Суббота . 20 Апрель . 2024

К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев тех давних событий. Поэтому мы решили пройти теми дорогами, которыми шли красноармейцы, партизаны, юные мстители, отдав свои жизни за Великую Победу.
— Фашисты бежали из Даховской ночью 27 января 1943 года, — вспоминал местный историк А.Н. Кудинов. — В станице были восстановлены советская власть, колхоз «Выдвиженец», лесная артель и другие организации. Погибших бойцов похоронили в братской могиле.
В центре станицы Даховской застыл мемориал Славы. У его подножия — всегда живые цветы. С фотографий на нас смотрят юные патриоты Юра Сазонов, Коля Токарев, Надя Гнездилова. Они помогали партизанам и погибли. В битве за освобождение Адыгеи и Северного Кавказа участвовали жители станицы Даховской: В.И. Федорченко, Н.М. Самура, А.С. Беляев, М.С. Долматов, И.Ф. Арсеньев, Г.К. Рашкевич, А.Н. Жмакин, В.К. Измалко, А.М. Пащенко, Д.Н. Трофимова, Н.В. Грищаев и многие другие. Все они были награждены медалями «За оборону Кавказа».
На окраине станицы Даховской, где проходил огненный рубеж, стоит закладной камень. Там красноармейцы держали оборону с сентября 1942 по январь 1943 года.
26-28 января партизанские отряды с воинскими подразделениями освободили станицы Каменномостскую, Абадзехскую, Кужорскую, Ярославскую, Тульскую, 29 января — город Майкоп.
Назад — ни шагу!
В обороне и освобождении Адыгеи от врага участвовали воинские части 12-й, 18-й, 46-й армий, 383-я, 31-я, 328-я стрелковые дивизии, 9-я горнострелковая дивизия, 17-й казачий кавалерийский корпус, 12-я и 13-я Кубанские дивизии, 33-й полк НКВД, Орловское танковое училище и другие.
В конце января 1943 года началось наступление наших войск на территории нынешних Теучежского и Тахтамукайского районов. Это были важные стратегические направления, открывавшие дорогу на Краснодар.
Поэтому — вперед! От Майкопа — через станицу Ханскую, город Белореченск — к адыгейским аулам, русским хуторам, которые оказались в эпицентре военных действий в феврале 1943 года. О минувшей Великой Отечественной войне напоминают обелиски в аулах Габукай, Кунчукохабль, Ассоколай, хуторах Чабанов и Шевченко, селе Красном.
В боях за аул Понежукай боевое крещение получил Б.И. Кочик-оглы. Он был зачислен в первую стрелковую роту второго батальона 56-й армии. Командование поставило задачу: оставив позицию и обогнув Понежукай (его брали с боем другие воинские подразделения), двигаться в сторону аула Лакшукай. Уничтожая на своем пути мелкие группы противника, первая рота быстро продвигалась к месту назначения.
— Сильное сопротивление фашисты оказали в роще Сорок дубов — между хутором Казазово и аулом Лакшукай, — вспоминал Борис Иосифович. — Там нас встретил плотный минометный огонь. Лесная роща являлась удобным природным ландшафтом для ведения обороны. Комбат Тычников громко подал команду: «Батальон, за мной!». Мы поднялись в атаку. В бой вступили наша артиллерия и авиация, но противник отчаянно сопротивлялся. За его спиной пролегала стратегически важная автодорога Горячий Ключ—Краснодар, по которой в сторону реки Кубань отступали гитлеровцы.
Три раза поднимались в атаку бойцы второго батальона — Б.И. Кочик-оглы и его товарищи. После массированного огня тяжелой артиллерии пехота устремилась на вражеские позиции. Противник отступил.
До хутора Калинина продвигались быстро. Действующие рядом воинские подразделения уже освободили аул Тлюстенхабль. Поэтому, пройдя его, рота вступила в бой за хутор.
— Здесь мощный огонь противника прижал нас к земле, — вспоминал бывший старшина Б.И. Кочик-оглы. — В течение трех часов невозможно было подняться в атаку. И снова перед нами выросла мощная фигура комбата Тычникова. Поднявшись во весь свой богатырский рост, вскинув над головой автомат, он громко крикнул: «Вперед! За Родину!». Бой оказался одним из самых трудных, но у немцев потери были неизмеримо больше.
Часть 56-й армии переправилась через Кубань и освобождала Краснодар. Второй батальон, в котором воевал Б.И. Кочик-оглы, продолжал преследовать врага по левому берегу Кубани: освобождал станицы Афипскую и Варениковскую. А впереди предстояли тяжелые бои за Керчь, Симферополь, Ялту. За свой ратный подвиг Б.И. Кочик-оглы был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией».
За все, что завтра ждем
В февральские дни 1943 года тяжелые бои вели войска 56-й армии генерал-майора А.А. Гречко, наносившие удар на Краснодар с юга. Ослабленные в предыдущих боях и не имевшие средств усиления, ограниченные боеприпасами и продовольствием, они наступали.
Особенно напряженные бои разгорелись в 10 километрах южнее Краснодара за аул Шенджий (ныне Тахтамукайский район). Сегодня ничего не напоминает о том, что 72 года назад там развернулось жестокое сражение. О том же, что это действительно было, красноречиво говорит мемориал Славы в небольшом парке в центре аула. На мраморных досках — фамилии в основном рядовых солдат, павших за освобождение Шенджия и Отечества. Многие из них были уроженцами местного сельского Совета. Погибли на поле брани И.К. Абреч, Х.Ч. Батмен, М.И. Тлехусеж, Х.Х. Емтыль, О.Ц. Зенч, А.Г. Агаев, А.Д. Акимов, Б.А. Белоус, В.Х. Мартиросов, М.Ю. Гутте, Г.М. Бекух и еще 400 юношей и мужчин, не увидевших яркий салют Победы.
— В феврале 1943 года, — вспоминал участник Великой Отечественной войны Р.З. Сташ, — 32-я гвардейская дивизия вместе с другими частями была переброшена в район аула Шенджий. Он действительно оказался крепким «орешком». Противник создал мощный узел сопротивления. Дважды аул переходил из рук в руки. Боевые действия в общей сложности длились более трех недель.
18 января части 55-й гвардейской стрелковой дивизии, преследуя отступающего противника, овладели населенными пунктами Натухай, хуторами Новомогилевским, Красноармейским и перешли к обороне, отражая атаки фашистов из районов аулов Шенджий и Тахтамукай. Отряд разведки капитана П. Леушина направился на Шенджий, но взять его не удалось. Разведчики установили наличие на юго-западной окраине до двух вражеских пехотных полков и 12 орудий разного калибра.
21 января части 168-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Командир майор П.С. Калинин вел тяжелый бой на южной окраине Шенджия, атаковав аул с трех сторон, но успеха не имел.
Боевые действия в общей сложности длились около трех недель. 10 февраля 1943 года 10-й гвардейский стрелковый корпус генерал-майора В.В. Глаголева получил задачу: в 22.00 перейти в решительное наступление, овладеть аулом Шенджий, хутором Проскуровым и в дальнейшем наступать на аул Тахтамукай.
Штурмовые группы 4, 5 и 6 гвардейских бригад начали решительное наступление. Сломили сопротивление противника и к 3.00 11 февраля освободили Шенджий от врага, а к утру началось успешное наступление на аул Тахтамукай.
На его окраине также сооружен мемориал Славы, горит Вечный огонь. Напротив — Краснодарское водохранилище. Старожилы рассказывают, что во время войны на этом месте был лес. В феврале 1943-го началась неожиданная оттепель. Наступая, красноармейцы шли через этот лес по пояс в воде. Оружие несли на руках, высоко подняв его над головой. Впереди был хутор (в те времена) Энем.
В этом небольшом селении родился В.М. Королев, учился в школе №2, а затем, спустя годы, 40 лет преподавал в ней.
В памяти — все события, связанные с оккупацией и освобождением малой родины. А было ему всего-то 14 лет.
— В начале февраля с юго-запада начали доноситься отзвуки артиллерийской канонады, — рассказал нам Виктор Мануилович. — Стало ясно, что фашистской оккупации Энема наступает конец.
9 и 10 февраля шли бои за Тахтамукай. Прорвавшиеся вперед части 83-й дивизии начали артиллерийский обстрел Энема. Он продолжился 11 февраля и велся со стороны тахтамукайского леса.
Занималось хмурое февральское утро. Под ногами бойцов хлюпала грязь вперемешку с талым снегом. В предрассветной тьме неслышно двигались боевые цепи красноармейцев. На подступах к зданию энемской школы завязался жестокий бой. Особенно упорно сопротивлялись немцы, засевшие в доте. Он находился примерно в ста метрах юго-восточнее школы. Уничтожив его из минометов, наши бойцы устремились вперед по вражеским траншеям. Помещение школы и Энем были освобождены от фашистов. Это произошло 12 февраля.
В бою погибли 60 красноармейцев. Их прах покоится в братской могиле в центре парка. Энемцы не забыли своих освободителей. Именами 68-й Морской бригады и 55-й Иркутско-Пинской дивизии названы улицы поселка.
Только победа!
13 февраля 1943 года части 353-й стрелковой дивизии перешли в наступление в направлении аулов Афипсип и Панахес. В течение трех суток шли тяжелые бои. В результате были уничтожены до 170 немецких солдат и офицеров, захвачены трофеи — орудия, пулеметы, боеприпасы.
Это были последние пункты освобождения нынешнего Тахтамукайского района, а с ними и всей Адыгеи.
Зоя Козич.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости