Суббота . 20 Апрель . 2024

 

Ровно полвека назад в армейской газете «Красная звезда» появился очерк «Идите на Вегу!», а в 2007 году в газете «Майкопские новости» статья военного историка Х. Сиджаха, посвященные одному человеку — заслуженному военному летчику СССР, фронтовику, полковнику авиации, уроженцу Майкопа Илье Тарасовичу Бригидину.
Его судьба — яркий пример служения Отечеству того поколения, которое вынесло на своих плечах тяготы Великой Отечественной войны, а потом ковало воздушный щит страны. Благодаря таким авиаторам, прошедшим горнило воздушных сражений с немецкими асами, СССР в короткий срок получил новый вид вооружений — реактивную авиацию.
30 июля И.Т. Бригидину исполнилось бы 95 лет.
Выпускник Майкопского аэроклуба

В июле 1948 года на подмосковном аэродроме Тушино впервые для широкой общественности, в присутствии Генералиссимуса И.В. Сталина и военных атташе стран Европы, был продемонстрирован групповой полет реактивных истребителей. Летчики не просто пролетели над аэродромом, но и продемонстрировали фигуры высшего пилотажа. Западная печать отреагировала на этот парад молниеносно: страна, понесшая самые большие жертвы во время Второй мировой, не только восстанавливает разрушенное без западной помощи, но и развивает современнейшую авиатехнику! Тогда же Сталин назначил генерал-лейтенанта Евгения Яковлевича Савицкого (отца будущего космонавта Светланы Савицкой) командующим новым родом войск — истребительной авиацией ПВО страны.
Среди тех, кто управлял новыми самолетами, был и летчик-истребитель Илья Бригидин.
У него, уроженца маленького южного Майкопа, была обычная для того поколения довоенная судьба. Родился он 30 июля 1920 года в семье Тараса и Гликерии Бригидиных, отец будущего летчика был известным столяром. Учился в 10-й, а затем в 8-й городских школах. После 8 класса работал рекламщиком и киномехаником в городском кинотеатре «Темп». Тогда же начался и его путь в небо: в 15 лет Илья окончил курсы инструкторов авиамоделирования при Майкопском аэроклубе, а через два года — пилотское отделение клуба, в 1938 году стал инструктором по пилотажу. А уже 26 февраля 1939 года Илья Бригидин поступает в Качинскую Краснознаменную военную авиашколу летчиков имени А.Ф. Мясникова под Севастополем.
Учеба ему давалась легко: он не раз поощрялся командованием, получал дипломы и грамоты. За общительность и доброжелательность его уважали сокурсники.
В апреле 1940 года, после окончания школы, Илью Бригидина направили в город Пушкин под Ленинградом, в 155-й истребительный полк 235-й истребительной авиадивизии.

«Идите на Вегу!»

Под Ленинградом Илью Тарасовича и застало начало Великой Отечественной. Фронтовая судьба провела летчика через Северный, Карельский, Волховский, Калининский, Сталинградский, 1-й и 4-й Украинский фронты. Весь боевой путь он прошел в составе родного 155-го, с декабря 1941 года — 3-го гвардейского истребительного авиаполка.
За годы войны провел 291  боевой вылет и участвовал в 36 воздушных боях, в которых лично сбил 7 вражеских самолетов, а один уничтожил на земле.
Как говорилось в наградном листе летчика, «за произведенные 45 боевых вылетов награжден орденом Красной Звезды, за 4 лично сбитых самолета противника награжден орденом Красного Знамени, за произведенный 101 боевой вылет награжден орденом Красного Знамени». Последний свой самолет он сбил в январе 1945 года под словацким Прешовом. А закончил войну Илья Бригидин под Прагой. Грудь старшего лейтенанта, заместителя командира эскадрильи украшали в итоге 3 ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, чехословацкая медаль «За храбрость», медали «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией».
Но в его боевой судьбе были не только победы. Илья Тарасович был трижды ранен, в том числе один раз тяжело.
29 марта 1942 года  Илья Бригидин вылетел в составе восьмерки истребителей на  боевое задание в районе поселка Новая Кересть под Новгородом. Советские летчики сбили четыре «Мессершмитта», но потеряли в бою столько же самолетов. В воздушном бою ЛаГГ-3  Ильи Бригидина был подожжен. Снаряд разорвался в кабине воздушного судна, Илья был тяжело ранен в ногу. Самолет начал стремительно падать, Бригидин стал терять сознание, но успел услышать в наушниках зов земли: «Седьмой! Седьмой! Идите на Вегу! Идите на Вегу!», что значило — возвращаться на аэродром. Но до него он не дотянул: пришлось с большими усилиями выброситься с борта самолета, при спуске на парашюте  его обстрелял немецкий «Мессершмитт». Илья был ранен теперь и в руку. Упал он в снег, на нейтральной полосе под поселком Мясной Бор. Вскоре его вынесли из-под обстрела наши солдаты. Из-за этого в документах части самолет числился некоторое время «не вернувшимся с боевого задания из воздушного боя», а сам Илья Тарасович — пропавшим без вести. Спустя  72 года после этого боя, в марте 2014 года, поисковики московского объединения «Тризна» нашли в болоте под Мясным Бором самолет ЛаГГ-3 Ильи Тарасовича Бригидина.
После того боя он надолго попал в госпиталь, был списан из действующей авиации по ранению, но, как и тысячи его коллег, не мог оставаться в тылу. Оказался в Москве, где неподалеку размещался его родной полк. Всеми правдами и неправдами Илье Бригидину удалось вернуться в авиацию, после чего он громил врага под Сталинградом. В одном из боев осколок в ноге дал о себе знать, летчик чуть не потерял сознание. Его вновь отстранили от полетов, прооперировали в госпитале, и он догнал свой полк только под Киевом.
Запомнились Илье Тарасовичу и бои в Галиции, где полку пришлось участвовать в Львовско-Сандомирской операции. Под Стрыем уже капитан Бригидин возглавил звено советских истребителей и бомбардировщиков, которые разгромили крупный вражеский аэродром. За этот бой Илья получил третий орден Красного Знамени.
В своем дневнике, странички из которого принес в нашу редакцию двоюродный брат летчика, майкопчанин Виктор Иванович Лямзин, Илья Бригидин писал о своих впечатлениях о Галиции: «После обеда прошли к Днестру. В этом месте он мне напоминает немного р. Курджипс, с такой же кристально чистой и холодной водой». Немало в дневнике и описаний быта жителей Западной Украины, их отношения к приходу Красной Армии, борьбе с бандеровцами и гибели от их рук боевых товарищей.

Все выше и выше...

После войны советская авиация начинает развиваться стремительными темпами. На смену «небесным тихоходам» приходят реактивные самолеты. Но прежде чем направлять новую технику в войска, ее необходимо испытывать. В числе тех, кто занимался этой важнейшей работой был и Илья Бригидин. Он осваивал первые реактивные самолеты МиГ-9, -15, -17, Як-15, -17, Ла-15, а эскадрилья, которой он командовал, в течение трех лет была лучшей не только в полку, но и во всей дивизии. К этому времени Илья Тарасович уже имел семью: в конце войны женился на красавице санитарке Раисе Андреевне. Дивизия в это время базировалась в небольшом поселке Саваслейка под Горьким. Сейчас в Саваслейке размещается филиал Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава, бывший 148-й Центр боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО России. Здесь в 1949 году у четы Бригидиных родилась единственная дочь Татьяна.
Илье Тарасовичу довелось осваивать новую летную технику под руководством известнейшего авиатора Евгения Яковлевича Савицкого. В 1950 году Бригидина переводят в Липецк, на курсы командиров авиаполков, после которых его назначают старшим летчиком-инструктором управления 52-й воздушной истребительной армии ПВО, которая базировалась в Прикарпатье.
Е.Я. Савицкий по достоинству оценил боевое прошлое и летное мастерство И.Т. Бригидина, назначив его вскоре старшим летчиком-инструктором командных пунктов истребительной авиации СССР. Маршал авиации страны посвятил И.Т. Бригидину немало строк в своих мемуарах «Полвека с небом», в том числе и такие: «Илья Тарасович Бригидин вообще был незаурядным и весьма разносторонним человеком. В нем легко уживались, казалось бы, трудно совместимые способности и увлечения. Живая динамичность характера, свойственная воздушному виртуозу, и вместе с тем кабинетная усидчивость, склонность к глубокому аналитическому мышлению. Организаторский дар, решительность и настойчивость авиационного командира и кропотливое трудолюбие методиста, способного часами искать наиболее точную формулировку какого-нибудь параграфа инструкции. Он даже в медицине неплохо разбирался, обладая незаурядным даром лечебного гипноза».
В пятидесятых годах в советской авиации ввели классность летчиков. Так, первым в истории удостоверение летчика 1-го класса получил Евгений Савицкий. Удостоверение за №2 было у Ильи Бригидина. Затем И.Т. Бригидин переходит на исследовательскую работу в области реактивной авиации. Вскоре он становится заместителем начальника боевой подготовки авиации ПВО СССР, а 16 августа 1966 года ему присваивается почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». К концу десятилетия он был кавалером уже пяти орденов Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды, ордена «Знак Почета».
В 60—70-х годах И.Т. Бригидин, живя в Москве, не забывает о малой родине, часто наведывается к родственникам в Майкоп, гостит у летчиков майкопского авиаполка, делится с ними опытом.
 По воспоминаниям коллег и близких, он был очень обаятельным и открытым человеком. В нем уживались живая динамичность характера и вместе с тем кабинетная усидчивость, склонность к глубокому анализу проблем. Свободные минуты он всегда проводил с семьей. Любил собирать грибы, слушать музыку, неплохо рисовал.
Военная служба полковника авиации Ильи Тарасовича Бригидина завершилась в 1974 году, а через четыре года, 14 декабря 1978 года, небо позвало его к себе...
Недавно в Москве ушла из жизни и его дочь Татьяна Ильинична, а его внук, по некоторым данным, живет в Сан-Франциско.
В Майкопе на углу Ворошилова и Школьной сохранился небольшой домик, в котором жил наш земляк, герой-фронтовик, талантливейший авиатор Илья Тарасович Бригидин, но память о нем, к сожалению, до сих пор в Майкопе не отмечена.
Поэтому просим считать нашу публикацию поводом для обсуждения в администрации города возможности увековечения имени полковника авиации Ильи Тарасовича Бригидина в истории города. Это может быть и мемориальная доска, и улица его имени, и многое другое.
Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости