под управлением преподавателя высшей квалификационной категории Е.Г. Поповой.
О чем они мечтают сегодня, когда все волнения позади? Конечно же, о том, чтобы достойно представить свою республику в ЮАР, где в 2018 году вновь соберутся самые выдающиеся хоровые коллективы и музыканты планеты, чтобы внести свой вклад в дело укрепления мира между народами. Пожелаем же им удачи!
Вера Корниенко.
Фото автора.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости