Четверг . 25 Апрель . 2024

 

В веренице прямых городских улиц не сразу нашла переулок Кавказский. Но время, затраченное на поиски, окупилось сторицей. В небольшом уютном доме со скромным убранством живут супруги Толочко. Вот уже почти 66 лет они идут по жизненному пути рука об руку в прямом смысле этого слова. В момент нашей встречи, уютно устроившись на диване, Евгения Григорьевна и Николай Васильевич бережно, немного волнуясь, поддерживали друг друга: «Не волнуйся, Коленька! Не переживай, Женечка!».
Как же не волноваться и не переживать, когда они вспоминают свою послевоенную молодость, связавшую их судьбы раз и навсегда. Но до необычного знакомства у каждого была своя жизнь, объединенная тем, что Николай и Евгения родились на Кубани в семьях сельских тружеников. Во время Великой Отечественной войны помогали фронту как могли: рыли окопы, растили хлеб на полях, угоняли скот в тыл.
Военная служба Николая Толочко началась в 1944 году. Он был направлен в Армавирский учебный полк, который готовил специалистов для фронта. Но по приказу Сталина выпускников зачислили в отряды СМЕРШа, которые выявляли предателей Родины, прятавшихся в лесах, и вражеских диверсантов на Кубани и в Ростовской области, освобожденных от врага.
— Наш отряд не пропустил ни одного немецкого десанта, которые высаживались с воздуха, — рассказывает Николай Васильевич. — В феврале 1945 года Сталин отдал приказ организовать 30 военных училищ. Таким образом я оказался в городе Орджоникидзе, где вместе с другими курсантами встретил День Победы. И не только День Победы, но и свою судьбу.
— В этом городе жила моя тетя, — продолжила воспоминания мужа Евгения Григорьевна. — В училище вместе с Колей учился ее сын Федор, мой двоюродный брат. С мамой приехали из станицы Тбилисской, чтобы навестить его и отпросить в увольнение. Ждали в коридоре. А мимо пробегали курсанты. Вот тогда-то и встретились глазами с Колей. На этом все и закончилось: у него была девушка, я дружила с парнем.
Но все еще было впереди. Училище в Орджоникидзе расформировали. Часть курсантов отправили в танковое училище в Узбекистан, где они практически все погибли во время сильнейшего землетрясения. Судьба хранила Николая Толочко и его друга Федора. В течение года они служили в кавалерийском отряде в Пятигорске, а затем вновь продолжили обучение в военном училище имени Верховного Совета РСФСР в Москве.
Надо сказать, что высокий красавец Николай Толочко не был обделен вниманием девушек. Каждый день получал от них до тринадцати писем. Одним словом, морочил им головы. Однажды вечером случилось то, что неминуемо должно было произойти. Читая письмо, Федор уронил фотографию своей двоюродной сестры Евгении, которая навещала его в училище в Орджоникидзе. Николай Толочко поднял ее и... Мир сфокусировался только на Жене с ее небесным взглядом, лучезарной улыбкой. Каждый день он начал посылать ей письма в станицу Тбилисскую Краснодарского края.
— Когда я получила первое послание, то подумала, что оно пришло от Феди, — вспоминает Евгения Григорьевна. — Но почерк был не его. Открыла конверт: «Да здравствует таинственность! Дорогая девушка Женя, разрешите с вами познакомиться». Завязалась переписка. Не зная, кто есть кто, мы обращались друг к другу: «Здравствуй, дорогая и любимая, здравствуй, дорогой и любимый!». Но Коля-то на фотографии меня видел, а я его нет. Через три месяца переписки пришло письмо, на коверте которого было написано: «Осторожно, фото!». Меня охватил страх: а вдруг я увижу не того парня, образ которого у меня сложился. Мои опасения рассеялись, когда я открыла конверт.
Зимой 1949 года Николай Толочко и его друг Федор приехали на каникулы в станицу Тбилисскую. Двадцать километров от города Кропоткина по шпалам в пургу он шагал навстречу своей единственной любви. Сарафанное радио сразу разнесло весть о том, что к Жене Тихонской приехал бравый жених. 3 октября 1950 года она и Николай Толочко зарегистрировали свой брак в сельском совете. Неделю станица гуляла на свадьбе, соблюдая все казачьи обычаи.
Первым местом службы молодых стала воинская часть на Украине. Но была она недолгой, продолжилась в Латвии в городе Даугавпилс. К несчастью молодых, там началось сильное наводнение. Офицер Толочко вместе с курсантами местного военного училища несколько дней по пояс в холодной воде сдерживали дамбу. Это сказалось на здоровье: Николай Васильевич частично потерял слух. Ни о какой дальнейшей службе не могло быть и речи. Конечно, было тяжело, но маленькая, хрупкая женщина подставила ему свое, как оказалось, сильное плечо. Она всегда рядом с мужем, который перенес одиннадцать операций и несколько инфарктов.
В 1954 году супруги Толочко вернулись в станицу Тбилисскую. В 1962 году вместе с детьми, родителями Евгении перебрались на постоянное место жительства в Майкоп. Построили дом, трудились. Общий стаж составляет 100 лет. В 2000 году отметили «золотую» свадьбу, обвенчавшись в православном храме.
Участник Великой Отечественной войны Н.В. Толочко и труженица тыла Е.Г. Толочко радуются своим внукам и правнукам. Секрет столь долгой совместной жизни, по их мнению, — в умении терпеливо принимать от судьбы любые ее зигзаги. В своем почтенном возрасте они умеют радоваться каждому новому дню, хранят все, что связано с семьей, — чемоданы фотографий, благодарности за ударный труд и, конечно же, память о том светлом дне, когда их глаза встретились друг с другом навсегда.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости