20 октября Национальный театр РА имени Ибрагима Цея открыл свой 80-й театральный сезон. Торжественное мероприятие прошло на сцене концертного зала «Нальмэс» с аншлагом. Поздравить юбиляров в этот вечер собрались многочисленные поклонники театра, представители министерств и ведомств республики, коллеги. Новый сезон — это не только праздник театра, это большое событие для почитателей театрального искусства многих поколений.
Накануне юбилея мы встретились с художественным руководителем Национального театра, театроведом, заслуженным работником культуры РА С.С. Шхалаховой.
— Светлана Сафарбиевна, с каким настроем театр встречает юбилейный сезон?
— С оптимизмом и желанием работать. И серьезной подпиткой нашего творческого вдохновения стало участие в двух крупных театральных фестивалях. Национальный театр стал лауреатом Международного фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» и был удостоен приза «Хрустальный фронтон», а также получил главный приз «Хрустальный Карим» на Международном театральном фестивале национальной драматургии в Казани.
— В каком творческом составе театр подошел к столь солидной дате?
— Национальный театр на сегодняшний день состоит из актеров пяти поколений. Это выпускники ГИТИСа, ЛГИТМИКа, Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. Тхабисимова.
Театр берет свое начало от Адыгейского колхозно-совхозного театра, который был организован 26 мая 1937 года. Его труппа состояла из выпускников  Краснодарского театрального училища, возглавляемого писателем, драматургом, режиссером И.С. Цеем.
В дальнейшем руководством области, а затем и республики уделялось большое внимание подготовке кадров для национальной сцены. В 1941 году вернулись в Майкоп первые выпускники ГИТИСа. К сожалению, все мужчины почти сразу были призваны на фронт, и большинству из них не суждено было вернуться с полей сражений.
В 1962-м, 1986-м и 2005 годах труппа театра пополнилась выпускниками второй адыгейской студии ГИТИСа. В 1976-м в нее влились выпускники ЛГИТМИКа. В 1996 году — воспитанники АРКИ.
Гордостью труппы сегодня являются актеры старшего поколения, мастера сцены Ч. Паранук, Ю. Чич, М. Усток, А. Варпок, З. Зехов, М. Кукан, С. Кушу, М. Зехова, М. Уджуху, А. Хатхакумов, Н. Ачмиз. Среднее поколение талантливо представляют А. Хакуй, Т. Такахо, Р. Джолов, Р. Кемечева, С. Халаште, Ж. Даурова, А. Багов. Достойно продолжают преемственность поколений наши молодые, талантливые актеры, подтверждая высокий профессиональный статус Национального театра. Это А. Жудов, З. Джимова, А. Ахметов, А. Вайкок, З. Баракаева, Л. Куижева, А. Болоков, Р. Муратов, А. Кабехов, А. Болокова, А. и М. Нехай, Ф. Арданова.
— Театральный сезон вы открыли пьесой Х. Хурумова «Как Гошемида выбирала невестку». Расскажите о том, как это произведение попало в ваш репертуар?
— Формирование репертуара всегда было краеугольным камнем для существования национального театра. По традиции, он формируется из произведений мировой и отечественной классики, современной и национальной драматургии.
Национальная драматургия — это очень тонкая вещь. У нас существует замечательный багаж национальных произведений, созданных классиками адыгской литературы Темботом Керашевым, Нальбием Куеком, Исхаком Машбашем, Ереджибом Мамием. Но сейчас просто необходимо обновление. Нужно привлекать новых авторов, которые создают произведения для современной молодежной аудитории. Одним из способов решения этого вопроса стал конкурс национальной драматургии, инициированный Национальным театром и всесторонне поддержанный Министерством культуры РА. Пьеса «Как Гошемида выбирала невестку» была написана Хусеном Хурумовым в прошлом году. Кроме того, благодаря конкурсу в нашем «портфеле» появились пьеса нашего актера Чатиба Паранука (она заняла первое место среди произведений для молодежи) и пьеса для маленького зрителя Зурет Нагоевой. В недалеком будущем они тоже появятся на сцене Национального театра. А мы ждем новых произведений, ведь конкурс национальной драматургии продолжается.
— Национальный театр блестяще вступил в юбилейный сезон, получив высокие награды на двух престижных фестивалях. Планируете ли вы в ближайшее время участие в новых фестивалях?
— Конечно. Признание нашего труда на столь высоком уровне — это очень важно. Это дает нам возможность расправить крылья и творить. Приятно и ответственно, когда такие выдающиеся театральные деятели, как режиссер и театральный педагог Иосиф Райхельгауз, театральный критик Марина Тимашева, актриса Елена Санаева, кинорежиссер Дмитрий Астрахан, российский драматург и режиссер Николай Коляда, как это было в Ялте, дают высокую профессиональную оценку нашей работе. В ближайших наших планах — 21 ноября фестиваль «Кубань театральная» в Краснодаре, где мы покажем спектакль «Кровавая свадьба» Ф. Лорки. Есть приглашения и на 2017 год. Например, на фестиваль «Балтийский Дом» в Санкт-Петербурге, Чеховский фестиваль в Мелихове.  Хотелось бы продолжить и активную выездную и гастрольную деятельность.
Большое внимание и поддержку оказывают театру руководство республики, Министерство культуры. Благодаря этому мы можем показать свои работы на профессиональных творческих форумах, выступаем на лучших сценических площадках Краснодара, показываем свои спектакли в районах республики. Получили почетные звания наши молодые актеры — Рустам Муратов, Аскер Жудов, Зарема Джимова, режиссер Анзор Емкужев.
Поддержкой является и то, что принято решение о проведении ремонта в здании Пушкинского народного дома. Сейчас в стадии организации находится первая очередь работ, найден спонсор, выработана проектно-сметная документация, которая утверждена во всех соответствующих инстанциях в связи с тем, что наше здание — памятник истории и культуры регионального значения. И это очень важно, ведь Пушкинский дом — это не только сценическая площадка для двух театров — Национального и Русского, он является многонациональным культурным центром. Ну и, конечно же, по окончании ремонта зрительного зала и сцены мы получим новые возможности для творчества.
— Сегодня один из главных вопросов для большинства театров нашей страны: как привлечь в залы зрителей? Как вы решаете этот вопрос?
— Работа со зрителем — это самое главное. Ведь театр существует не только для актеров. Он существует для публики прежде всего. И, конечно, сегодня одной афишей и одним анонсом зрителя в зал не привлечешь. Национальный театр активно использует современные средства массовой информации, в том числе интернет, социальные сети. Напрямую работаем со школами, высшими учебными заведениями, много работаем с сельским зрителем. Но этого, я считаю, недостаточно, мы должны идти вперед, тянуться выше. Зритель стал более взыскательным, соответственно театр должен вырабатывать более сложные предложения, искать новые формы взаимодействия. Это следующий этап.
Мы пробуем свои силы. Например, завершая прошлый сезон, мы привлекли внимание зрителей тем, что организовали в зале во время просмотра спектакля фотосъемку. А затем выставили эти фотографии в соцсети. И это нашло самый живой позитивный отклик у наших поклонников, предоставив им возможность еще раз пережить эмоции, испытанные во время спектакля. В рамках открытия вместе с профессиональным фотохудожником Надеждой Гусевой мы повторили эту акцию и предоставили возможность зрителям сфотографироваться с любимыми актерами. Акцию положительно восприняли многие зрители и старшего, и молодого поколения.
Работа со зрителем должна иметь разные формы — творческие встречи, вечера, Ночь искусств... Путь формирования своего зрителя долгий. И, в первую очередь, мы стараемся привлечь его яркими, профессиональными работами, интересными спектаклями.
— Удачи вам в вашем благородном стремлении. И  удачного сезона!
Вера КОРНИЕНКО.
Фото Надежды ГУСЕВОЙ.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Ваша любимая зона отдыха в Майкопе?




Видеоновости