Пятница . 19 Апрель . 2024

Какие изменения несет новый федеральный закон, и в чем их суть? Об этом рассказала руководитель управления Росреестра по РА, главный государственный регистратор Республики Адыгея Марина Никифорова.
О чем говорят изменения
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) войдут сведения из хранилищ информации, действующих в настоящее время:  Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, в ЕГРН будут представлены реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. 
Ведение ЕГРН будет осуществляться полностью в электронной форме, за исключением реестровых дел. В них по-прежнему будут находиться на бумажных носителях заявления и документы, оригиналы которых отсутствуют либо в органах государственной власти или местного самоуправления, либо в архивах.
С ведением ЕГРН в электронном виде связано одно из принципиальных изменений. С 2017 года отменена выдача  документа, привычного для собственников недвижимости, свидетельства о государственной регистрации. С начала будущего года кадастровый учет, регистрацию возникновения и перехода права станет удостоверять выписка из ЕГРН, а регистрацию договора или иной сделки — специальная надпись на документе, выражающем содержание сделки.
Благодаря вступлению закона в силу появятся и нововведения, удобство которых наверняка оценят потенциальные владельцы недвижимости. Первое из них: процесс постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и процедура государственной регистрации прав будут осуществляться одновременно. При этом заявления и остальные необходимые документы граждане смогут подать как в бумажном виде (лично в Росреестр, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления), так и в форме электронных документов — через единый портал госуслуг или сайт Росреестра.
Второе удобное преимущество, предоставляемое законом всем россиянам, — принцип экстерриториальности. При подаче заявления и документов для кадастрового учета или регистрации прав на недвижимое имущество каждый сможет обратиться в ближайшие территориальные отделения Кадастровой палаты Росреестра или в офисы МФЦ — независимо от местонахождения объекта недвижимости.
Также согласно нововведениям заявителям будет доступна услуга «курьерская доставка», заказав которую заявитель сможет получить уже готовые документы на дом, необходимо будет только при подаче заявления указать в нем способ получения «курьерская доставка». Данная услуга будет платной.
Кстати, и сам пакет документов для государственной регистрации прав и кадастрового учета с будущего года изрядно сократится. Закон предусматривает сокращение их перечня. А для юридических лиц вообще отменена обязанность по предъявлению учредительной документации. Специалисты Росреестра будут делать запрос о ней самостоятельно.
Третье нововведение, связанное с более комфортными условиями предоставления услуг, касается их «укороченных» сроков. Вся процедура постановки на кадастровый учет недвижимого имущества и регистрации на него прав займет 10 рабочих дней, при подаче документов через МФЦ — 12 дней. Так, за 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав при подаче в регистрирующий орган всего одного заявления. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет — не более 5 дней. Сохранится только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.
Сведения из Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее — в течение трех дней вместо пяти.
Вдобавок к этим приятным моментам новый закон предусматривает увеличение объема сведений в ЕГРН о каждом объекте недвижимости. Количество его характеристик может возрасти в два раза. В едином реестре будут содержаться, к примеру, такие данные, как наличие земельного спора по поводу границ земельного участка или информация о результатах проведения государственного земельного надзора.
К тому же появятся в ЕГРН и новые объекты учета: единые недвижимые комплексы — совокупность зданий, сооружений, неразрывно связанных физически и технологически, с одним общим назначением. В целом они образуют одну недвижимую вещь. К таким объектам относятся производственные предприятия, ТБО, АЗС, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие.
А вот сроки приостановления государственной регистрации с наступлением 2017 года, наоборот, увеличатся. Так, сроки приостановления кадастрового учета объектов и государственной регистрации составят: три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления), шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
В настоящее время регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.
А вот отказать заявителям в осуществлении обеих процедур окончательно могут только в одном случае: когда отведенный срок для устранения причин, которые и вызвали приостановление, истек и закончился безрезультатно. Таким образом, новый закон явно намерен упростить регистрацию прав на недвижимое имущество.
Сохранность сведений в электронном реестре становится более надежной и защищенной, в том числе и благодаря резервному копированию. Уточненные и расширенные данные, внесенные в ЕГРН, обеспечивают полноту информации и влияют на правильность налогообложения. А сам процесс оформления документов, похоже, приобретает максимально оперативную и удобную форму.                                  
Электронные услуги доступны
По данным ВЦИОМ, электронные услуги Росреестра признаны самыми доступными. Это кадастровый учет, выдача сведений из реестра прав (ЕГРП) и кадастра недвижимости (ГКН), а также госрегистрация прав на недвижимость, которая стала доступна с 1 июня 2015 года. Что касается первых трех услуг, то кадастровый учет в Республике Адыгея на 95–96 % осуществляется в электронном виде, выдача сведений из ЕГРП и ГКН в электронном виде по сравнению с 2015 годом в республике также увеличилась.
На сегодняшний день управлением Росреестра по РА принимаются заявления на государственную регистрацию в электронном виде. Этой услугой активно пользуются органы власти и муниципалитеты, нотариусы, риэлторы, крупные правообладатели объектов недвижимости, застройщики и просто юридические лица. В текущем году мы приложим все усилия для того, чтобы и физические лица подключились к процедуре сдачи документов на электронную регистрацию.
Конечно, новизна подачи документов через интернет еще будет какое-то время тормозить электронные услуги, но мы наблюдаем положительную динамику, особенно со стороны бизнеса. Возможность представить документы в электронном виде решает сразу несколько задач: экономия времени (исключается этап посещения заявителем залов приема, и регистраторы теперь начинают работать с документами сразу), исключение влияния человеческого фактора и сокращение затрат на госпошлину (на 30 процентов для физических лиц). Очевидные плюсы для заявителя связаны с тем, что он может в соответствии с принципом экстерриториальности подавать разные документы в любое удобное время — ночью, днем, утром, в выходные. К тому же срок госрегистрации по документам, поданным в электронном виде, не превышает двух дней.
В отношении физических лиц хочу подчеркнуть, что услуга по сдаче документов на госрегистрацию доступна для них и сегодня. Более того, это действенный способ сокращения сроков регистрации, ведь сегодня мы не принимаем ходатайства на ускорение сроков регистрации, исходя из «жизненных ситуаций» от граждан и юридических лиц. Ускорить процедуру можно, всего лишь подав документы в электронном виде, тем более, что получить собственную электронно-цифровую подпись, удостоверяющую документы, не составляет большого труда.
Меньше справок
На сегодняшний день созданы все условия для успешного функционирования  системы межведомственного электронного взаимодействия. Гражданам важно помнить, что госорганы, муниципалитеты, банки, страховые компании и нотариусы должны самостоятельно запрашивать сведения, содержащиеся в госструктурах, в том числе и сведения из ЕГРП из Росреестра, при оказании ими различных услуг. Тем более, что получают они эти сведения совершенно бесплатно и практически все они обеспечены электронно-цифровыми подписями и могут запрашивать необходимые им сведения в электронном виде.
Но вынуждена констатировать, что доля запросов сведений из ЕГРП в бумажном виде от граждан все же остается, а ведь люди вынуждены оплачивать госпошлину за получение сведений из собственного кармана. Поэтому хочу призвать граждан отстаивать свои права при получении государственных услуг и предоставлять документы, которые, как они знают, действительно существуют, но находятся в распоряжении иных ведомств, только по своему желанию.
Кстати
На сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в конце 2015 года открылся модернизированный сервис, благодаря которому можно узнать информацию о кадастровых инженерах.
С помощью сервиса можно получить сведения о каждом кадастровом инженере, допущенном к работе по специальности, а в случае исключения специалиста из списка — запись, указывающую на аннулирование квалификационного аттестата.
Возможности сервиса позволяют хранить информацию о более чем 100 тыс. кадастровых инженеров, а также осуществлять поиск по заданным критериям. С его помощью можно получить сведения в электронном, а также подать запрос на предоставление сведений в бумажном виде.
Сейчас в реестре содержатся сведения о 37 тыс. кадастровых инженерах, из них 94 осуществляют свою деятельность на территории Республики Адыгея.
Александр ПОЛТАВСКИЙ.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости