Пятница . 29 Март . 2024

В 1897 году Эмиль Эрзог поступил в Руанский лицей. В 16 лет ему была присуждена степень лицензиата. По совету одного из своих учителей Эмиля Шартье, после окончания курса вместо продолжения учебы  поступил служащим на суконную фабрику отца. Во время Первой мировой войны служил военным переводчиком и офицером связи, а во время Второй Моруа служит капитаном в французской армии. После занятия Франции немецкими войсками  уехал в США, где работал преподавателем в университете Канзаса.
За 82 года своей жизни (1885—1967) Андре Моруа опубликовал более полутора сот книг и свыше тысячи статей. Он писал романы, новеллы, афоризмы, художественные биографии, эссе, исторические и литературоведческие труды, очерки, путевые заметки, трактаты и мемуары. Все это многообразие сочинений объединяет единая философская и художественная установка: стремление осмыслить окружающий мир, понять его законы и разъяснить их читателю. Для него, духовного наследника писателей эпохи Просвещения, философия, история и литература неразрывно связаны. Как и они, Моруа считает, что беды людей коренятся в их заблуждениях и, исправив неверные суждения, можно изменить этот мир. Не случайно первая глава его книги «Искусство жить» (1939) посвящена «искусству мыслить».
Страсть к просветительству, даже проповедничеству определила специфику художественного метода писателя. Бесспорно, Андре Моруа — реалист, прочно усвоивший художественные открытия своих учителей — Стендаля и Бальзака. Но почти всегда за непосредственно описываемой действительностью видна иная, более дальняя перспектива, каждое событие рассматривается в контексте всеобщей связи явлений, частный случай проверяется законами миропорядка.
Наиболее полно и последовательно он изложил свои философские, этические, политические и эстетические взгляды в открывающем сборник «Надежды и воспоминания» эссе «Во что я верю» (1951): «Я верю в то, что независимо от меня существует внешний мир, который я, однако, могу воспринять, только пропустив его через свое сознание», — так начинает он свое произведение.
Писатель не относит себя ни к чистым материалистам, ни к чистым идеалистам. Он пишет: «Я скептически отношусь к рассказам палеонтологов и геологов, жонглирующих тысячелетиями и основывающих смелые теории на докембрийских ископаемых, которые при ближайшем рассмотрении оказываются просто булыжниками причудливой формы. Но мне ничуть не легче поверить во всемогущего и милостивого Господа, который в здравом уме и твердой памяти создал палочку Коха, блоху и комара, а спустя множество веков увенчал свой труд новой победой:  забросил во враждебный и загадочный мир человека, наделил его мыслями и чувствами и заставил это несчастное создание  отвечать перед Создателем за свои поступки».
По мнению писателя, миру вещей неведома нравственность, поэтому «удар молнии и рак так же часто поражают добрых, как и злых. Вселенная не дружественна и не враждебна людям доброй воли; скорее всего, она просто равнодушна. Кто создал ее? Почему в ней не царит полный хаос, почему она все же подчиняется законам? Какая сила забросила нас сюда, на этот комочек грязи, вращающийся в бесконечном пространстве? Я   ничего не знаю об этом и думаю, что  другие знают об этом не больше моего».
Героями произведений французского публициста всегда выступает человек, в котором он признает существование некоего высшего начала, «причем несомненно, что это начало, которое можно назвать сверхчеловеческим, поскольку оно подвигает человека на деяния, идущие вразрез с его личной выгодой и интересами его клана, присутствует в сознании каждого человека и предъявляет ему свои требования, если он не обманывает ни себя, ни других. Я готов назвать богом эту общечеловеческую совесть, но мой бог не трансцедентен, а имманентен». Другими словами, его религиозная философия исходит из того, что Бог находится не за пределами нашего мира и понимания, а в его рамках.
Одной их духовных основ веры Андре Моруа была борьба за мир: «Я верю, что катастрофы можно избежать... Никакой мстительный рок не прячется за черными тучами, грозя нам гибелью. В истории нередко бывали случаи, когда отчаявшимся людям казалось, что все потеряно. После нашествия варваров и падения Римской империи не один пессимист, глядя на руины галльских и бретонских городов и бедствия народа, должно быть, говорил себе: «Теперь роду человеческому никогда уже не жить в радости и довольстве». Но проходило время, и жизнь вновь устремлялась в привычные берега общественного развития. Писатель призывал современников «уберечь от гибели еще живую и во многих отношениях еще процветающую цивилизацию».
Говоря о политической составляющей своей веры, писатель уповал на необходимость вернуть людям законность, служащую основой счастья. Он считал, что исполнительная власть не имеет никакого права оказывать давление на власть законодательную, что наличие суда присяжных дает подсудимым больше шансов быть судимыми по справедливости и что пока вина подозреваемого не доказана, он должен считаться невиновным. Он был убежден, что существование оппозиции является главной гарантией демократических свобод в любой стране.
Андре Моруа можно считать одним из основоположников жанра художественной биографии. Более двадцати книг его авторского наследия посвящены творчеству великих писателей и литературоведческим исследованиям. «Голые факты» их удачно дополняют. Дело не только в том, что появляются новые лица: Морис Метерлинк,  Бернард Шоу, Герберт Уэллс и некоторые другие. Об Анатоле Франсе, Поле Валери, Франсуа Мориаке, Поле Клоделе, Шарле Дюбо писалось и раньше. Ему удалось представить своих героев в простой будничной обстановке.  Их живые портреты дарят читателю радость узнавания или первого знакомства. Они как бы проходят проверку на естественность поведения, занимательность беседы, умение неординарно мыслить. Автор непосредственно общается с ними: спорит, поражается, радуется... В диалоге зачастую рождаются серьезные раздумья об изменчивости человеческого характера, о роли любви в жизни гения, о нравственном влиянии русской литературы, о стремлении французского народа к миру. 
Со времени первого знакомства эта небольшая книга нередко появляется на моем столе. Под ее впечатлением позже с интересом прочел «Прометей, или жизнь Бальзака», «Три Дюма»  и проникся еще большим уважением к автору. Думаю и вы, дорогие читатели, найдете в произведениях незабвенного француза много таких мыслей и идей, которые затронут чуткие струны вашего сердца и в наш век голого практицизма порадуют вас игрой ума великого романиста.
Сергей БОЙКО.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости