Пятница . 19 Апрель . 2024

«Если ты водитель клубного автобуса, то все равно должен понимать игру» — эти слова принадлежат знаменитому португальскому тренеру Жозе Моуриньо. Команда — единый механизм, где водитель клубного автобуса далеко не последний человек. На шофере лежит огромная ответственность, тем более, когда в салоне твоего автобуса находятся сразу несколько десятков человек.
Дорога на стадион перед самым матчем — отдельный разговор, каждый игрок уходит в себя, у тренера в голове план предстоящей игры, поэтому водитель должен вести автобус так, чтобы не помешать никому из членов команды настроиться должным образом.

Петр Купин с 1 апреля (и это не шутка) 2001 года работает водителем автобуса футбольного клуба «Дружба». Однако гандбольная команда «АГУ-Адыиф», волейбольное и баскетбольное «Динамо-МГТУ», легкоатлеты и другие спортсмены также не раз выезжали на соревнования на автобусе под его управлением. О том, как в жизни водителя 1-го класса пересеклись пути любимой работы и спорта, Петр Купин рассказал «МН».
— Петр Федорович, кожаные перчатки всегда были вашим неизменным атрибутом, но в последнее время вы без них, что случилось?
— Ох, больная тема (смеется). Нигде не могу найти настоящие кожаные перчатки, поэтому если кто-то сможет мне помочь, заплачу любые деньги. История их появления проста. На одних из первых своих соревнованиях по автомобильному многоборью у меня получилось обыграть одного из самых заслуженных спортсменов из Татарстана. После соревнований он подошел ко мне и со словами: «Держи, пацан, у тебя большое будущее» подарил мне свои кожаные перчатки. Правда, спустя полгода их у меня украли, но за это время я понял, что кожаные перчатки — это очень удобно. Я всегда покупал себе сразу несколько пар, а вот сейчас найти их не получается.
— Расскажите о том, как вы оказались за рулем.
— Я хорошо окончил школу, многие советовали поступать в университет, но я твердо решил стать водителем. Думаю, что это передалось от отца, который также был шофером. Уже в 11 лет отец посадил меня за руль нового «Запорожца» и вместе с моим старшим братом начал обучать азам управления автомобилем.
Права профессионального водителя и водителя-механика я получил, отучившись в ДОСААФе. После этого я начал работать в ПМДО «Дружба». Спустя десять месяцев меня призвали в армию, где моя служба тоже была связана с транспортом. После вернулся на «Дружбу» и работал на предприятии вплоть до его закрытия.
Параллельно играл в футбол на любительском уровне. Например, в «Мебельщике» я играл вместе с такими профессиональными футболистами, как Абрамов, Аведисьян, Кондратенко, Аксенов, Манцызов. Кроме того, возил эту команду на автобусе.
К тому времени успел стать мастером спорта по автомобильному многоборью — виду спорта, который, к сожалению, распался вместе с СССР. Наша команда выигрывала всероссийские соревнования, хорошо выступала на всесоюзном уровне. После закрытия ПМДО «Дружба» работал дальнобойщиком.
— А как вы оказались в футбольном клубе «Дружба»?
— В 2001 году по состоянию здоровья уже не мог работать Николай Иванович Усачев — предыдущий водитель «Дружбы». Меня пригласили директор клуба Шумаф Датхужев и на тот момент тренер «Дружбы» Адам Натхо и предложили работать в команде. Я сразу же согласился. В прежние годы я возил команду не только на матчи, но и на тренировки, обеды, ужины. Сейчас на эти цели выделили микроавтобус, который и возит команду на небольшие расстояния. Но без работы не бываю. Если не надо ехать «Дружбе», перевожу других спортсменов нашего региона, так как мой автобус самый вместительный из всех, принадлежащих спорткомитету. А если все же выпадает свободное время, занимаюсь профилактикой автобуса, потому что транспорт должен быть в отличном состоянии в любой момент, ведь ты отвечаешь за жизни ребят, сидящих за твоей спиной.
— Вы работаете водителем уже почти 40 лет. Хоть раз задумывались над сменой деятельности?
— Нет, никогда. Только в 1986 году Арсен Найденов, работавший тогда главным тренером в новороссийском «Цементе», пригласил меня в свою команду, но я был привязан к своему предприятию и бросить «Дружбу» не решился.
А вообще, когда твоя любимая работа прямо пересекается с любимым увлечением, имею в виду не только футбол, а спорт в целом, это просто замечательно, ты получаешь полное удовлетворение от жизни.
— До прихода в клуб вы уже были страстным болельщиком «Дружбы».
— Действительно, старался не пропускать ни одной игры. Однажды, когда еще работал дальнобойщиком, «Дружба» приехала в Москву играть с «Торпедо». В тот момент я находился в столице и, несмотря на свой плотный график, оставил свой грузовик на стоянке и пошел на футбол.
— Футбольный клуб «Дружба» для Петра Купина — вторая семья?
— Знаете, наверное, первая, потому что ребят я вижу даже чаще жены.
— Лучшее время за эти шестнадцать лет работы с «Дружбой»?
— Конечно, когда команда была если не на лидирующих позициях, то хотя бы крепко держалась в середине. Но это только то, что касается результатов команды. А так, все эти годы я очень комфортно чувствую себя в команде. Со всеми футболистами находил общий язык, не было никаких конфликтов. Сейчас же, когда ребята называют меня не просто по имени, а еще и по отчеству, понимаю, что стал для них старшим товарищем, к которому можно подойти с любым вопросом или просьбой. Это дополнительная ответственность.
— Было время, когда работу водителя вы сочетали с должностью пресс-атташе и даже диктора на стадионе.
— Дело в том, что я собирал и продолжаю собирать абсолютно всю статистику о нашей команде и игроках. А в обязанности пресс-атташе как раз и входило составление футбольных программок. Так что здесь одно плавно перелилось в другое. Но после того, как на должности водителя остался я один, времени на работу пресс-атташе уже не осталось.
А вот диктором стал случайно: однажды некому было объявлять составы команд на игру, пришлось мне. Получилось неплохо.
— Лучшие, на ваш взгляд, игры «Дружбы» за эти годы?
— Из того, что я помню, самая яркая игра, безусловно, полуфинал Кубка России с «Торпедо» в Москве. Тогда в столицу отправилось порядка трех автобусов болельщиков из Майкопа. Также вспоминаются домашние игры с минским «Динамо», во главе которого стоял легендарный Эдуард Малофеев, и с ленинградским «Зенитом». Трибуны нашего стадиона тогда были переполнены. Очень хочется снова увидеть  заполненный стадион в Майкопе.
— А сильнейшие игроки в «Дружбе»?
— На мой взгляд, безусловно, лучшим является Анатолий Абрамов. Выделять еще кого-то не хочу, было очень много ярких футболистов. Но по фамилиям называть не буду, дабы никого не обидеть.
— Кто из знаменитостей был вашим пассажиром?
— Из футболистов это Андрей Тихонов. Перевозил и других, довольно знаменитых футболистов, игравших в первой и второй лигах. Также приходилось доставлять знаменитых артистов из аэропорта Краснодара в Майкоп.
— Ваш отец, Федор Николаевич Купин, — Герой Советского Союза. В статье в «Википедии», посвященной ему, помимо перечисления подвигов и наград, есть и такая информация: «Принимал активное участие в патриотическом воспитании молодежи». А как он воспитывал вас с братом?
— Он прививал нам любовь к семье, дому, Родине. Родители воспитывали нас с братом одинаково, не отдавали кому-то предпочтения: наказания и поощрения были одинаковыми и равноценными, поэтому мы с братом как единое целое, даже профессия одна. На данный момент он работает в школе самбо. Еще отец научил меня любить футбол, он сам уже в 16 лет дебютировал в составе грозненского «Спартака», кстати, из этой команды вышли сразу два Героя Советского Союза. Но главным для нас с братом в жизни стал девиз отца: «Ни за какие деньги не купишь даже капли чести и совести, если потерял их хотя бы раз».
Николай Спирчагов.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости