Пятница . 29 Март . 2024

Впервые об этой истории 20 лет тому назад мне рассказал известный сочинский журналист Илларион Максимов. Много лет он работал редактором газеты «Черноморская здравница», а после выхода на пенсию часто встречался с молодыми репортерами. Несмотря на преклонные годы, старый газетчик хранил в памяти огромное количество фактов и всегда поражал необычными рассказами. 
Как-то разговор зашел об Иосифе Сталине, о его роли в развитии страны, о приездах вождя на Черноморское побережье Кавказа, о его участии в создании Сочинского курорта.
— А вы знаете, что первое покушение на Сталина должно было тоже состояться в Сочи, — сказал тогда Илларион Максимов. — Не какое-то там декоративное покушение, а самое настоящее, подготовленное иностранной разведкой.
— Да вы что! — от удивления все разинули рты.
— Было, было такое дело. Осенью 1938 года, когда вождь отдыхал в Сочи, неподалеку от Батуми была обезврежена группа диверсантов. В их рюкзаках были обнаружены фотографии и чертежи ванного здания на Новой Мацесте. Там Сталин принимал целебные ванны, там его и планировалось убить…
— А кто же заслал-то к нам этих диверсантов?
— Вот тут уже ничего не могу сказать, — развел руками Максимов. — Может, немцы, может, японцы, может, англичане. Разведчики свои секреты хранят долго, но, возможно, кто-нибудь из них когда-нибудь заговорит. Если я не доживу, прошу вас, возьмите на карандаш, проинформируйте читателей...
Кто бы мог подумать, что эта история вспомнится через столько лет, в канун 70-летия Победы.
«КАРЬЕРА» ПОЛКОВНИКА ЛЮШКОВА
В январе 1924 года, сразу же после смерти Владимира Ленина, в Москве состоялось закрытое заседание ЦК ВКП(б). На нем выступал Клим Ворошилов, который сделал доклад «Об охране здоровья партверхушки». Все дружно решили, что дело это серьезное, и приняли постановление: «Просить Президиум ЦКК обсудить необходимые меры по охране здоровья партверхушки, причем предрешить необходимость выделения специального товарища для наблюдения за здоровьем и условиями работы партверхушки».
Примерно тогда же было создано знаменитое курортное управление (КУРУПР), которое стало заниматься строительством и эксплуатацией государственных дач, предназначенных для лидеров страны. Одна из таких дач разместилась на окраине Сочи, вблизи Мацестинской долины, в старинном купеческом особняке.
Болезни, как известно, не щадят никого. Всесильный вождь советского народа Иосиф Сталин страдал ревматизмом, и раз в году ему обязательно надо было проходить курс лечения мацестинскими ваннами. В связи с этим в 1925 году в Сочи спешно достроили ванное здание на Новой Мацесте. От государственной дачи, размещавшейся на вершине Мацестинского хребта, в бывшем имении коммерсанта Михаила Зензинова «Михайловском», к нему через лесной массив проложили потайное шоссе. В одном из крыльев ванного здания устроили правительственный павильон. Большую часть времени на дверях павильона красовались гербовые печати, их снимали только тогда, когда прибывал на отдых Иосиф Сталин.
С годами величие вождя стало возрастать, соответственно стал развиваться и дачный комплекс на вершине Мацестинского хребта. Старый особняк имения «Михайловское» стал маловат, по проекту кисловодского архитектора Мирона Мержанова чуть выше по склону стали строить мощный каменный замок, кстати говоря, отлично сохранившийся до наших дней. Участвовали в этом деле не только каменщики и плотники. Внимательнейшим образом за их работой наблюдали сотрудники службы охраны.
Руководил людьми, осуществлявшими надзор, полковник НКВД Георгий Люшков. Человеком он был очень честолюбивым и потому всячески старался отличиться. Чувствовал, что особая стройка и ему дает особый шанс.
Новая дача вождю понравилась, и он предложил Мирону Мержанову построить подобное здание в Кунцево, под Москвой. А вот Георгию Люшкову с мечтами о переводе в столицу пришлось распрощаться, т.к. за пару дней до приезда вождя на дачу случился «прокол». Он вскоре получил новое назначение — на Дальний Восток. В его деле уже была «черная метка». Опасаясь дальнейших репрессий, он при первой же возможности вступил в контакт с японской разведкой и в начале 1938 года ушел за кордон. В Токио его уже ждали и сразу пригласили на новую «работу» в японской разведке...
ПОЧЕМУ НЕ УДАЛАСЬ ОХОТА?
История с организацией покушения на Сталина осенью 1938 года стала проясняться только в 2003 году. В Японии начали публиковаться мемуары давно умершего руководителя японской разведки Хияма Есияки. Он признал: именно японские милитаристы направили в Сочи группу диверсантов для убийства Иосифа Сталина. Эта операция у них называлась «Охота на медведя».
Тогда на Дальнем Востоке интересы Японии и Советского Союза стали сталкиваться все чаще и чаще. Это важный стратегический район планеты, в котором к тому же постоянно происходили различные политические перевороты, где не было порядка с государственными границами. Воспользовавшись гражданской войной в Китае, японские милитаристы захватили в 1933 году Маньчжурию, установили полный контроль над северокитайскими территориями. Туманным утром 29 июля 1938 года они вторглись и на территорию СССР в районе озера Хасан близ Владивостока, захватили две важные высоты — Заозерную и Безымянную. Ответный удар наших танковых войск был стремительным, в течение нескольких дней агрессоров буквально вышвырнули с захваченных высот.
Уже 11 августа японские дипломаты запросили переговоры. Но в военном ведомстве Японии рассерженные генералы решили отреагировать на ситуацию иначе. В чисто самурайских традициях было решено совершить акт возмездия — убить Иосифа Сталина. Тут-то и подвернулся недавний перебежчик Георгий Люшков. Он был рад услужить новым хозяевам и предложил совершить террористический акт не в Москве, где это сделать труднее, а в Сочи. Причем не на сталинской даче с ее серьезной системой охраны, а в водолечебнице на Новой Мацесте.
Вот и пригодились, наконец, доскональные знания Георгием Люшковым всех дорог, тропинок, подземных коммуникаций в этом районе. Планировалось, что по трубам, через которые использованная мацестинская вода сливалась в море, диверсанты смогут ночью пробраться в подвальное помещение водолечебницы. Когда советский вождь приедет на процедуру, через специальный люк они смогут ворваться в здание. В самом здании охранников бывает немного, перебить их всех не составит труда. Врачи тем более не в счет. И тогда Иосифа Сталина можно будет расстрелять прямо в ванной. Пользуясь паникой, опять же по трубам — к морю. План всем казался весьма реальным.
Группу террористов набрали из русских эмигрантов в Китае. Охотники нашлись быстро, бывшие офицеры-белогвардейцы буквально голодали на улицах Харбина. Инструктировал их Георгий Люшков очень подробно. По его чертежам на одном из секретных полигонов был изготовлен точный макет мацестинской водолечебницы. Когда стало известно, что Иосиф Сталин вот-вот отправится в отпуск, группу диверсантов доставили в турецкий порт Трабзон.
— Если все пройдет успешно, каждый получит по вилле и миллиону долларов, — прозвучало последнее напутствие.
Диверсанты пересекли границу близ Батуми поздней ночью, но уже на рассвете им пришлось вступить в бой: наткнулись на засаду. Более десятка террористов погибли в бою, тяжело раненный Георгий Люшков сумел уйти за границу лишь с тремя бойцами.
«Операция «Охота на медведя» была провалена, — вспоминал в своих мемуарах Хияма Есиаки. — Трудно даже понять, почему? Русские словно заранее поджидали «охотников». Но откуда они могли узнать? О подготовке операции знал очень узкий круг лиц. Премьер-министр князь Каноэ, генерал Хатиро Угаки, занимавший в те годы пост министра иностранных дел, а до этого много лет работавший военным министром, генерал японской разведки Хироси Осима. Даже исполнители до конца не представляли многих деталей. И все-таки русские ждали диверсантов на Черноморском побережье, это ясно. Как они могли узнать?»
ПОСЛЕДНЕЕ ЗВЕНО ЦЕПОЧКИ
В начале статьи мы уже упоминали о книге военного историка Юлиуса Мадера о столкновении разведок различных стран накануне Великой Отечественной войны. Оказывается, в те годы одной из самых сильных в мире была советская разведка, благодаря которой в Кремле знали о многих планах врагов.
— Тогда в Японии работала группа «Рамзай» во главе с Рихардом Зорге. В нее входило несколько высококлассных разведчиков: Ходзуми Одзаки, Иотоку Мияги, Бранко Вукелич. О них сейчас многое известно. Уже есть ответы на вопросы, откуда разведчики брали информацию, с кем беседовали, кто помогал добровольно, а кто невольно, — напомнил Юлиус Мадер.
Далее приведена схема источников информации группы «Рамзай». В нее включены сотни людей, с которыми в 1933–1941 годах контактировали наши разведчики. Оказалось, что Рихард Зорге и его помощники встречались не только с государственными деятелями, дипломатами и высокопоставленными военными, но и с простыми людьми. Художник Иотоку Мияги, например, как человек свободной профессии водил дружбу с железнодорожниками, матросами, инженерами. Их сообщения порой тоже представляли интерес. Модная в Токио портниха Томо Китабаяси сообщала разведчику сведения, которыми с нею делились заказчицы, по большей части — офицерские жены. Кто из мужей поехал в командировку? Куда поехал? Надолго ли? В сумме это тоже давало пищу для размышлений.
Так вот в списке лиц, информировавших Иотоку Мияги через модную портниху, значится и... личный секретарь генерала Хатиро Угаки. А ведь этот генерал был одним из тех, кто знал обо всех деталях операции «Охота на медведя». Вот и замкнулась цепочка истории.
Она стала выглядеть таким образом. Потерпев поражение в районе озера Хасан, японское командование решило совершить террористический акт — убить Иосифа Сталина. Перебежавший на сторону японцев Георгий Люшков сообщил японцам все, что знал о водолечебнице на Новой Мацесте. От посвященного во все детали операции генерала Хатиро Угаки о готовящемся покушении узнал его секретарь, проболтался жене, та сообщила своей портнихе. Далее сообщение попало к советскому разведчику Иотоку Мияги из группы «Рамзай». Все данные были переданы в Москву. И на пути диверсантов была выставлена засада в районе Батуми. Возможно, не одна. И враги попались в ловушку.
* * *
В сентябре 1938 года, как и всегда, генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин прибыл на отдых в Сочи. Отдыхал на новой даче «Зеленая роща». Постоянно ездил принимать целебные ванны на Новую Мацесту. Когда ему сообщили, что в районе Батуми уничтожена группа террористов, собиравшихся совершить на него покушение, вероятно, улыбнулся в густые усы. Сочинские старожилы вспоминают, что осень в том году была замечательной, тихой и спокойной. И отдых вождя народов ничем не удалось омрачить...
Ирина СИЗОВА.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости