Четверг . 28 Март . 2024
Когда актриса Русского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина, заслуженная артистка Республики Адыгея Лариса Денисова выходит на сцену, ее энергетика выплескивается в зал таким потоком, что у зрителя перехватывает дыхание от эмоций и реального ощущения того, что ее персонаж испытывает невероятное душевное волнение. Она не играет на сцене — она живет. И так почти 40 лет. И это делает ее счастливой. А ведь актрисы с таким именем могло и не случиться. Но тогда появился бы не менее увлеченный учитель литературы или истории... Лариса Николаевна родилась в Куйбышеве. Отец ее работал на заводе, мама — в детском саду. Не испытывающая тяги к точным наукам девушка не очень понимала, чем бы ей хотелось заниматься в жизни, и потому склонялась к поступлению в педагогический институт. Но вмешался случай: подруга Оксана решили поступать в только что открывшийся Куйбышевский институт культуры на режиссерско-театральное отделение и за компанию позвала с собой Ларису. Обе девушки поступили. Правда, Оксана потом пошла работать на телевидение, а вот для Ларисы случайный порыв оказался судьбоносным. Режиссером она не стала (за исключением единичных работ), но созданные ею сценические образы никогда не оставались не замеченными как зрителями, так и профессионалами. И в этом, по ее мнению, огромная заслуга замечательных педагогов и руководства Куйбышевского академического театра драмы: Елены Павловны Доброхотовой, Михаила Гавриловича Лазарева, Петра Львовича Монастырского... Актерская карьера Ларисы Николаевны с самого начала складывалась на зависть многим. «Выданное» вместе с дипломом амплуа травести не помешало ей сыграть немало лирических и характерных ролей. И все это, конечно же, потому, что режиссеры не могли не заметить в маленькой, хрупкой девушке огромный, рвущийся наружу творческий потенциал. В дипломном спектакле по шекспировским «Ромео и Джульетте» ей была предназначена главная роль. Этот же образ предстояло воплотить на сцене Димитровградского драматического театра, куда по окончании учебы ее приняли на службу. Но это вовсе не означает, что все в жизни давалось ей легко и просто. И откуда у воздушной и трогательно наивной юной нимфы брались силы, чтобы преодолеть все препятствия и пережить все «подножки» судьбы, можно только гадать. Но все это, по большей части, оставалось «за кадром». К тому времени у Ларисы уже была на руках маленькая дочка, и совмещать роль мамы с работой в театре, который к тому же находился в другом городе, было непросто. Лариса Николаевна всю жизнь благодарна своей маме, которая взяла на себя большую долю заботы о Юлечке. В 27 лет Лариса Николаевна по семейным обстоятельствам переехала в Майкоп. После суровых зим средней полосы России ей так приглянулся теплый южный город, что она решила остаться здесь навсегда. А несколько гастролей по Черноморскому побережью еще больше укрепили ее уверенность в том, что она нашла свое место под солнцем. Правда, все могло бы обернуться иначе, не обладай эта хрупкая женщина необыкновенной силой духа. Едва поступив на службу в Русский государственный драматический театр и будучи введена на роль Феди Лямина в постановке «Леди Макбет Мценского уезда», Денисова испытала на себе такой шквал критики посетивших спектакль московских театроведов, что даже засомневалась в правильности выбранной профессии. Но... справилась с эмоциями и нашла в себе силы вновь выйти на сцену. Сколько сыграно с тех пор ролей, подсчитать она даже и не пыталась. Некогда было. Она всегда была востребована в Русском театре, работала с маленькими артистами в Центре развития творчества детей и юношества, в Тульском народном театре, руководила студенческим театром на филфаке АГУ, даже организовывала съемки первого (и, наверное, единственного в Адыгее) сериала для подростков «Простые истины», участие в котором приняли майкопские школьники. Одним словом, занята была с утра до ночи, утверждая при этом, что всегда просто плыла по течению. Но кто ж виноват, что течение всегда было таким стремительным... Она и сегодня легка на подъем: плотно занята в репертуаре, с готовностью отправляется на любые гастроли, с любовью обихаживает свой сад на дачном участке, много времени посвящает двум внукам и маленькой внучке. А на вопрос: «Какую роль считаете любимой?» отвечает: «Ту, которая сейчас репетируется». Как отмечает и.о. директора театра Роман Корчага, яркий талант Ларисы Николаевны счастливо сочетается с волей, сильным характером и удивительной работоспособностью. Она создает на сцене психологически верные и яркие образы. Особенно запомнились коллегам такие характерные роли, как Иветта Потье в драме Бертольда Брехта «Мамаша Кураж», хищница Липочка в пьесе Александра Островского «Свои люди — сочтемся», трогательная Энни в «Тетке Чарлея» Брэндона Томаса, хладнокровная Снежная Королева в пьесе Евгения Шварца... И в день юбилея весь творческий и технический состав Русского госдрамтеатра желает Ларисе Николаевне творческого вдохновения, запоминающихся ролей, неиссякаемой радости и большой любви. Сегодня Лариса Николаевна сама является наставником для молодых коллег, и, как уверяет, например, актриса Зарема Желеготова, ее подсказки иной раз становятся своеобразным рычагом, который помогает повернуть в нужном направлении и увидеть всю дальнейшую перспективу роли. При этом Лариса Николаевна всегда делает свои замечания очень деликатно и ненавязчиво, и только тем... кого искренне любит. Хотя она вообще не может находиться с кем-либо в конфликте, испытывая при этом дискомфорт чуть ли не на физическом уровне. Яркая на сцене, она предпочитает сочные краски и в обыденной жизни. И для нее очень важно, чтобы люди вокруг улыбались. — И добро, и зло — это цепная реакция, — говорит Денисова. — Я люблю, придя даже на рынок или в магазин, обязательно поздороваться, перекинуться парой слов с продавцом и увидеть, как на его лице появляется улыбка. Она вообще больше всего на свете ценит живое общение и партнерские отношения — как на сцене, так и в обычной жизни. И мечтает как можно дольше оставаться востребованной — как актриса, как мама, как бабушка, но для этого только морального настроя и профессионализма маловато. Поэтому каждое утро Лариса Николаевна начинает с зарядки — специального комплекса упражнений, помогающих ей поддерживать прекрасную физическую форму. При этом она никогда не сидела на диетах — лишние калории буквально сгорают в пламени любви и страсти, которое полыхает в ее душе, и отблеск которого то и дело отражается в ее глазах. И чувства эти сложно охарактеризовать и конкретизировать. Это просто большая любовь к жизни, без которой она не смогла бы чувствовать себя счастливой и не смогла бы делиться этим счастьем с теми, для кого является эталоном женщины и актрисы. Вера Корниенко. Снимки автора.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости