Четверг . 25 Апрель . 2024

Согласно житию святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (в нынешней Турции). Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако отдал его на благотворительность. Он быстро завоевал авторитет у верующих и в начале IV века стал архиепископом города Мира Ликийская (сейчас — Демре, в турецкой провинции Анталья, хорошо знакомой российским туристам).
Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осужденных. А еще он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святой Николай считается покровителем земледелия и пчеловодства, всякого домашнего скота и диких зверей. Его культ связывают с загробным миром и соотносят с реликтами культа медведя. За помощью с горячей молитвой к иконе Николая Чудотворца обращаются в самых сложных жизненных ситуациях — при телесных и душевных болезнях, невинном осуждении, смертельной опасности, проблемах на работе. Защищает Николай Угодник и душу, избавляя молящегося от искушений.
В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошел учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. По преданиям, Николай Чудотворец помог бедной семье выдать замуж трех дочерей, подбрасывая по ночам в очаг мешочки с золотом. Согласно католическому преданию мешок, брошенный в окно Святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнем. Отсюда, кстати, произошел западный обычай вывешивать носки для подарков от Святого Николая — Санта-Клауса в Рождество. 
По преданиям, умер Николай Угодник в возрасте 75 лет около 345 года. Он был похоронен в родном городе. Через несколько сотен лет начались нападения мусульман на прибрежные провинции Византии, и в 1087 году купцы из Бари и Венеции на обратном пути из Леванта силой забрали у монахов, охранявших гробницу Николая, мощи святого и перевезли их в Италию. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что вызывало еще большее благоговение к великому угоднику Божию.
В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится русская православная церковь Николая Чудотворца. Часть мощей до сих пор хранится в Турции в храме Святого Николая, так как все мощи похитить не успели. Паломничество в Бари в дореволюционные времена считалось в России аналогом посещения христианских святынь в Палестине, настолько  сильна была и остается вера в заступничество Николая Угодника.
С того времени по Европе начал массово распространяться культ Святого Угодника Божьего Николая, архиепископа Мир Ликийских. На иконах его стали изображать пожилым мужчиной с бородой в архиепископском облачении, с посохом и раскрытым Евангелием. Очень скоро в Европе образ Святого Николая стал символизировать наступление зимы, и он превратился в неотъемлемую часть новогодней и рождественской народной мифологии. На Руси образы Деда Мороза (Мороза Ивановича) — хозяина зимы и Николая Чудотворца соединились достаточно поздно — со второй половины позапрошлого века. Но и потом Николай Угодник как новогодний персонаж не смог вытеснить из народной традиции образ Деда Мороза.
С празднованием Николы Зимнего на Руси связывали много примет, особенно о погоде. Так, считается, что если 19 декабря будет снежным, то это к урожаю зерновых. Другая примета гласит, что какая погода на Николу Зимнего, такая будет и на Крещение (19 января).
Но мало кто сегодня знает, что Святой Николай является небесным покровителем Майкопа (в Краснодаре, например, это Святая Екатерина). Дело в том, что первым православным храмом будущей столицы Адыгеи стала Николаевская церковь при штаб-квартире 76-го Кубанского пехотного полка, который дислоцировался в крепости Майкоп, а позже в самом городе и станице Ханской. Она освящена 6 (18) января 1858 года, была турлучной, располагалась на месте нынешнего тубдиспансера. Первым настоятелем церкви стал протоиерей Иоанн Сандеровский.
Очевидно, что первый храм города был посвящен Николаю Угоднику не случайно. Дело в том, что закладка крепости Майкоп началась 13 (25) мая 1857 года (дата 18 мая по старому стилю, по мнению историков дореволюционного времени, появилась в результате банальной описки). А за четыре дня до этого, 9 (22) мая отмечался праздник Николы Вешнего, кроме того, в 76-м пехотном полку церковь была посвящена именно святителю Николаю.
Долгое время она была единственным храмом в Майкопе. К 1871 году приходская церковь обветшала, и в следующем году ее разобрали. А вместо нее в Майкопе построили деревянный Александро-Невский собор с приделом во имя Николая Чудотворца. Этот собор находился в районе нынешнего военкомата. 
10 марта 1902 г. общественный сход прихожан Покровской церкви Майкопа принял решение о постройке Николаевской церкви в память исцеления от болезни в 1900 г. императора Николая II. Духовная консистория разрешила сбор
пожертвований. 15 октября 1902 г. было освидетельствовано место под постройку церкви. Общество мещан-прихожан Покровской церкви пожертвовало из своих средств 2 тыс. рублей. 2 ноября 1903 г. при большом стечении народа с участием четырех городских священников Ставропольским епархиальным миссионером иереем Симеоном Никольским совершена закладка храма. 10 августа 1904 года при храме был открыт самостоятельный приход. Его прихожанами стали рабочие и ремесленники Дубинки — района города вокруг дубзавода. Благодаря майкопчанину Алексею Тарасову, интересующемуся прошлым города, нам удалось выяснить, что эта Николаевская церковь располагалась на углу улиц Тульской и Короткой (Войсковой). Ее здание было разобрано только в 1977 году при строительстве жилой пятиэтажки.
Интересно то, что по соседству, на территории казарм 2-го Линейного полка и 3-й конно-артиллерийской батареи 76-го Кубанского полка (теперь территория авиаполка в Шовгеновском городке) в те же годы появилась еще одна Николаевская церковь (домовая). В 1902 году конно-артиллерийская батарея и местная команда были размещены на окраине Майкопа в казармах бывшего пластунского батальона. По разрешению командующего войсками Кавказского военного округа бывшая церковь пластунского батальона была передана гарнизону Майкопа для устройства домовой церкви. Освящена она была 13 (26) сентября 1903 года.
Спустя более чем столетие, в день праздника Сретения Господня, 15 февраля 2006 года, на южной окраине Майкопа был открыт первый на Кавказе памятник Николаю Чудотворцу. Он был установлен российским благотворительным фондом Святителя рядом с храмом Георгия Победоносца и мемориалом воинам Майкопской 131-й отдельной мотострелковой бригады, погибшим в ходе боевых действий в локальных конфликтах. А через год при епархиальном управлении был освящен Свято-Никольский храм. В новом здании расположился православный просветительский центр, оборудованный по последнему слову компьютерной и издательской техники.
То, что культ покровителя путешественников и военных в Майкопе возродился спустя век, глубоко символично. Сегодняшний город — это и крупный военный гарнизон, и ворота для многочисленных путешественников и туристов, едущих в горы Адыгеи. Теперь Николай Чудотворец с шестиметровой высоты памятника на окраине города как бы встречает и осеняет их всех и жителей города своей благодатью.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости