Четверг . 25 Апрель . 2024

 

В конце апреля в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошли Дни Республики Адыгея. Помимо официальной части, в рамках которой обсуждались проблемные вопросы развития общего образования, рассматривались актуальные темы социально-экономического развития РА, представители других регионов страны могли ознакомиться и с некоторыми культурными аспектами жизни республики.
Особое внимание гостей выставки, в том числе и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, привлекла экспозиция работ народного художника Адыгеи, мастера-ювелира и оружейницы Аси Еутых, которая воссоздает уникальное культурное наследие республики.
— Ася, как вы отнеслись к предложению принять участие в Днях Республики Адыгея в Совете Федерации?
— С удовольствием! Постоять за Отчизну всегда готова и счастлива! Ведь мы, художники, как правило, демонстрируем свои работы в достаточно узком кругу — таких же художников, искусствоведов, знатоков и ценителей искусства. А когда целая республика представляет свои достижения и ты тоже в этом участвуешь, когда тебе предоставлена возможность украсить эту экспозицию яркими красками, это очень приятно, но и ответственно. Как правило, на таких выставках представляют достижения промышленности, сельского хозяйства, фотографии природы региона, культурная часть заключается обычно в танцевальных номерах. И нам хотелось удивить своих гостей.
— Не сомневаюсь, что вам это удалось.
— Да. Хотя задача перед нами стояла довольно непростая. Экспозиция размещалась на втором этаже здания Совета Федерации, это очень сложное пространство, несимметричное: открытая центральная часть и круговой балкон. Сотрудник нашей Золотой кладовой, которая находится при представительстве Адыгеи в Москве, несколько раз посещал это помещение, делал замеры, снимки, чтобы смонтированная экспозиция выглядела красиво, профессионально. Мы разместили на отведенном нам пространстве десятиметровый баннер, на котором поместили большие фотографии, запечатлевшие кубки, ножны, золотую чашу... Получилось очень эффектно. Здесь же выставили пурпурные кресло и трон, золотой ритон внутри стеклянной витрины был оригинально подсвечен. Множество работ разместили на большой колонне, затянутой красной материей. Смотрелось все это просто сказочно, словно в здание Совета Федерации переместилась часть Золотой кладовой. И многих привлекала эта красота: представители других регионов, сенаторы подходили, рассматривали выставленные изделия, усаживались в кресло, фотографировались. В череде важных, но рутинных дел попасть в такой сказочный уголок для всех было приятно и удивительно. Люди восхищались и удивлялись.
— А Валентина Матвиенко побывала в вашей сказке?
— Да, на третий день, ознакомившись с экспозицией, посвященной промышленности республики, полюбовавшись на великолепных танцоров ансамбля «Нальмэс», которые парили над полом, как большие сказочные птицы, она повернулась ко мне. Меня представили ей, и Валентина Ивановна стала внимательно рассматривать вещи, украшения, задавала вопросы. Причем было понятно, что ей действительно интересно, поэтому беседа у нас получилась довольно долгой. Я рассказывала об античном искусстве, о роскошных царских курганах, раскопанных археологами в станице Келермесской и в Майкопе, о том, как много общего встречается в культуре и искусстве разных народов, и это колоссальное богатство, которое нас всех объединяет.
Валентина Матвиенко поинтересовалась, выставлялись ли мои работы в Москве, и когда узнала, что не выставлялись, потому что в столице очень сложно подобрать площадку, предложила выбрать любой музей, а своим помощникам дала поручение помочь нам в этом.
В завершение нашей беседы мы обнялись и поцеловались, и это было такой радостной заключительной точкой мероприятия. Мы поняли, что нам удалось заинтересовать эту замечательную и много повидавшую женщину, которую, казалось бы, сложно чем-то удивить.
— Вы тоже много где побывали, много что видели, и вас, наверное, довольно сложно удивить. А вот участие в таком масштабном мероприятии стало ли для вас чем-то особенным?
— Это очень приятно, когда ты понимаешь, что не зря работал, если твой труд может украсить твою республику. Мы же много раз могли уехать, как многие и делают, но мы патриоты. Самая важная суть нашего искусства и нашей жизни — это патриотизм, это любовь к своей земле. Как говорится, где родился, там и пригодился. Когда речь идет о родине, нет маленького, провинциального, бедного... Если ты родился здесь, прославь этот кусочек земли на всю страну. В этом твое предназначение.
— Я слышала, что Валентина Матвиенко не только на словах отметила ваше творчество.
— Да, по возвращении в Майкоп премьер-министр республики Мурат Кумпилов вручил мне благодарность от председателя Совета Федерации за многолетнюю творческую деятельность и большой вклад в развитие культуры. И эта оценка для меня очень важна. Когда высшая власть нашей огромной страны так тебя оценивает — что еще нужно художнику?
— А как продвигаются работы по созданию Золотой кладовой в Майкопе?
— Мы уже достаточно много построили — первый этаж готов — там будут расположены мастерские, ведутся работы по второму этажу. Построить просто — легко, но нам бы хотелось, чтобы здание выглядело необычным. Фасад будет украшен витыми колоннами, лепниной, внутри — ковка, литье, мозаика, и все это — ручной работы. Внутри помимо Золотой кладовой будут выставки, тронный зал скифского царя и царицы, древняя мастерская, в которой даже окна будут затянуты пузырем, а мастера, облаченные в старинные одежды, будут работать без единого современного инструмента. Каждый желающий сможет не только понаблюдать за процессом, но и поучаствовать. Перед фасадом планируется большая круглая площадь наподобие ратушной, в центре которой, возможно, будет стоять золотая яблоня. Одним словом, проект очень серьезный, поэтому строительство продвигается не так быстро, как хотелось бы, но, надеемся, что посетить нашу Золотую кладовую майкопчане и жители республики смогут уже через год-два.
— Удачи вам в творчестве!
Вера Корниенко.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости