Четверг . 25 Апрель . 2024

 

Каждому, кто имеет хотя бы минимальные знания о женском российском гандболе, конечно же, знакомо имя Евгения Трефилова.
На клубном уровне Евгений Васильевич выиграл все, что возможно: шесть побед в чемпионате России и две в кубке России с «Ладой» и «Звездой», четыре победы в европейских кубках, в том числе первая отечественная победа в Лиге чемпионов в 2008 году со звенигородским клубом.
Но, в первую очередь, имя Трефилова ассоциируется с национальной сборной России. Четыре победы на чемпионатах мира (2001, 2005, 2007, 2009), серебро Олимпийских игр в Пекине и три медали на чемпионатах Европы. У руля сборной Евгений Васильевич 16 лет, с перерывом в год.
Тренера Трефилова хорошо знают не только как успешного наставника, но и как тренера со своеобразной манерой руководства, этим он знаменит и за пределами России. На Западе его называют не иначе как «русский медведь». Кстати, звание заслуженного тренера России Евгений Васильевич получил за победу на мужском чемпионате мира 1997 года, где он был помощником Владимира Максимова.
Успел Евгений Васильевич поработать и в Майкопе. Будучи полтора года старшим тренером «АГУ-Адыиф», он, безусловно, помог добиться нашей команде такого грандиозного успеха, как завоевание бронзовых медалей национального чемпионата. На данный момент Евгений Васильевич занимает пост старшего тренера «Астраханочки», это его седьмой клуб. Приезда астраханской команды майкопские болельщики ждали с того времени, как стало известно, что Трефилов будет работать с «Астраханочкой». Естественно, мы не упустили возможности поговорить со знаменитым тренером.
— Прежде всего, Евгений Васильевич, поздравляем вас с победой в квалификационном турнире и участием сборной России в Олимпийских играх в Бразилии. Скажите, можно ли провести параллель между турниром в Астрахани и питерским чемпионатом мира 2005 года?
— Скорее всего, нет, тогда была другая обстановка вокруг. Союз гандболистов России во главе Александром Борисовичем Кожуховым был очень профессиональным, к тому же сам Кожухов входил в международную федерацию, соответственно у нас была определенная поддержка. Сейчас, благодаря новому президенту Федерации гандбола России, мы снова находимся на хорошем счету в международной федерации. И еще, проведение квалификационного турнира в Астрахани не было нам гарантировано. Поэтому благодаря усилиям команды на прошедшем недавно в Дании чемпионате мира, отбор прошел именно в Астрахани.
— Почему именно гандбол стал главным видом спорта в вашей жизни?
— После окончания 4-го класса мне пришлось перейти в другую школу, там в пятом классе я начал заниматься гандболом. Это все происходило в Усть-Лабинске. Первым турниром для меня стало первенство проф-техучилищ. Я так сильно волновался и переживал, что перед самым началом соревнований утюгом прожег форму, а на автобусную остановку пришел за два часа до отправления. В 1972 году поступил в Краснодарский  институт физкультуры. Тренерская карьера началась в 1984 году, дубль краснодарской «Кубани» стал моим первым местом работы. Потом была спартакиада школьников в Тбилиси, где я возглавлял российскую сборную школьников. Ну, а дальше — «Россиянка», «Аэлита», «АГУ-Адыиф», «Лада», «Звезда» и вот теперь «Астраханочка». В сборной России с 2000 года.
— Вы очень популярны у СМИ. На одном сайте я прочитал комментарий человека, как он сам выразился, смотрящего гандбол раз в тридцать лет, который говорит, что знает из гандбольных терминов только «семиметровый» и «Трефилов». Нравится ли вам повышенное внимание со стороны прессы?
— К такому вниманию мне не привыкать. После Лондона только ленивый не пнул меня. Вокруг побед много поклонников, людей, которые причастны к этому успеху. Я понимаю, что внимание со стороны СМИ должно быть, но когда внимания слишком много, это тоже неправильно. Я думаю, тренер должен быть тренером, а не политиком, выступающим с трибуны. Тренер должен работать в зале. Но тренеры — заложники результата. От любви до ненависти всего один шаг. Недавно прочитал слова Алишера Усманова, который поддержал Арсена Венгера, назвав его легендой. Сейчас мало кто так делает. Конечно, если есть тренер, то будет и команда, но тренеры зачастую остаются за кадром, игроки, век которых короток, всегда на первом плане.
— Помните, как возник вариант с работой в Майкопе?
— Перед тем как прийти в Майкоп, я работал в краснодарской команде «Аэлита», с которой нам удавалось успешно выступать. Но финансирование прекратилось, и команды не стало. Благодаря хорошим отношениям с Адыгеей, президентом Кожуховым и личным договоренностям, я оказался в «АГУ-Адыиф». Помню ту «встречу на Эльбе», то есть в станице Рязанской, что на полпути между Майкопом и Краснодаром, где мы встретились с Султаном Мосовичем Джанчатовым и обсудили детали будущего сотрудничества. Сразу бросалось в глаза, что в команде все хотят стать лучшими, царило полное взаимопонимание. Состав в то время подобрался очень хороший. Как пример могу привести противостояние с «Кубанью». У нас был такой «синдром Краснодара», выигрывать все никак не получалось. Но однажды мы победили, поверили в себя и в дальнейшим всегда выдавались очень напряженные матчи. К сожалению, тогда республика не могла содержать команду, готовую бороться за самые высокие места.
— Как складывались отношения с Султаном Мосовичем?
— Полностью все устраивало, абсолютное взаимопонимание. Спокойно договаривались о проведении тренировок, пусть сейчас и говорят там что-то, но Султан всегда оставался главным тренером команды. Субординация сохранялась, но в то же время она нивелировалась. Могу сказать прямо — Султан Мосович Джанчатов — Человек с большой буквы. Он был до конца предан гандболу, делу своей жизни. Он любил и мог работать с молодежью.  Всех его воспитанниц отличала человечность, скромность, их не испортила жизнь, не испортила слава.
— Почему решили покинуть «АГУ-Адыиф»?
— В то время в Тольятти образовалась новая команда, договорились с Максимовым, вашим земляком, кстати, поехать, посмотреть. Когда приехали, были приятно удивлены. Зал есть, база есть, самое главное, надежный спонсор — «Автоваз». К тому же, управленцы были из хоккея, футбола, то есть, все надежно. Было видно, что все люди заняты тут серьезно. Я все-таки понимал, что майкопская команда не сможет соревноваться на равных с более богатыми соперниками, финансово обеспеченные все равно будут забирать лучших из более бедных команд — жизнь есть жизнь.
— Как думаете, нужна ли реформа в суперлиге?
— Сейчас в чемпионате есть «холостые» игры, когда одна команда на голову сильнее другой. У нас сейчас 11 команд, но только шесть из них конкурентоспособны. Спортсмен растет, только соревнуясь с равными. Нужно больше игр, в которых приходится выкладываться по максимуму.
— Сейчас можно выделить несколько гандбольных центров. В Ростове и Астрахани — деньги, в Волгограде, Тольятти и Краснодаре — традиции. За кем будущее?
— Будущее за молодежью, это единственное, что можно сказать. Еще раз отмечу, что наш гандбол нужен только нам самим. Купив игроков и тренеров, можно, конечно, добиться результата, но они в любой момент могут уйти, оставив команду ни с чем.
— Главная проблема российского женского гандбола?
— На данный момент — нехватка игроков. Вот из молодежи появились Дмитриева, Ильина, а третий полусредний где? Кто будет дышать им в спину? Выбора нет. Раньше, даже Майкоп взять, первенство города проходило. Сколько команд было! От каждого предприятия, училища. А сейчас даже первенства не проходят.
— Серебро Олимпийских игр дороже золота чемпионата мира?
— Все далось тяжело. Многие делят игры на престижные и нет, но для меня каждая игра важна по-своему, будь то первенство города или Олимпиада. Есть моменты, когда тренер удовлетворен и когда нет. Все спрашивают: «Что чувствуешь, когда становишься чемпионом?». У меня такое ощущение, что лез-лез на гору, выдохнул и понял, что эмоций не осталось, а через два дня понимаешь, что надо работать дальше. Мне понравилось, как на вопрос: «Что для вас первое января?», ответил трехкратный олимпийский чемпион Виктор Санеев: «Как, что? Тренировка в 8 утра!».
— Ваша дальнейшая тренерская карьера зависит от результатов Олимпиады?
— Конечно. Тренерская карьера все время зависит от результатов. А насчет продолжения работы, поживем —  увидим. Работать сейчас, конечно, тяжелее, но это не значит, что я просто так кому-то уступлю свое место.
— После работы с такими сильными командами, как «Лада», «Звезда», «Астраханочка», готовы возглавить условный Майкоп?
— Если подберем хорошую молодежь, с которой через год—два можно будет добиться успеха, то да.
— Гандбол — командный вид спорта. Есть ли место лидерству, как определяете лидера, делаете ли на него ставку?
— Конечно. Без лидера получается какая-то бесхребетная масса. Упор на лидера делаю обязательно, но выбираю его не я, выбирает раздевалка, площадка. Лидер должен проявлять свои качества не только в играх, но и на тренировках.
— Вы являетесь автором большого количества афоризмов, широко известных, по крайней мере, в гандбольном мире. Тайм-ауты и вовсе бывают незабываемыми. Экспромт или готовитесь?
— Да нет, не готовлюсь, конечно. Само как-то приходит, сходу придумывается. Жизнь сама подсказывает, иногда, бывает, вляпываюсь. А в тайм-аутах приходится говорить жестко, потому что они бывают в такие моменты, когда команда начинает чаще ошибаться или терять концентрацию.
— Ваша главная мечта как человека и как тренера?
— Мне говорят: «Вот стал ты первым, еще раз первым», но ведь вся работа тренера это — сегодня стал первым, завтра забудь и ползи вперед. А мечта... Скажу так: мы пока не везде побывали первыми.
…Несколько изречений, которыми Евгений Васильевич поделился во время беседы, не могли войти в окончательную редакцию интервью по вполне понятным причинам. Вообще, образ «русского медведя» Трефилов оставляет в зале. За пределами площадки Евгений Васильевич другой. Я не первый, кто так говорит, но это действительно так. И количество шуток, произнесенных Евгением Васильевичем во время интервью, прямо пропорционально количеству выкриков в адрес игроков, иногда жестких и практически всегда оглушительно громких. Свою манеру работы Евгений Васильевич не оправдывает, но он приводит в пример Николая Карполя, волейбольного тренера со схожими тренерскими принципами, и количество выигранных титулов. Кстати, заслуги Трефилова отметили и на Западе. В 2009 году его признали лучшим тренером мира. И все-таки очень хочется, чтобы наша женская сборная России по гандболу, во главе с Евгением Васильевичем Трефиловым, побывала первой везде!
Николай Спирчагов.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости