Пятница . 29 Март . 2024

Объявляя 2015 год Годом литературы в России, государство таким образом хотело напомнить россиянам об исключительной значимости литературы и ее особой миссии и вернуть, особенно молодому поколению, любовь к книге, популяризировать чтение.
Действительно ли мы перестали читать? С этим многие не согласятся, и прежде всего учителя литературы. Педагог с большим стажем Н.М. Ересько преподает литературу и мировую художественную культуру в майкопском лицее №34. И Год литературы уже сделал ей как учителю подарок: ученик 10-го класса Олег Захаров стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. В этом немалая заслуга преподавателя.
Как рассказывает сам Олег, у Натальи Михайловны оригинальный подход к преподаванию предмета. Она превращает уроки литературы в нечто особенное. Это намного больше, чем просто подача материала, это что-то вроде познавательной игры.
— Я начал интересоваться литературой с самого детства. Всегда видел, как читают мои родители, с каким интересом делятся друг с другом прочитанным, — говорит Олег. — Читать начал рано. Что именно, мне подсказывала мама. А интерес к предмету литературы в школе во многом зависит от учителя, его желания и способности заинтересовать, увлечь.
К сожалению, по определенным причинам юноша не смог принять участие в следующем этапе, всероссийском. Но для Олега победа в региональном этапе олимпиады — стимул двигаться дальше, стремиться к большему.
— Участие в олимпиаде дает определенную базу знаний, жизненный опыт, — считает он. — Задания кардинально отличаются от школьных, и есть возможность открыть для себя что-то новое.
Олегу нравится творчество Михаила Булгакова и Анны Ахматовой. В будущем юноша мечтает связать свою профессию именно с литературой. Но пока не определился, в какой области. Он поставил перед собой задачу уже к лету сделать выбор. Вероятно, в этом ему поможет его учитель.
— Это прекрасно, что у нас есть такие ученики, — говорит Наталья Михайловна. — Участие в олимпиаде, бесспорно, поможет детям в дальнейшем. Ведь при поступлении в вуз теперь учитывается портфолио. В этом году у нас четыре призера регионального этапа, два победителя: Олег Захаров и учащийся гимназии №22 Асхад Бзегежев. При подготовке детей к такого рода мероприятиям урок литературы — один из составляющих факторов. Конечно же, когда ребята выходят на какой-то уровень, мы собираемся с ними отдельно, что-то обсуждаем, читаем дополнительную литературу. А чтобы правильно настроить детей на такое значимое мероприятие, я им просто говорю: «Отбросьте все ненужное, просто расправьте крылья и летите!»
Вообще же я не могу согласиться с тем, что нынешнее поколение не читает. Обобщать нельзя, ведь у меня есть ученики, которые мне как учителю доставляют немало моментов счастья. Такие, как Олег Захаров, как одна из учениц, перечитавшая многое из мировой классики. Конечно, есть и те, кого приходится привлекать к чтению и каким-то волевым путем. Они все очень разные, но все такие интересные! И такие дети были всегда: кто-то читал с удовольствием, а кого-то приходилось заставлять. Если в семье много и с интересом читают, то и ребенок возьмет книгу в руки.
Предмет литературы Наталья Михайловна считает особенным, и с нею наверняка многие согласятся.
— Трудно научить детей решать задачи, учить правила, выбирать суть из заданного материала, но труднее всего на уроках литературы: на них ребята показывают себя, какие они на самом деле. У меня самая прекрасная в мире профессия. Лучше детей нет ничего на свете. Пусть они сложные, пусть задают нам трудноразрешимые задачи, но все равно они лучше нас, взрослых.
Нередко сегодня звучат мнения, что школьную программу необходимо менять.
Наталья Михайловна считает, что существующую программу, в основе которой лежит русская классика, менять не следует. Другое дело, что в современных учебниках литературы она подается в неполном объеме. Например, «Капитанская дочка» занимает всего около 30 страниц, «Ревизор» — 20, и так практически с каждым произведением. И это неправильно.
Говоря о современной литературе, Н.М. Ересько осторожна:
— Время — беспощадный судья, отсекающий все ненужное. Остается только действительно значимое и ценное. Современная литература, наверное, не прошла еще испытание временем.
Второй предмет, который преподает Наталья Михайловна, — мировая художественная культура. Как и литературе, преподаватель отдает ему много сил и душевной энергии.
— Наш лицей находится в благодатном месте, — говорит она. — Вокруг — старый Майкоп. Рядом музей Соловьевых, дом, где жил Евгений Шварц, Национальный музей, музей народов Востока, Национальная библиотека. Мы с ребятами ходим по этим замечательным местам. Наполняемся яркими впечатлениями, познаем новое, интересное.
Предназначение литературы — сбережение души каждого человека, ребенка. Китайцы говорят, что плохой учитель просто рассказывает, учитель средний объясняет, учитель хороший объясняет и показывает, а учитель великий вдохновляет. Так вот я считаю, что вдохновлять — это самое главное, — говорит Н.М. Ересько.
Мария Куренина.
Фото автора.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости