Четверг . 18 Апрель . 2024

Со времени раскопок конца XIX в. на Северном Кавказе исследованы сотни курганов поселений и грунтовых могильников, по основным признакам погребального обряда и материальной культуры сходных с захоронением Ошада. Поэтому в 50-е годы XX века все эти памятники были объединены в единую археологическую майкопскую культуру.
Одной из тайн древних майкопцев является технология металлургического производства. С одной стороны, накоплены сотни бронзовых предметов из местной мышьяковистой бронзы, с другой стороны, на всем Северном Кавказе не найдены следы металлургии, т.е. плавильные печи, литейные формы, льячки и прочие атрибуты производства. Можно догадываться, как делились произведения из медных сплавов, но фактического подтверждения этим догадкам нет. Не найдено медных рудников на всем Северном Кавказе раннебронзового периода.
Адыгский этнос в науке считается самым древним на Северо-Западном Кавказе. Отношение к кузнецам у адыгов, как и других народов Кавказа, в высшей степени уважительное. Они были жрецами, а нартский бог-кузнец Тлепш, равно как его предшественники Худымыж и хаттский бог-кузнец Хасамиль (хатты — малоазийские предки адыгов по языку энеолита и бронзы) в языческом пантеоне занимали почетное место.
Другая загадка — как майкопские гончары изготавливали очень техничную «городскую» керамику. Унаследовав от местных протомайкопских керамистов один из мотивов орнаментации сосудов, а именно: накольчато-жемчужный в виде выпуклин на внешней поверхности, продавленных изнутри, они упростили его исполнение, перенеся эту операцию наружу. Вероятно, и майкопцы ранней бронзы, и их   предшественники энеолитической эпохи использовали какой-то шаблон для получения параллельных рядов одинаковых выпуклин одной высоты и с одинаковыми интервалами между ними. Но из какого материала изготавливали шаблон и какой формы, неизвестно. Неизвестна конструкция гончарного круга. Неизвестно, из какого материала протомайкопцы изготавливали форму для производства крупных (до 1 м высоты и до 70 см в диаметре) тонкостенных аккуратных глиняных корчаг, пифосоидов и пифосов.
Фрагменты таких сосудов в довольно большом количестве найдены в соответствующем горизонте культурного слоя Майкоп пытапэж.
В более поздних слоях «пытапэж» не меньше загадочных моментов. На северо-западном углу древней крепости обнаружена масса фрагментов желобного водопровода из обожженной глины, связанного с меотской культурой античной эпохи (ориентировочно V-IV вв. до н.э.). Откуда, куда и для чего направлялась вода, неизвестно, этот бастион крепости находится на высоте 50 м от современного уровня воды р. Шхагоще (Белой).
В связи с частыми находками железных криц, сопутствующих фрагментам желобов, можно предположить, что водопровод был связан с железоделательным производством. В раскопе 2011 г. обнаружено нечто, подобное колодцу или шахте, возможно, опускавшемуся до уровня подпочвенных вод или до речного уровня, откуда бралась вода во время осады крепости.
Из материала средних веков интересны серии гончарных мисок зихского периода (V-VI вв.) с внутренним радиальным лощением. При еде из такой миски человек видел всегда солнце с каким-то количеством лучей. Число лучей, кроме главного солярного культа, символизировало другие верования из языческого пантеона раннесредневековых адыгов, чаще культ плодородия и изобилия.
Важно, что в число культов входила христианская троица. Сигналы о христианстве в адыгской среде замечаются с IV века, когда в соседней Грузии его распространяла Святая Нина из Сирии. Но более активно христианскую проповедь адыги услышали в VI веке, в эпоху византийского императора Юстиниана Великого (555 — 595 гг.).
Во все периоды средневековья обращают на себя внимание так называемые гошэсы — крупные трехручные керамические сосуды для жидкостей, в т.ч. для вина. Они   отличаются от древнегреческой гидрии всеми тремя вертикальными ручками. Такого типа сосуды характерны для хаттской, а затем для хеттской культуры Анатолии (Малой Азии).
Археологическое изучение и наблюдения Майкопского пытапэж — очень интересный процесс, ставящий немало загадок и головоломок, но наряду с этим отражающий интересные и полезные моменты из жизни древнего и средневекового общества майкопцев.
Нурбий  Ловпаче,
ведущий научный сотрудник АРИГИ им. Т.М. Керашева.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости