Понедельник . 21 Апрель . 2025

Однако не помогло, как планировалось, в стабилизации обстановки на рынке и упрощении приобретения полисов. Страховщики продолжают сокращать свое присутствие в нашем регионе. В результате простое дело покупки страховых полисов превратилось в головную боль, ведь без них автолюбители могут стать невинными жертвами инспекторов ГИБДД.
Попытаемся разобраться в причинах нынешней тупиковой ситуации со страхованием автомобилей. Российский союз автостраховщиков  подготовил предварительные сведения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) по результатам января-февраля нынешнего года. За этот период страховщики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличили сбор премий на 38% — с 20,958 млрд. до 28,934 млрд. рублей. Сумма выплат по страховым случаям составила 20,334 млрд. рублей, увеличившись на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. А число заключенных договоров  сократилось на 3% и составило 4,670 млн. против 4,834 млн. рублей годом ранее. При этом рост средней выплаты ОСАГО за январь-февраль опередил размер средней премии за этот же отчетный период 2015 года. Она составила 6,195 тыс. рублей, увеличившись на 43%, а размер средней выплаты вырос на 45% и составил 57,635 тыс. руб.
По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, значительный рост выплат по ОСАГО обусловлен троекратным ростом лимита покрытия вреда имуществу (со 120 тыс.  до 400 тыс. рублей), произошедшим в октябре 2014 года. Статистика союза показывает, что лавинообразно растет доля нестраховых судебных выплат в ОСАГО (выплат автоюристам). За последние 5 лет она увеличилась в 3 раза. Если в 2011 году автоюристы получали 15% от судебной страховой выплаты, то в 2015 году этот показатель составил 43%. Это означает, что если суд постановил выплатить водителю 50 тысяч рублей, то он на руки получит примерно половину от этой суммы, остальное достанется посреднику, пояснил руководитель союза. Доля выплат посредникам между страховщиками и потерпевшими только за прошлый год выросла с 33% до 43%.
Союз автостраховщиков ведет работу с местными органами власти, чтобы они обратили внимание на автоюристов, паразитирующих на системе автострахования.  Сейчас в качестве пилотного региона им выбран наш сосед — Краснодарский край. По мнению страховщиков, автоюристы, злоупотребляя правом, используя мошеннические схемы, необоснованно взыскивают со страховых компаний при представлении интересов потерпевших в ДТП непомерно большие суммы.
— Автоюристы используют те же приемы, которые использовали ранее, — говорит заместитель генерального директора московской страховой компании «МАКС» Виктор Алексеев. — Это «перехват» страхователей на месте ДТП с выкупом убытка (используется даже радиоперехват переговоров ГИБДД), выкуп старых убытков, подкуп сотрудников страховых компаний, ложные уведомления об осмотре, пустые конверты с описью вложения документов, — отмечает он.
— Не представляют автомобиль на осмотр, составляют акты осмотра без уведомления страховщика, проводят независимую экспертизу и направляют претензию, — перечисляет действия автоюристов заместитель директора юридического департамента «ГСК «Югория» Елена Блинова.
Заместитель директора судебно-правового департамента СК «Согласие» Василий Климашин среди методов, которыми пользуются автоюристы, отмечает изменение банковских реквизитов после первичного обращения за выплатой и несвоевременное обращение за ней с целью создания искусственных периодов просрочки исполнения страховой компанией своих обязательств.
По статистике Российского союза страховщиков, наиболее убыточны  по ОСАГО Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области, они же являются лидерами по покупке полисов в интернете. В союзе говорят, что «там фактически орудуют банды автоюристов, которые через суд накручивают выплаты». В среднем по стране 11% выплат по ОСАГО происходит по решениям судов, а в этих трех регионах доля таких выплат превышает 30%.
Такая же ситуация с произволом автоюристов царит и в нашей республике. Если решить  этот  больной вопрос, можно значительно сократить отток страховых компаний из нашего региона. И здесь свое веское слово могут сказать представители налоговых органов и силовых структур. Работники прокуратуры могут поинтересоваться, почему часть страховых компаний ограничивает страхователей в получении полиса ОСАГО по году выпуска авто, возрасту водителей и категорий транспортных средств.
Ситуация со страхованием персональных автомобилей граждан нашего города еще никогда не была настолько острой. Люди днями обивают пороги страховых компаний, стоят в очередях, теряют свое драгоценное личное время. Хватает проблем и у страховых компаний, стремящихся сократить число договоров и объемы возможных страховых выплат. Пора собрать их всех вместе и сообща решить, как жить дальше, чтобы не создавать дополнительные проблемы людям, живущим в непростых условиях экономического кризиса.
В заключение приведу мнение руководителя филиала одной из городских страховых компаний. Он считает, что свое слово в наведении порядка на рынке автострахования могут сказать и многочисленные собственники автомобилей. Им надо понимать, что автоюристы, таинственным образом вовремя оказавшиеся на месте ДТП, отнюдь не альтруисты. И они стремятся не помочь им, а наоборот, нажиться на чужой беде. И поэтому он рекомендует автомобилистам напрямую обращаться в страховые компании. Опытный страховщик уверен, что там сделают все, чтобы честно определить суммы страховых выплат.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.