Четверг . 28 Март . 2024
21 марта во всем мире отмечается Международный день кукольника, или Международный день театра кукол. А это значит, что сегодня свой профессио­нальный праздник отмечают и те, чья деятельность связана с волшебным миром сказочных кулис, и многочисленные поклонники этого вида сценического искусства.Как отметила однажды известная деятельница индийского театра кукол Капила Ватсяаян: «Театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и одновременно по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии...» Асиет Нагоева с детства мечтала работать на сцене. В качестве кого — она определиться не могла, но в школьные годы активно участвовала и в КВН, и в самодеятельности, и студию танцев посещала. Но, когда пришло время выбирать вуз, девушка уступила маме, которая считала, что профессия должна быть серьезной. Асиет подала документы в МГТИ, чтобы получить специальность технолога хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Но, возможно, потому что профессия эта ее совсем не привлекала, она как-то не слишком старалась и в итоге не набрала нужного количества баллов на вступительных экзаменах. На семейном совете было решено, что она должна подать документы на заочное отделение. Заочники сдают экзамены позже, поэтому Асиет отправилась в аул Ассоколай, чтобы провести месяц с бабушкой и дедушкой. А тут как раз Министерство культуры РА объявило набор для целевого обучения национальной группы Театра кукол, и руковод­с­­тво сельского ДК предложило девушке попытать счастья и сдать экзамены на театральное отделение Краснодарского института культуры. Буквально за ночь выучив требуемые по регламенту экзамена стихи и прозу, Асиет в числе десяти претендентов отправилась в Краснодар и... поступила. Но, чтобы не огорчать маму, в МГТИ поступила тоже. Правда, второй диплом ей так и не пригодился. Учеба давалась легко. Особенно увлекали профильные предметы: сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, вокал, танцы... И, конечно же, специально преподаваемые для группы «целевиков» из Адыгеи управление различными видами кукол, тренинги для рук и даже азы изготовления кукол из гипса и папье-маше. Те, кто считают, что управлять куклой гораздо проще, чем играть самому, глубоко ошибаются. Тут ведь мало знать текст и правильно произносить слова, важно умудриться остаться «за кадром», привлечь внимание к кукле, заставить зрителей поверить в то, что она живая. Вот этому искусству старались научить опытные мастера из Краевого театра кукол. Учили хорошо... Вот только заставить человека полюбить свою профессию невозможно. И потому вскоре после возвращения в Майкоп из всей группы в театре осталось всего двое. Асиет — из их числа. Не испугали ее ни тогдашние кадровые перестановки в театре, ни мизерная зарплата, ни отсутствие у театра собственного зала... Она была настолько увлечена тем, что делает, что за все 13 лет работы ни разу не подумала о какой-либо перемене. А ведь было время, когда собеседники, узнав, что она работает в Театре кукол, удивлялись: «А у нас и такой есть?» Сегодня, когда спектакли «Золотого кувшина» неизменно идут с аншлагом, это время вспоминается как недоразумение. Первой работой Нагоевой в театре стала роль разбойника в постановке Анзаура Схатума «Царевна Несмеяна». Это была не кукла, а что называется, «живой план». И вот где пригодились ей институтские занятия по сценическому движению и сценическому бою. Несколько лет назад руко- водство театра предложило нескольким актерам попробовать себя в режиссуре. Для Асиет попытка оказалась неудачной. Однако это только подстегнуло ее желание работать над собой дальше. Проанализировав ошибки, она более тщательно подошла к отбору материала, к работе над сценарием и,.. ее «Лешка и звезда» входит в репертуар театра уже несколько лет. — Для постановки кукольного спектакля материал найти особенно трудно, — говорит молодой режиссер. — Живой актер может мимикой доиграть, пластикой, а у куклы — застывшее выражение лица и технически ограниченный диапазон движений. Вдохнуть в нее жизнь, добавить выразительности очень сложно. Но зато, когда у тебя получается, и ты видишь, с каким счастливым выражением на лицах выходят из зала дети и взрослые, хочется творить и удивлять их еще и еще. Надо отметить, что режиссерские работы Асиет пользуются популярностью не только среди зрителей. В 2016 и 2018 годах на фестивале «Театральное Зазеркалье» ее постановка на адыгейском языке по мотивам пьесы Аскера Курашинова «Без старого нет нового» и спектакль по пьесе Павла Ускова и Казбека Меретукова «Заброшенный колодец» стали лауреатами сразу в нескольких номинациях. На днях в театре кукол «Золотой кувшин» состоялась еще одна премьера: постановка А. Нагоевой по сказке А. Толстого «Золотой ключик» собрала такое количество зрителей, что актерам пришлось играть два спектакля вместо одного запланированного. А молодой режиссер уже вынашивает в душе новые планы. И как замечательно, что ее профессиональные порывы находят всестороннюю поддержку руководства театра — художественного руководителя коллектива Станислава Сиюхова и директора Ларисы Джоловой. Ведь даже при огромной любви к профессии без поддержки таких же увлеченных и творческих людей воплотить в жизнь задуманное вряд ли возможно. А зритель ждет... Вера Корниенко.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости