Четверг . 18 Апрель . 2024

О тайнах таких названий нам рассказала старший научный сотрудник отдела славянской культуры АРИГИ, историк, специалист по топонимии Нурджан Емыкова.
— В древней черкесской топонимике Майкопской долины особое место занимали посвящения божествам языческого пантеона черкесов, в частности, Тхагаледжу — богу плодородия. Адыги связывали с его именем даже появление хлеба. До сих пор существует клятва, которую произносят, прикасаясь к хлебу: «Этим Тхагаледжем клянусь!»  Ему посвящены многие аграрные празднества и ритуалы, к нему обращены древние хохи — благопожелания. По преданию бог-покровитель Тхагаледж (Тхагалег) имел человеческий облик, о чем свидетельствует его имя.  В мифах Тхагаледж предстает как могучий пахарь и жнец. По преданиям, он  возделывал землю и разводил сады между реками Лаба и Пшиз (Кубань), а долина реки Белой находится как раз между ними. Следы  жизнедеятельности бога плодородия и изобилия Тхагаледжа зафиксированы во многих географических названиях, расположенных в Майкопской долине. Вплоть до 50-х годов прошлого века в Майкопе был известен топоним «Тхагаледжева поляна»  на левом берегу Белой, напротив города. Сейчас это место занимают кварталы Забелянского микрорайона, — поясняет историк.
По словам Нурджан Емыковой, впервые в литературе зафиксировал это название в 1912 г. Михаил Харламов, автор первого исторического очерка о Майкопе. Он, описывая события, связанные с возведением Майкопского укрепления, писал, что  22 ноября 1857 года войска при крепости были заняты рубкой  «леса Тхагалеч-Хам на левом берегу реки Белой» и пояснял, что «под именем «Тхагалеч-Хам» известно у черкесов ровное место, начинающееся от настоящего моста через Белую до склона гор по направлению к югу. Тхагалеч-Хам — это значит «ток Тхагалеча».
— Михаил Харламов впервые на русском языке привел широко известную легенду, связанную с этим названием: «По черкесским преданиям, Тхагалеч был замечательно сильный человек, который славился во всех окрестностях искусством засевать и обрабатывать хлеб. Хлеба у него всегда было много. Несмотря на это, однажды мать упрекнула его, что его не хватит до будущего урожая. Тхагалеч, рассердившись на мать, начал разбрасывать лопатой хлеб по разным направлениям, и хлеб превращался в камень. И теперь берега Белой усеяны множеством щебня — это окаменелый хлеб Тхагалеча». Адыгское название Тхьагъэлыдж ихьамэ лъап (подножие тока Тхагаледжа) относится к левому берегу реки Белой, напротив городского парка. Раз есть «подножие», значит выше расположен сам «ток Тхагаледжа». И действительно, на одной русской карте конца 50-х годов позапрошлого века западная часть хребта за Белой, над современным поселком Краснооктябрьским, названа как «Тхагалеч-игаме», — рассказывает исследователь.
С током Тахагаледжа связан и другой топоним — Ибгу (Ибгъу), которым адыги вплоть до середины прошлого века именовали Майкопскую долину на дистанции от Тульской до Белореченска. Он встречается также в, видимо, более ранней форме в привязке к Тхагаледж ихамэ — Ибгъу мыжъуакI («его боковая галечная сторона»).
— На наш взгляд, это название связано  с  продолжением в виде боковых террас по обеим сторонам реки Белой, идущих от «подножия тока Тхагаледжа» (Тхьагъэлыдж ихьамэ лъап), — считает Нурджан Емыкова. Таким образом, слово «ибгъу» могло иметь значение «терасса, уступ берега реки».
Невысокие горы на южной стороне города Майкопа, действительно, напоминают насыпи зерна на току бога плодородия Тхагаледжа, ниже, напротив горпарка — подножие этого тока, или поляна Тахагаледжа, на продолжающих их террасах реки Белой — Ибгу, расположились городские кварталы Майкопа.
Говоря о древней топонимике Майкопской долины, нельзя не вспомнить и такое название как «лес Тхачег», которое относилось к большому лесному массиву между Белой и Ходзем. Сегодня этот лес известен как «Махошевский», и его окраины выходят к восточным кварталам Майкопа.
— Тхачег ТхьэчIэгъ (ТхьэщIагъ) в буквальном переводе означает «под богом». Так адыги издревле называли священные рощи деревьев, в которых молились, делали жертвоприношения.  На священные деревья «тхачег» вешали оружие, шкуру животного, принесенного в жертву. В таких местах запрещалось ломать ветки деревьев и громко разговаривать, — говорит Нурджан Емыкова.
Были и целые леса таких деревьев — ТхьэчIэгъ мэз. Они, например, упоминаются во многих песнях-плачах периода Кавказской войны. Знаменитый в прошлом большой лес Тхачег вблизи Майкопа не раз упоминается и в произведениях адыгских просветителей ХIХ века, и в донесениях русских военных.
— За последние сто пятьдесят лет большой лес Тхачег, безусловно, значительно изменился, но сохранился. Сегодня он  начинается с северо-восточной окраины  Майкопа (на горе за Северо-Восточными садами) и тянется по правую сторону трассы. Его западная граница примыкает к северо-восточной окраине  Майкопа и продолжается вверх по правому берегу реки Белой, по направлению к Хаджоху. Южная часть леса находится в верховьях рек Ходзь и Малая Лаба. Большая часть этого леса входит в Кавказский биосферный заповедник и в природный парк «Большой Тхач». Кстати, значение названий горы и речки Тхач  с адыгского языка переводится как «земля, территория бога», — рассказывает Нурджан Емыкова.
Однако, по ее словам, перед исследователями встает другая задача: почему всю эту территорию и лес предки адыгов назвали «местом под покровительством бога» и считали священным? Возможно, с этим связано большое количество древних дольменов в этих местах (Богатырская поляна и др.). Пока однозначного ответа на этот вопрос специалисты не имеют.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости