Четверг . 28 Март . 2024

Итак, Григорий Вишневский, ученик 33-й школы, рыл яму у себя во дворе и нашел небольшую треугольной формы плиту. Это был обычный камень, песчаник, каких много в горах. Но дело не в самом камне, а в странных письменах, начертанных на его поверхности. Мальчик отнес находку своему школьному учителю В.И. Сохрякову. Это было в 1960 году под городом Майкопом. Камень сохранили, а в 1962 году через археолога А.П. Дитлера и ленинградского кавказоведа Л.И. Лаврова он попал в Институт этнографии. Этим камнем в конце концов заинтересовался известный ленинградский эпиграфист, то есть ученый, занимающийся древними надписями, Георгий Федорович Турчанинов.
И он дешифровал эти странные на вид письмена. Г.Ф. Турчанинов определил, что большинство знаков соответствует так называемому библскому псевдоиероглифическому письму и читается справа налево. Он определил также, что в центре плиты нет письменных знаков и весьма возможно, что здесь дан набросок плана крепости или царской печати.
Что все это значит? Библ — древний город теперь не существующей Финикии. Египтяне в то время называли его Куйни. Это был культурный центр государства. И за 1900—1700 лет до нашей эры здесь писали на библском псевдоиероглифическом письме. Это письмо открыл французский археолог М. Дюнан. Расшифровал находку в 1946 году его соотечественник Эдуард Дорм, продолжил и развил дешифровку немецкий ученый Антон Ирку. Вот на Майкопской плите оказались знаки именно библского письма, исчезнувшего за 1500 лет до нашей эры.
На камне оказались высеченными и несколько хеттских письменных знаков, а также местные знаки. В целом это письмо получило название Колхидского извода — варианта, что ли, библского письма.
Г.Ф. Турчанинов попытался прочесть надпись по-финикийски, и это было вполне естественно: ведь письмена-то библские! И ничего не получилось. Затем он   предположил, что, поскольку плита была найдена в Майкопе, в Адыгее, ее можно   прочесть по-адыгейски. Но тоже никаких результатов! Тогда ученый рассудил так:    известно из истории, что на юг от древней Адыгеи, включая саму Адыгею, простиралось сильное колхидское царство с административным центром в древней Абхазии. Нельзя ли, подумал Г.Ф. Турчанинов, интерпретировать, то есть объяснить, майкопскую надпись по-абхазски? И тут результат изысканий оказался  неожиданным: да, надпись читается по-абхазски, и ее с трудом, но понимают нынешние  абхазцы. Свои выводы Г.Ф. Турчанинов доложил ученым ряда республик в Сухуми в 1962 году и подготовил для печати подробные научные изыскания о Майкопской плите.
Что же сообщает нам плита? Какой-то строитель — человек очень грамотный, сделал  на  плите надпись рельефом о том, что великий царь такой-то на окраине своего государства руками местного правителя заложил город или крепость  на  26-м году царствования в месяц сева. Вот примерное содержание надписи.
Какие могут возникнуть возражения или сомнения по поводу нее? Откуда камень? Не завезен ли случайно из Финикии?
Нет, камень местной породы, и курган, где он был обнаружен, весьма возможно,  является  фортификационным сооружением на границе или на окраине государства.
Какое же это могло быть государство? Кавказоведы отвечают на этот вопрос так: этим государством могла быть только Колхида, которая простиралась от нынешней Аджарии до Кубани. Известно, что одним из важнейших городов Колхиды за несколько веков до нашей эры был город Диоскурия (недалеко от нынешнего Сухуми). Колхидой правили цари. Об одном из таких царей рассказывается в греческой мифологии об  аргонавтах.
С открытием майкопской надписи многое меняется в наших представлениях о Кавказе в историческом  плане, тем более, что Г.Ф. Турчанинов датирует надпись XIII—XII  веками до нашей эры. Датировка надписи произведена сопоставлением исторического возникновения линейного письма из библских псевдоиероглифических знаков и исчезновения последних, а также присутствием отдельных элементов хеттской письменности и местных линейных знаков.
Мог ли сохраниться песчаник в земле и донести до нас эти письмена? И такой вопрос может возникнуть. Но разве все не зависит в данном случае от условий, в которые попал камень? Разумеется, зависит. Вспомним хотя бы о том, как чудесно дошел до нас сквозь века образ римской девочки — «фанчуллы», захороненной чуть ли не две тысячи лет тому назад. Если бы не благоприятные условия захоронения, никакая бальзамировка не спасла   бы   «фанчуллу».
Теперь уже можно утверждать, что перед нами — самая древняя письменность в Советском Союзе: написали ее в Колхиде колхидским письмом 3200 лет тому назад. В этом главный смысл открытия Георгия Федоровича Турчанинова. И если предположения подтвердятся, ученые должны будут по-новому взглянуть на историю Абхазии, Колхиды и даже всего Кавказа.
Георгий Гулиа.

После этой статьи Г. Гулиа в печати появилась дешифровка Г.Ф. Турчанинова надписи Майкопской плиты с датировкой рубежа XIII-XII вв. до н.э. Автор дешифровки опубликовал информацию о майкопской плите в трех книгах — «Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы» в Ленинграде в 1971 г., «Открытие и дешифровка древнейшего письма Кавказа» на арабском языке в Омане в 1996 г. и с тем же названием в Москве в 1999 г. на русском языке.
Последняя книга вышла под грифом отдела языка АН СССР — высшего научного органа нашей страны и поэтому может считаться официальным признанием научного взгляда Г.Ф. Турчанинова.
В 2009 г. в книге Н. Ловпаче «Древний Майкоп» напечатана еще одна дешифровка — прочтение древней надписи Майкопской плиты. В отличие  от Г.Ф. Турчанинова, читавшего надпись на древнеабхазском языке, автор прочитывает ее на хеттском силабоиероглифическом и с помощью имен двух последних хеттских царей уточняет датировку надписи до 1990 г. до н.э.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости