Василь Быков — Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии имени Якуба Коласа, народный писатель, участник Великой Отечественной войны. Его творчество вызвало заметный мировой резонанс, поставило писателя в ряд самых значительных художников нашего времени. Все его творческие успехи обеспечены оригинальностью крупного таланта и самоотверженного труда, большим гражданским мужеством в отстаивании глубинной правды о человеке, правды, выстраданной не только напряженным творческим поиском, но и собственной жизнью.
Родился он 19 июня 1924 года в деревне Бычки, что на Витебщине, в простой крестьянской семье. Детство прошло в родных местах. Было оно бедное, «скупое на радости и трудное, как и то время». Так говорил прозаик в заметках «Три абзаца автобиографии», а позже в статье «От имени поколения» продолжал: «Я не люблю своего детства. Голод-ная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть... Единственное, что было отрадой, — это природа и книги. Летом озеро, лес, рыбалка».
Как вспоминает сестра писателя Валентина, он с малых лет пристрастился к литературе, увлеченно читал книги, брал их даже на деревенские вечеринки, когда друзьям удавалось вытащить парня из родительской избы.
В 1942 году был призван в Красную Армию, окончил Саратовское пехотное училище, воевал с 1943 года. Был командиром стрелкового взвода, взвода автоматчиков, взвода противотанковых пушек, был два раза ранен, лежал в госпиталях.
В 1944 году семья Быковых получила извещение, что командир взвода Василий Владимирович Быков погиб смертью храбрых в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Кировоградчине. Но взводный В. Быков выжил и воевал дальше — в Румынии, Венгрии, Австрии. Был награжден орденом Красной Звезды и медалями. Демобилизован в 1955 году.
Осенью 1955 года начал работать в «Гродненской правде», писал корреспонденции, очерки, фельетоны, позже — рассказы, повести. Начал печататься с 1947 года. Главная для Василия Владимировича Быкова тема войны появилась в рассказе «В первом бою» (1949). Первый бой, первый успех, первые утраты, писатель начинал с «азов» войны, с того, как люди учились воевать. «Обозник», «Утрата» (1956), «Четвертая неудача» (1962) — это рассказы о том, как люди осваиваются и начинают жить вблизи смерти, честно выполняя доставшиеся им обязанности.
«Каждый художник приходит в искусство с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира», — убежденно писал В. Быков. Собственной правдой писателя, выстраданной на кровавых фронтовых дорогах, и стала правда войны о подвиге советского человека в борьбе с фашизмом. В своих произведениях автор передает простой ход жизни, когда книга перестает быть книгой, а становится самой жизнью. О самом бесчеловечном, что нес с собой фашизм, написано немало.
В «Эстафете» и «Приказе» писатель рассказывал о людях, выполняющих приказ ценой героических усилий, непостижимо отрешенных от всего своего, личного. В. Быков отдавал должное героизму солдатского подчинения, воинской дисциплины, подвигу исполненного приказа.
«На восходе солнца» — горький и печальный рассказ. Мальчик в солдатской форме очень хотел увидеть, как взойдет над городом «веселое солнце первого дня мира». Он не дожил пяти минут до рассвета. В. Быков снова говорил о смерти, о героическом выборе, о безграничной жестокости войн. Он не скрывал, что жалеет своего героя.
Поле боя в «Журавлином крике» и другие поля и дороги войны, и всюду — люди: наши солдаты, офицеры, партизаны, деревенские жители, немцы, полицаи. Целый мир. Целая война. Образ войны накрепко связан в нашем сознании с именем В. Быкова. Он вернулся на войну, чтобы увидеть и услышать тяжелое дыхание человека, бегущего рядом в атаку, склониться над молодым лейтенантом, умирающим в одиночестве посреди голого поля, и видеть звезды в небе со дна оконца.
Повесть «Знак беды» принад-лежит к самым глубоким и значительным явлениям современной литературы. Она в чем-то очень существенном закрепляет наши привычные представления о В. Быкове, его эстетической системе и обогащает ее новыми гранями, новыми открытиями. Он отличный психолог, аналитик с масштабной художественной мыслью. Нравственная память народа, ведущая из глубины веков, напрямую звучит в повести «Знак беды». Звенья одной цепи — и причинивший великое зло своим односельчанам безмозглый оборотень Потап Коланденок, надевший мундир предателя-полицая, и бывший красноармеец Василь Гончарик, который хотел было помешать черному делу Коланденка, но вместо этого сам обречено участвует в раскулачивании. Но, не выдержав мук совести, стреляется.
Зло живет, питается не чем-то другим, а тоже злом, если кто-то не обрывает цепочку, не встает решительно на пути зла, как встала потом Степанида, а рядом с нею и Петрок («Знак беды»). Это произведение, как и все его творчество, помогает современнику с достоинством и надеждой смотреть в завтрашний день, искать и находить в себе силу оставаться человеком в любых обстоятельствах.
Пространство войны у писателя — это та земля, по которой шагают солдатские сапоги, тот ветер, что треплет тесемки ушанки у бегущего в атаку бойца, та грязь на дорогах, снеговая каша, в которой «противно хлюпали наши промокшие ноги». Оно неизменно — поле боя, и неважно, стреляют там сейчас или не стреляют, там всегда решается судьба одного или многих людей, там, где грозит оборваться, но стремится выстоять и победить.
Мир В. Быкова сосредоточен на воюющем человеке особого склада ума и характера — на человеке нравственного и героического действия. На человеке одухотворенном и преданном принципу человечности, на его трагической судьбе и трагической смерти. Но если этот мир и учит, как геройски умирать, еще больше он учит тому, как достойно жить.
Л. Бадиева,
библиотекарь читального зала НБРА.
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Видеоновости
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Комментарии