Четверг . 28 Март . 2024

1 октября отмечается Международный день музыки. Праздник учредили по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО в 1973 году.

В России его стали отмечать с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого советского композитора Дмитрия Шостаковича. В 1973 году именно он обратился к Организации Объединенных Наций с открытым письмом, в котором просил учредить праздник музыки и тем самым признать ее роль в деле сплочения народов и обмена культурным опытом.

Этой благородной миссии посвятил свою жизнь и наш сегодняшний собеседник, несмотря на молодость, уже добившийся серьезных достижений в профессиональной деятельности.

- Артем, когда вы написали свою первую музыку и что это было за произведение?

- Сочинять я стал абсолютно случайно. Вернее сказать, спонтанно. Мне было где-то 13 лет, я в то время усиленно и много занимался на

фортепиано, и как следствие, в один прекрасный момент ощутил потребность в сочинении. Первой пьесой была небольшая фортепианная прелюдия с явной отсылкой на знаменитую прелюдию cis-moll Сергея Рахманинова и фортепианные пьесы Василия Калинникова, которые я тогда играл. Записать эту прелюдию было непросто, в этом мне помогала моя мама – Наталья Борисовна.

- Вас сразу же захватило сочинительство или потребовалось время?

– Сочинение музыки меня увлекало и манило, но подлинный интерес к импровизации, к изучению законов музыкальной ткани, музыкальных жанров и стилей во мне пробудила Татьяна Викторовна Сухова – первый педагог по композиции, которая в те годы преподавала в ДМШ №5 ст. Ханской. Самое главное, чему учила Татьяна Викторовна – это искусству импровизации, свободному подбору на слух аккомпанементов к любым мелодиям, творческой эмоциональности и открытости. Это одно из самых ценных качеств любого музыканта. Таким образом, я постепенно развивался как композитор, осваивал новые музыкальные формы, но осознания, что путь композитора – это мой путь, еще не было. Гораздо позже, на последних курсах колледжа искусств, я уже четко для себя определил, что мое призвание именно в композиции и стал целенаправленно готовиться к поступлению в консерваторию на композиторский факультет.

- Когда вас заметили как композитора?

= Во время обучения в АРКИ им. У.Х. Тхабисимова. Я фактически учился на трех факультетах – официально на отделении духовых и ударных инструментов и теории музыки, и негласно на фортепианном, так как с детства фортепиано было моим любимым инструментом. И здесь я не могу не вспомнить моего замечательного педагога - Елену Евгеньевну Яковлеву, которая, к сожалению, безвременно ушла из жизни, вложившую частицу своей души и профессионализма в мое становление как пианиста. Параллельно я продолжал заниматься композицией, работал в различных жанрах и направлениях. За годы обучения мною были написаны цикл духовных сочинений для смешанного хора, произведения для фортепиано... В это же время у меня появился интерес к адыгскому фольклору и к созданию первых сочинений на основе адыгской народной музыки: «Пщынатль памяти Кима Тлецерука» для двух кавказских гармоник и «Пщынатль в память ленинградских детей, спасенных в годы в черкесском ауле» для ансамбля адыгских народных инструментов и ряд других сочинений.

- Существует такое выражение: «Композитор – это флейта, на которой играет Вселенная». Ощущаете ли вы себя этим инструментом? И из чего вообще складывается работа композитора?

- Безусловно, каждый композитор, каждый творец – это своего рода приемник, принимающий некие сигналы, импульсы извне. И только степень его обученности, мастерства, профессионализма помогает воплотить эти импульсы в полноценное и самостоятельное произведение.

Всегда существует некая сверхидея, первообраз будущего сочинения, которое мной может долго вынашиваться и постепенно кристаллизоваться в партитуру. Вообще я не верю в то, что кому-то готовые произведения приходят во сне, мелодии и идеи рождаются сами собой и т.п. Работа композитора - это тяжелый и многочасовой труд, по аналогии с работой писателя, художника, скульптора. Сочинения рождаются иногда быстро, иногда медленно, но всегда – это работа, жесткое отсечение ненужного, концентрация идеи и способов ее воплощения в той или иной мере. Сейчас, на самом деле, сочинить или придумать что-то принципиально новое невозможно. Все уже было придумано до нас. Мы лишь можем договорить недосказанное, по-своему переосмыслить музыкальные достижения прошлого и дополнить их собственным видением.

- С какими коллективами, отдельными исполнителями сотрудничаете?

- Так как я уже более 10 лет живу и работаю в Москве, то соответственно, большинство творческих контактов и творческого взаимодействия связано с московскими коллективами – с ансамблем «Студия Новой музыки», оркестром Минобороны РФ, Камерным хором Московской консерватории и т.д. В Майкопе это симфонический оркестр Государственной филармонии РА, Камерный музыкальный театр им. А.А. Ханаху, смешанный хор АРКИ им. У.Х. Тхабисимова, женский вокальный ансамбль «Леди Voc», детским хором ДШИ №1. Также постоянно поддерживаю музыкальные связи и творческое сотрудничество с известными вокалистками Маргаритой Мамсировой и Софией Чич, композитором и продюссером Довлетом Анзароковым, исполнителями на кавказской гармонике Мадиной Кожевой и Залимгери Темиркановым.

- В каком музыкальном направлении, жанрах работаете? Менялись ли пристрастия со временем?

- Назвать какое-то конкретное направление или жанр приоритетным мне довольно сложно. Для меня представляет интерес идея синтеза музыкальных жанров и стилей, столкновение и взаимодействие их между собой. Собственно, этим я и занимаюсь последние годы – соединением и слиянием воедино различных направлений и музыкальных эстетик. Потому мне на данном этапе близок жанр оперы, в котором эта идея мета-музыкального синтеза наиболее органична и естественна. В то же время, в период обучения в консерватории я очень много изучал и слушал так называемый музыкальный авангард, современную музыку конца XX - начала XXI вв. Я был увлечен экспериментами в области нотной записи, графической музыкой, поиском нестандартных приемов звукоизвлечения и т.п. Все это и сейчас мне интересно, но все-таки с позиции не простой погони за внешними эффектами, а идеи музыкального синтеза.

- Творчество каких поэтов вам близко и на какие стихи никогда бы не стали писать музыку?

- Я очень люблю вокальную музыку, и бОльшая часть моих сочинений написана на чьи-либо тексты. Для меня нет особых поэтических предпочтений, главный критерий – это профессионализм и идейная наполненность, содержательность того или иного текста. Сфера моих интересов широка и разнообразна – от поэзии эпохи Возрождения и европейского

романтизма, до поэзии русских символистов. Также я достаточно много сотрудничаю с современными поэтами Адыгеи – Исхаком Машбашем, Софиет Чич, Светланой Заволокиной. А из всех поэтов, кто наиболее мне не близок – это, как ни странно, Иосиф Бродский. Я много раз пытался подступиться к его стихам, но... Пожалуй, на сегодняшний день это единственный поэт, по-настоящему для меня недоступный.

- Как вы относитесь к современным музыкальным течениям, смешениям стилей?

- Прекрасно отношусь, поскольку мне это самому интересно и я занимаюсь подобным в своем творчестве. Для меня не существует стереотипного разделения на «высокую» академическую музыку и «низкую» неакадемическую. В неакадемической, эстрадной, популярной музыке есть свои подлинные шедевры, которые наряду с шедеврами классической музыки останутся в веках и истории мировой культуры. Я много изучаю и слушаю современную популярную западную музыку, рок, джаз, электронную и клубную музыку, рэп-культуру стараюсь привнести элементы и энергетику этих направлений в академическое русло. Таким образом, расширяются границы восприятия и бытования музыкальных жанров в новых для них условиях.

- Вы совмещаете творчество и концертно-педагогическую деятельность. Что из этого сложнее, и можно ли вообще научить писать музыку?

- На самом деле, в большей степени вот уже много лет я работаю как пианист-концертмейстер. Мне нравится работать с разными музыкантами, это расширяет круг моих знакомств и потенциальных творческих контактов. Бесспорно, это в какой-то степени отвлекает от композиторской работы, но я не жалуюсь. А собственно педагогических часов у меня мало, т.к. специфика композиции заключается в ее штучности и единичности, потому очень редко попадаются учащиеся с ярко выраженными творческими способностями. Но мне всегда приятно работать с такими детьми, я их стараюсь многосторонне развивать, и даже если они не станут композиторами, навык подбора на слух любой мелодии и возможность импровизации поможет им в дальнейшей творческой жизни.

- Чувствуете ли вы свою ответственность за формирование вкуса современников или создаете музыку исключительно для собственного творческого удовлетворения?

- Не только чувствую, но и ощущаю потребность формировать вкус современного поколения. В этом и заключается моя миссия, как композитора. Другой вопрос, что не каждый слушатель готов идти на этот взаимообратный диалог с композитором, многое остается ему недостижимо и скрыто. С другой стороны, композитор также не имеет права идти на поводу у публики и работать исключительно для удовлетворения ее потребностей. Вот поэтому в последнее время я все более ощущаю необходимость работы в оперном жанре, который по аналогии с кинематографом оказывает громадное влияние на современного слушателя.

- 1 октября состоится церемония награждения и гала-концерт победителей Всероссийского конкурса «Партитура», в число победителей которого вы вошли. Расскажите об этом подробнее.

- Конкурс «Партитура» - самый масштабный из проводившихся в современной России конкурсов молодых композиторов, призванный поддержать молодых авторов до 35 лет, впервые провел Фонд развития современного искусства в партнерстве с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана при поддержке Фонда президентских грантов. Для участия в конкурсе композиторы должны были представить свои произведения в виде партитуры, а также аудио- или видеозаписи анонимно, под коротким девизом. После этого отборочная комиссия конкурса определила 35 лауреатов, вошедших в шорт-лист. Лучших из лучших определил экспертный совет, в который вошли Павел Коган, председатель совета Союза композиторов России Алексей Рыбников, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов, музыкальный критик и шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов и другие.

В конкурсе было заявлено семь различных номинаций произведений для симфонического оркестра, и мне удалось победить в номинации «эстрадно-симфоническое произведение» с сочинением «В присутствии Любви и Смерти». В концерте 1 октября оно вместе с произведениями победителей в других номинациях. Помимо этого, произведения лауреатов были изданы большим сборником партитур в издательстве «Композитор», записаны на знаменитой Тонстудии «Мосфильм» и изданы на диске, а также отправлены во все крупные музыкальные библиотеки и учебные заведения нашей страны.

- Артем, о чем вы мечтаете?

- Сейчас самая главная мечта – это постановка моей оперы «Ich liebe, или Тибетский путеводитель» по мотивам произведений Дж. Сэлинджера на либретто А. Каверина и автора. На данный момент жизни это мое главное творческое достижение - 2,5-часовая опера с элементами симфо-джаза, симфо-рока, современной западной эстрадной музыки, цитат и аллюзий из романтических опер, элементами индийской народной музыки, фламенко и т.д. Потому хочется в ближайшее время увидеть ее в сценическом воплощении и сейчас как раз ведутся переговоры на этот счет. Надеюсь, скоро моя мечта сможет воплотиться в жизнь.

Вера КОРНИЕНКО

Досье

Артем Пысь родился в 1990 году в Майкопе в семье музыкантов. Окончил музыкальную школу по двум специальностям: фортепиано и хоровое дирижирование. С 2006 по 2010 гг. обучался в Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Х. Тхабисимова. За время обучения 11 раз становился лауреатом межрегиональных и всероссийских конкурсов и олимпиад. В 2008 году стал лауреатом Всероссийского конкурса и обладателем гранта «Молодые дарования России» Министерства культуры РФ.

Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского - кафедру композиции, ассистентуру-стажировку по классам композиции и теории музыки. В настоящее время - аспирант, занимается написанием диссертации-монографии, посвященной первому в нашей стране исследованию феномена греческого композитора Яни Христу. Работает концертмейстером на кафедре оперно-симфонического дирижирования МГК им. П.И. Чайковского и преподавателем композиции-концертмейстером в ДШИ им. А.К. Глазунова.

Лауреат международного фортепианного конкурса-фестиваля «l’etoiles de Paris» (Париж, 2013). Лауреат Премии правительства Москвы в номинации «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (Москва, 2014). Финалист конкурса МГК им. П.И. Чайковского на написание одноактных опер (Москва, 2014-2016). Лауреат всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинации «Эстрадно-джазовая музыка» (Москва, 2020). Член Союза композиторов Москвы и России. Автор более 40 сочинений в различных жанрах и стилистических форматах, в том числе двух опер, ряда оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, вокально-хоровых миниатюр и произведений для детского хора, эстрадных песен, джаз-рок композиций, обработок адыгских народных песен.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости