Четверг . 28 Март . 2024

Беседуя с руководителем хора «Русская песня» С.Н. Орвачевой, с трудом веришь, что в этом году Светлана Николаевна будет отмечать свое 60-летие. Ее жизненная энергия буквально выплескивается через край, заражая оптимизмом и желанием немедленно вскочить с места и бежать что-то делать. Что именно? Да что угодно! Хотя бы петь... Ведь смогла она когда-то коренным образом изменить свою судьбу и посвятить жизнь песне.
Любовь к песне досталась Светлане Николаевне от матери — Нины Ивановны Коровиной. Сколько помнит себя, управляясь по дому, они всегда пели. Однако обе до поры до времени считали это просто развлечением. И только когда педагог словесности с 36-летним стажем Нина Ивановна вышла на пенсию, она всецело отдалась любимому занятию, вовлекая в это и дочь.
Но до этого Светлана успела получить абсолютно далекое от искусства образование. Несмотря на оконченную музыкальную школу по классу фортепиано, девушка выбрала вполне по тем временам современную (но совсем не женскую, по мнению многих) профессию — поступила в Краснодарский техникум при ЗИПе на факультет «Электронные вычислительные машины, приборы и устройства». Отучилась. Получила направление на работу в Грозный, в Институт нефти и газа техником по вычислительным машинам.
Шел 1977 год. Девушка с легкостью собралась в дорогу. Приехала и... испугалась. Потому что общежитие, в которое ее сразу же заселили, оказалось мужским. Одна-единственная комната в нем была выделена для девушек. Перепуганным воробышком впорхнула новоиспеченный техник в кабинет заведующего отделом кадров и «прочирикала» что-то невразумительное. К счастью, кадрами в институте заведовал пожилой мужчина.  Оглядев чуть не плачущую девушку, он коротко изрек: «Езжай домой!» и подписал открепительное удостоверение.
В Майкопе для специалиста такого профиля работы практически не было. Единственный вычислительный центр имелся в ПМДО «Дружба», но он был полностью укомплектован. Более-менее близкая к ее специальности работа имелась на заводе «Промсвязь». Но, главное, там был замечательный вокально-инструментальный ансамбль, солисткой которого и стала Светлана. Позже к этому добавился вокальный ансамбль «Радуга» при городском парке культуры и отдыха. А потом, в 1982 году, открылся завод «Точрадиомаш», где специалисту такого профиля наверняка нашлось бы место... Но тут Светлане Николаевне предложили должность заведующей клубом Майкопского пищекомбината, и диплом специалиста по вычислительной технике отправился в дальний ящик стола.
Правда, полученные в техникуме знания не остались невостребованными. Благодаря им Светлана Николаевна в дальнейшем легко освоила компьютер и сегодня активно пользуется специальными программами, позволяющими записывать и корректировать фонограммы, раскладывать вокальные произведения на голоса, записывать ноты...
Нельзя сказать, что вся последующая жизнь складывалась у Светланы Орвачевой будто песня. Было в этой музыке жизни немало сложных аккордов. Но когда ты любишь дело, которым занимаешься, все преграды можно преодолеть.
В 1992 году при поддержке мамы и с подачи местного казачества Светлана создает хор «Казачья песня». Этот жанр был новым для нее самой, но разудалые народные песни великолепно наложились на озорной и шебутной характер. И все, казалось бы, складывалось как нельзя лучше. Но «благодаря» перестройке стране стало не до песен. Закрывались предприятия, прекращали свою деятельность творческие коллективы. Единственным местом, где можно было заработать, были рестораны, но со временем и они перестали «кормить».
В семье Орвачевых в то время подрастали двое детей, которых нужно было кормить и одевать. Оставив их на бабушку, Светлана, ее муж Сергей и еще четыре музыканта, сформировав группу и заключив контракт, отправились на заработки на побережье. Там Светлана Николаевна освоила еще один музыкальный жанр — она стала петь джаз, весьма востребованный у завсегдатаев ночных клубов.
Вернувшись в Майкоп, С.Н. Орвачева стала работать с хором «Русская песня», который ранее находился под опекой УПП ВОС, а после ликвидации предприятия остался без средств к существованию, а впоследствии и без руководителя.
Впервые бралась Светлана Николаевна за работу с некоторой опаской. Боялась ненароком обидеть своих подопечных, не знала, как разучивать с ними новые тексты... На деле все оказалось гораздо проще.
— Я была в шоке от их удивительной работоспособности, — вспоминает С.Н. Орвачева. — Приношу новую песню, раскладываю ее по партиям, а через полчаса они уже ее поют.
В общем, спелись они с «Русской песней» на долгих 16 лет. И в концертах выступают, и в фестивалях принимают участие, причем весьма успешно — без дипломов никогда не возвращаются.
А кроме этого хора, у Светланы Николаевны под началом вокальные группы «Вольница» и «Элегия», три юные девочки-солистки. А еще она — солистка джазового ансамбля в Майкопском районе. Внучки, живущие в Краснодаре и поющие в хоре, иной раз приезжают к бабушке, чтобы помогла вокальные партии разобрать... И при этом — глаз горит, в разговоре то и дело «срывается» на пение, и чувствуется, что просидеть на одном месте столько времени для нее очень проблематично.
Невольно задаю вопрос:
— А что делать будете, если запретят вам петь и руководить, скажут: «Ты уже на пенсии? Вот и сиди дома!»?
— Не может быть! — вероятность такого развития событий искренне кажется Светлане Николаевне невозможной. — Тогда я бабушек, сидящих на лавочках возле подъездов, соберу и организую из них хор.
И вот в этом вся С.Н. Орвачева. Лишить ее любимой работы невозможно. Можно только заставить... найти новую.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости