Четверг . 28 Март . 2024

 

В октябре прошлого года Майкопский редукторный завод отметил свое 40-летие. В отличие от многих предприятий столицы республики он смог выжить в непростые годы рыночных «реформ», и ныне его коллектив не растерялся в условиях сегодняшних санкций. Здесь, наоборот, осваивают новые рынки и наращивают объемы производства. Действует на заводе и своя «кузница» кадров.
Много лет нынешнее ОАО «Зарем» возглавляет Шамсудин Пшизов, сын Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Чехрак» Кошехабльского района П. Пшизова.
 Работе завода, умению выживать в нынешних условиях и посвящена наша беседа.
— Шамсудин Пшимафович, как удается коллективу вашего предприятия держаться на «плаву» в этих условиях?
— Санкции и кризис — суровая реальность наших дней, от которой никуда не денешься. Их мы ощущаем прежде всего по тому, как под их влиянием «съеживается» экономика, многие наши партнеры снижают деловую активность. Все это мы смогли в какой-то мере предвидеть в 90-е годы минувшего века, когда продумывали и разрабатывали долгосрочную стратегию развития своего предприятия. И решили шаг за шагом идти по пути освоения более сложной продукции, которой занимаются далеко не многие предприятия России. Благодаря этому наш портфель заказов растет вопреки обстоятельствам. За 10 месяцев 2015 года объем выпуска продукции на заводе вырос на 12,5% по сравнению с уровнем прошлого года. По расчетам наших специалистов, по году мы должны выйти на темп роста производства около 17%.
— В чем секреты экономической устойчивости завода?
— Идя по избранному коллективом и его инженерами пути, мы начали заниматься цементацией деталей редукторов для увеличения их твердости в два раза. Для этого пришлось обновить станочный парк, металлорежущий инструмент. Приобрели вначале отечественные, а позже, в 2009 году, немецкие станки для зубошлифовки. Это позволило создать новые типы редукторов, которые смогли конкурировать с изделиями зарубежных фирм. Уже в середине первого десятилетия нового века мы были готовы к решению актуальной сегодня проблемы импортозамещения.
Одним из немалого числа новых направлений стало увеличение мощности изготавливаемых на заводе изделий. На этом пути мы пришли к созданию сверхмощных редукторов. Самый большой, изготовленный по заказу «Уралмаша», для карьерного экскаватора вместе с навесным оборудованием весит 53 тонны. И я думаю, что не за горами тот день, когда это рекордное достижение будет превзойдено.
— Какие новые рынки редукторов для машиностроения страны освоены заводом в связи с последними изменениями в ее экономике?
— Как я уже говорил, сейчас рынок редукторов в целом сузился, однако за счет освоения его новых секторов мы можем говорить о том, что объемы производства на нашем предприятии растут и будут расти и дальше. За счет совершенствования организации труда, повышения квалификации инженеров и рабочих мы сейчас способны создавать интересные изделия, поэтому к нам стали обращаться предприятия и отрасли страны, с которыми мы раньше не работали. В числе наших клиентов появились крановые заводы, выпускающие оборудование для металлургии и других базовых отраслей промышленности. Сейчас у нас в производстве 5 комплектов таких редукторов. Наши потребители знают, что предприятие получило лицензию для выпуска изделий для атомной промышленности.
Проведенный на заводе независимыми экспертами аудит показал, что мы работаем на довольно высоком уровне по качеству наших изделий. Лицензии сегодня просто так не дают, потому что это, кроме всего прочего, связано и с безопасностью людей. После ее получения мы сделали опытную партию редукторов для железнодорожного транспорта. Рассчитываем со временем продолжить изготовление редукторов для локомотивов. Кроме этого, мы зашли и на рынок редукторов для портовых кранов. Ведется у нас проработка конструкции редукторов, которые будут использоваться в отечественном судостроении.
— Все достижения вашего предприятия связаны с работой большого коллектива станочников и инженерно-технических работников. Как вам удается находить специалистов столь редких профессий?
— Численность работающих на предприятии в последние годы снижается. Помимо других причин на это влияют модернизация производства и повышение производительности труда. Если раньше у нас было серийное производство редукторов, то теперь оно превратилось в единичное и мелкосерийное. Но если другие предприятия в 10 раз сократили число работающих, то мы всего в 2,5 раза. Сегодня у нас работают 500 человек, и завод остается одним из наиболее крупных работодателей Майкопа. Средняя зарплата в последние месяцы составляет 27 тыс. рублей.
Проблема кадров массовых профессий была еще в советские времена и до сих пор сохранила свою актуальность. Мы не сидим сложа руки, постоянно над ней работаем. У нас неплохая служба управления персоналом во главе с Софией Строевой. Мы привлекаем людей из города и со стороны, но берем не всех, проводим их тестирование. Мы должны быть уверены, что человек сможет овладеть тем оборудованием, которое мы ему предложим.
— А что представляет собой заводская «кузница кадров»?
— С теми претендентами, которые прошли тестирование, продолжаем работать. На заводе действует учебный класс, в котором с ними занимаются заводские инженеры. Это старая система, которая действует и сегодня. Все хорошее у нас на предприятии мы сохранили. Большую часть времени люди проводят на своем будущем рабочем месте. А весь курс обучения длится три месяца. После этого они, как правило, сдают экзамены, и им присваивается соответствующая квалификация. Затем они работают в цехах, но еще 2-3 месяца находятся под присмотром мастеров и рабочих-наставников. Мы хотим также оборудовать общежитие на 50 мест на третьем этаже завода, чтобы там жили рабочие из близлежащих населенных пунктов республики. Кризис помешал нам это сделать раньше, но мы постараемся довести это дело до конца.
Сложнее дела обстоят с кадрами инженеров. Вузы Краснодара и Армавира их практически не готовят или выпускают мало, причем настолько, что все они остаются в своих регионах. Но и из этого тупика мы нашли выход. В одном из городских общежитий выкупили несколько блоков и привели их в порядок. Теперь там живут молодые люди с Украины. Сейчас занимаемся поиском инженеров с высшим образованием в индустриальных центрах России, в том числе в Екатеринбурге и Омске. Ищем тех, кто захочет работать в таком прекрасном месте, как наш Майкоп.
— Кого бы вы назвали в числе лучших вашего большого рабочего коллектива?
— Ежегодно в день машиностроителя мы чествуем тех, кто больше всех проработал на предприятии. В прошлом году у нас был один работник с 40-летним стажем — это слесарь-ремонтник ремонтно-механического цеха Иван Наумович Коломыцев. А в этом году их стало уже 5 человек. Станочники борются за почетное звание «Лучший по профессии». В их числе токарь-карусельщик механического цеха Алексей Мазалов, зуборезчик цеха по зубообработке Александр Голобородько, токарь цеха корпусных деталей Алим Бижев, фрезеровщик Владимир Богуш, протяжчик Роман Артемьев, шлифовщицы Светлана Бузанова и Фатима Кудайнетова, токарь-карусельщик Анатолий Тырин. Это звание присуждается комиссией каждые полгода. А лауреаты в этот период получают доплату к зарплате.
Развито на предприятии и наставничество опытных рабочих над молодыми. Лучшим наставником 2015 года признан оператор станков с программным управлением механического цеха Иван Холодков. В число лучших наставников входят наладчик станков с программным управлением механического цеха Александр Удовичко, оператор Олег Терещенко, токари-расточники цеха корпусных деталей Николай Бузанов, Азамат Цергой, Николай Шабельник и Руслан Нагоев, фрезеровщик Петр Наконечный, токари Александр Кравченко и Равиль Бекмамбетов и многие другие.
— Назовите, пожалуйста, ваших ближайших помощников, тех, с кем вы вместе радуетесь успехам и переживаете неудачи?
— Это коммерческий директор предприятия Руслан Богус. В его в трудовой книжке  всего одна запись: «Майкопский редукторный завод». Начинал фрезеровщиком, работал технологом, возглавлял отдел внешней кооперации, сейчас занимает одну из ведущих должностей на предприятии. Технический директор Сергей Шепеленко и директор производства Юрий Мамий пришли к нам после окончания института и также имеют одну запись в трудовой книжке.
Нельзя не отметить начальника специализированного конструкторско-технологического бюро (СКТБ) Айдамира Халидовича Меретукова, который пришел к нам в 90-е годы, имея огромный опыт работы в оборонной промышленности. Благодаря ему мы принимаем порой смелые конструкторские решения и двигаемся вперед.
Ну, а все мы вместе — единый коллектив, который, как показывает практика, способен решать самые сложные задачи.
Сергей Бойко.
Фото автора.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости