Пятница . 19 Апрель . 2024

 

Жаркими днями 9–10 августа 1942 года Майкоп, как и вся Адыгея, был захвачен немецкими войсками. На целых полгода на аулы и хутора, села и станицы опустилась черная ночь нацистской оккупации. Об обстоятельствах падения Майкопа и стремительного захвата фашистами предгорий написано много. Как и о том, какую цену пришлось заплатить, чтобы враг не прошел к Черному морю и к перевалам Главного Кавказского хребта. Поисковики Кубани и Адыгеи ежегодно находят в горах останки советских солдат, в большинстве своем безымянных. Сотни и тысячи, возможно, не будут найдены никогда. Впрочем, и оккупантам поход на Кавказ  обошелся очень дорого. На местах боев находят и их останки. Тех, кого Гитлер бросил на удушение и уничтожение других народов.
Примирение над могилами
Тридцатый километр шоссе Майкоп — Апшеронск. Перед хутором Зозулин вправо от шоссе убегает в гору асфальтированная дорога. Через пару километров она приводит на большую зеленую поляну к югу от бывшего хутора Солнечного.
Каменная арка ворот, такая же ограда по периметру. На поляне то тут, то там высятся большие бетонные столбы, усеянные иностранными фамилиями. Изредка встречаются группы мощных тевтонских крестов из камня. Официально это мемориал немецких солдат и военнопленных «Фриденхоф-Апшеронск», в народе «Немецкое кладбище». Появилось оно под Апшеронском одиннадцать лет назад, когда Народный союз Германии, организация, занимающаяся захоронением и уходом за могилами немецких солдат за границей, начала обустройство кладбища, на котором найдут со временем последний покой останки около 45 тысяч немецких солдат, погибших на Северном Кавказе в 1942–1943 гг.
Строительство подобного кладбища вызвало тогда большой резонанс у ветеранов, общественности, которые видели в нем попытку чуть ли не оправдания «подвигов» солдат вермахта на Кубани и в Адыгее. Через три года, в сентябре 2008 года на поляне прошла церемония открытия мемориала, на котором благодаря Народному союзу Германии и российским поисковикам были захоронены около семи тысяч немецких солдат и офицеров. На открытие мемориала прибыла большая делегация из Германии.
— Я стою на солдатском кладбище с чувством стыда и благодарности, — заявил тогда министр федеральной земли Бавария Зиннер Эберхард. — С чувством стыда, потому что 67 лет назад гитлеровская Германия напала на Советский Союз, принеся людям горе и страдания. С благодарностью — потому что баварские солдаты нашли здесь последнее место упокоения. Каждый народ должен помнить о мертвых, о том, что любой конфликт лучше решать мирными средствами.
Над могилами отслужили лютеранскую и католическую панихиды. На церемонии присутствовали и православные священники из местных церквей, старые казаки, советские ветераны, многие не могли сдержать слез. После освящения мемориала  президент Народного союза Германии Райнхард Фюрер поблагодарил народ России за возможность сделать еще один шаг к примирению между нашими странами, а генеральный инспектор бундесвера  генерал Вольфганг Шнайдерхан заметил, что российская сторона проявляет рыцарское отношение к павшим солдатам противника.
И это действительно так. Причем такое отношение зародилось в России очень давно. Достаточно вспомнить памятники шведам, погибшим под Полтавой, или французам на Бородинском поле, или итальянцам, англичанам, французам в Севастополе. Русский народ по своей сути незлопамятен. Но никогда не забывает прошлого. Кто-то видит в этом слабость, а кто-то высшую мудрость.
В знойной оглушающей тишине поляны Фриденхоф не шелохнется ни один лист, здесь почти никогда не услышать пение птиц, и только вечные скрипачи-кузнечики напоминают изредка о себе. Как будто сама природа хочет помолчать в этом месте. На бетонных блоках немецкие фамилии и имена, годы жизни, изредка фотографии. Захоронения на этом кладбище происходят постоянно, так как согласно планам Народного союза здесь упокоят останки немецких солдат со всего Северного Кавказа, от Ростовской области до Северной Осетии-Алании.
Курт, Ганс, Фридрих, Карл... Сотни, тысячи имен. Читая их, в голову приходит только один вопрос: «Зачем?». Зачем они пришли за тысячи верст из своих городков и фольварков сюда, на Кавказ? Им говорили, что здесь живут «варвары», которым нужно непременно принести «свет арийской культуры и порядка». Но они жестоко заблуждались. Их здесь никто не ждал. Потому они отдали свои жизни не за родину, а за безумные идеи нацизма. Но при этом они были всего лишь людьми, которым внушили, что они «высшая раса» на Земле. По некоторым данным, всего на Северном Кавказе полегли более 130 тысяч немецких солдат и офицеров, не считая румын, словаков, венгров, финнов, шведов, голландцев, бельгийцев, норвежцев и даже чехов, и поляков, служивших во вспомогательных частях вермахта.
Поэтому еще 24 года назад ФРГ и Россия заключили соглашение об уходе за немецкими военными могилами, по которому Народный союз Германии и ее правительство брали на себя уход за 3310 советскими воинскими захоронениями в ФРГ, а Россия оказывала содействие Народному союзу в поиске и захоронении немецких солдат на своей территории. За эти годы в нашей стране было обустроено порядка 300 немецких кладбищ и братских могил. Вот уже 15 лет Народный союз плотно работает на местах боев на Кубани, ведь во время оккупации захоронения немцев появлялись во многих населенных пунктах региона. Были они и в Майкопе. Старожилы города еще могут рассказать о немецких могилах на территории городской больницы или на кладбище у военного госпиталя, сейчас это стадион Адыгейской республиканской гимназии. По некоторым оценкам, в этих захоронениях покоятся несколько сотен немецких солдат и офицеров. На волне народного негодования осенью 1943 года кладбище на территории нынешней гимназии попросту сравняли с землей. И так советские люди поступали во многих населенных пунктах.
Судить их за это нельзя: люди, потерявшие в войне близких, перенесшие ужасы оккупации, не могли смириться с немецкими могилами на своей земле. Но, как гласит народная мудрость, время лечит. В том числе и от ненависти. Простить — не значит забыть. Но, к слову сказать, в городе до сих пор никак не увековечена и память нескольких тысяч советских военнопленных пересыльного концлагеря на Новом базаре (район нынешней площади имени Ленина) и тех, кто погиб от пыток, голода и побоев и был захоронен в известковых ямах дубзавода. По некоторым данным, таковых было около 4 тысяч человек. И все они навсегда остались для родных и близких пропавшими без вести. Так что война, последние залпы которой отгремели более 70 лет назад, для этих солдат по обе стороны фронта далеко не закончена.
Кому хранить память?
Немецкий Народный союз был создан в Германии еще в 1919 году. Вот уже почти столетие эта общественная организация занимается сохранением памяти о немецких солдатах, погибших вдали от родины. У Народного союза более полумиллиона активных членов и спонсоров, помимо этого более миллиона человек оказывают Народному союзу посильную поддержку в какой-либо форме. Своими членскими взносами и пожертвованиями, а также доходами, полученными в результате ежегодных акций по сбору средств на улицах и путем прямого обращения к домохозяйствам, Народный союз более чем на 80 процентов финансирует свою деятельность. Остальные расходы покрываются за счет бюджетных средств федерального правительства и земель.
По соглашению с Россией союз взял на себя полностью мониторинг состояния и уход за советскими мемориальными кладбищами в стране. И делает это добросовестно, чего не скажешь о некоторых соседях Германии. Всем известно отношение властей стран Прибалтики, Польши к захоронениям советских воинов, постоянные попытки причислить их к «оккупантам». Но несмотря на это, еще находятся простые поляки, латыши, литовцы, которые помнят правду истории и сами порой за свои средства ухаживают за могилами советских бойцов в своих городках и селах, а иногда и заново их восстанавливают.
Есть примеры положительного отношения и в некоторых городах Польши. Неплохо поставлена охрана советских захоронений в Словакии, Сербии, Чехии, Австрии, меняется ситуация в этом плане в Венгрии, недавно Владимир Путин открыл мемориал русским и советским воинам, павшим в годы Первой и Второй мировых войн, в Словении.
Но в целом положение оставляет желать лучшего. Ключевой здесь фактор — смена поколений. Для нынешней молодежи стран Восточной Европы, воспитанной в духе «европейских ценностей», могилы советских воинов в лучшем случае ничего не значат, в худшем — становятся объектами вандализма. Причем пересмотр истории  Второй мировой идет все более быстрыми темпами. Есть факты пренебрежительного отношения к истории Великой Отечественной и сноса памятников в Грузии, Азербайджане, Молдавии, Узбекистане, Туркмении, а теперь и на Украине. Россия неоднократно выступала с резкой критикой политики и действий властей ряда постсоветских стран по прославлению пособников нацизма, а также по уничтожению советских памятников, однако ее голос не слышен на мировой арене, так как на Западе взят стойкий курс на пересмотр итогов Второй мировой.
Но в истории с советскими (читай — российскими, несмотря на место рождения воинов) могилами и памятниками есть еще один нюанс. Их сохранение и уход в России стали уделом или исключительно государства или немногочисленных энтузиастов. С 2007 года вопросами советских захоронений  занимаются представительства Минобороны страны, при посольствах России в Польше, Германии, Венгрии, Чехии, Литве, Румынии и Китае. Всего в их ведении находится более 20 тыс. захоронений в 49 странах мира (даже в Индии, Австралии и Новой Зеландии), в которых похоронены 4,5 млн. советских граждан. Свою лепту в священное дело сохранения памяти о павших как советских, так и иностранных солдат вносит  российская ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы».
Однако, очевидно, что этих усилий недостаточно. Обыватели многих стран Европы наряду с положительными моментами видят зачастую безразличие или недостаток внимания со стороны России к могилам своих сыновей. Поэтому в стране назрела необходимость создания массовой общественной организации, по образцу того же немецкого Народного союза. Думается, что миллионы соотечественников будут готовы поддержать такую организацию как морально, так и материально, зная, что могилы их предков, отдавших жизни за спасение мира от чумы нацизма, не будут стерты временем и людьми с лица земли. И пример такого патриотического порыва у нас уже есть. Это уже международная акция «Бессмертный полк», которая объединяет с каждым годом все больше людей самых разных поколений, для которых память о павших священна.
Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости