Четверг . 25 Апрель . 2024

Сам он родом из подмосковной Электростали, пытался учиться на филолога–русоведа, с детства увлекся историей российского кинематографа, стал писать статьи для различных изданий о судьбах забытых актеров советского кино. В 2014 году заочно окончил киноведческое отделение сценарно–киноведческого факультета ВГИКа. Вместе с москвичкой, педагогом Мариной Кравченко выпустил уже два тома энциклопедии «Актеры отечественного кино», в основу которой легли сведения, собранные Алексеем за многие годы поисков, встреч с актерами или их близкими. Вдохновила его и Марину на этот труд исполнительный директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. Энциклопедия охватывает огромный период отечественной истории — с 1908 года и включает в себя сотни имен киноартистов Россиийской империи и Советского Союза.
— Мой принцип такой: внимания достоин каждый артист. Люди, когда шли в эту профессию, не думали, что будут сниматься в эпизодах, мелькать на заднем плане. Каждый, наверное, воображал себя Гамлетом, Анной Карениной. Но жизнь сложилась иначе. И это не значит, что они бездарные. Конечно, кто-то более талантлив, кто-то — менее, но я напрочь отхожу от этого принципа. Если артист пришел в профессию и не сыграл главных ролей, ярких и заметных, но при этом его лицо узнаваемое, то почему его игнорировать? Когда шел процесс уточнения, я обращался к очень многим артистам за тем, чтобы они почитали свои биографии и убедились, все ли точно и правильно. Были и такие, которые отказывались. Но мы и их включили в энциклопедию, — говорил Алексей Тремасов о своей работе в одном из интервью.
Но наряду с выпуском энциклопедии он продолжает работу и над интернет–проектом «Всегда со мною». Сейчас на портале размещены биографии, порой с малоизвестными фактами, нескольких сотен отечественных киноактеров. Многие из них были «королями и королевами эпизода», кто-то мелькнул в двух-трех картинах и исчез, но запомнился зрителям. Алексей скрупулезно изучал не только их творческие биографии, но и жизненный путь, который для многих был трагическим. Многие из них ушли из жизни забытыми и в нищете в 90-х. Некоторые живы до сих пор, но в силу возраста уже не снимаются и не играют в театрах.
Вот лишь несколько имен актеров разных поколений из этой уникальной интернет-энциклопедии: Татьяна Гаврилова, Вера Ивлева, Владимир Изотов, Светлана Харитонова.
Самые известные роли Татьяны Гавриловой (1939–2000 гг.) — официантка Клава в сатирической комедии  «Дайте жалобную книгу», Инна в комедии «Берегись автомобиля», Люсьен в «Калине красной» и бомжиха в «Небесах обетованных». После школы училась на фельдшера, в 1959 г. поступила на актерский факультет ВГИКа, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. С 1964 г. работала на «Мосфильме» и в Театре-студии киноактера. Ее роли отличались эксцентричностью, яркостью, озорством и свойственным ей драматизмом. Однако в конце 60-х у нее начинаются проблемы с алкоголем, и ее увольняют с киностудии, она исчезает с киноэкранов. Подрабатывала редкими съемками и выступлениями. Вернулась в театр в начале 90-х, но работы не было даже для именитых актеров. Она не завела детей, прожив больше двадцати лет в браке с художником Эдуардом Курочкиным.
Вера Ивлева (урожденная Кислаева, 1943–1999 гг.) — интересная острохарактерная актриса, которой было суждено играть небольшие, но запоминающиеся комедийные роли. Родилась она в Подмосковье в многодетной семье. Три раза поступала в Щепкинское училище, работала телефонисткой. Окончила училище в 1967 году, работала в разных московских театрах, пока в 1973 г. не связала судьбу с Ленкомом (Театр имени Ленинского комсомола), где выступала в разовых ролях. Отдушиной стало кино. Зритель может вспомнить ее Фиму Собак в «Двенадцати стульях», ткачиху в «Сказке о царе Салтане», буфетчицу в комедии «Опасно для жизни» или секретаря парткома в «Операции «Кооперация», или Частный детектив». Дважды была замужем, родила дочь, успела понянчить внуков. На Рождество 1999 г. вдруг исповедалась и причастилась в церкви, а на следующий день исчезла. Тело актрисы нашли только через три месяца. По всей видимости, ее сбила машина, а водитель попросту закопал тело в снегу.
Владимир Изотов (род. 1955 г.) запомнился зрителям, пожалуй, своей главной ролью — нервного и влюбленного Васеньки Сарафанова в телевизионной мелодраме «Старший сын». Ему предрекали большое будущее. В 1973 г. поступил в ГИТИС на курс к режиссеру и педагогу Андрею Гончарову. Уже студентом стал сниматься и окончил вуз в 22 года известным киноактером. Служил в театре на Малой Бронной, где за 14 лет сыграл более 30 ролей. В кино тоже снимался, но меньше, и роли были менее заметные, чем роль в «Старшем сыне». В мае 1991 года он неожиданно для коллег уволился из театра, начал бродяжничать, перебиваться случайными заработками  и прервал все связи с миром кино и театра. Что случилось с актером, неизвестно до сих пор, но по свидетельству старшего брата, с которым удалось встретиться Алексею Тремасову, он жив, здоров, не брошен родными, но не хочет общаться с коллегами и прессой.
Светлана Харитонова (урожденная Сорокина, 1932–2012 гг.) запомнилась кинозрителям статной, улыбчивой женщиной. Ее отец был репрессирован, мама работала секретарем–машинисткой. С детства она увлекалась театром. Учась на третьем курсе школы–студии МХАТ, вышла замуж за восходящую звезду советского кино Леонида Харитонова (1930–1987 гг.). Брак был коротким, но она оставила себе фамилию мужа. С 1957 по 1969 год работала в Московском академическом театре Сатиры. В 1966 окончила Высшие телевизионные режиссерские курсы при Центральном телевидении, а также режиссерский факультет ВГИКа. Начиная с 1955 года, много снималась в кино. Запомнилась как яркая, острохарактерная, ни на кого не похожая актриса. Среди ее лучших ролей — Инна Бороздина («Летят журавли»), Эльвира («Не может быть!»), подруга Нади в «Неподдающихся», учительница Анна Павловна («Белый Бим, Черное Ухо»), инспектор технадзора («Берегите мужчин») и многие другие эпизодические роли. Ее главной ролью стала роль грубой солдатки Варвары Окновой в драме «В трудный час», которая находит на фронте любовь и гибнет в бою.
В начале 70-х она совершила аварию, сбив женщину. Отработала, как говорили тогда, год «химии» — обязательных работ. После возвращения работала режиссером киностудии «Спортфильм». Последний раз снялась  в кино в 1991 году. Возможно она могла бы вернуться в профессию, но в ее судьбу вмешалась дочь, не хотевшая ничего слышать об этом и установившая над матерью жесткую опеку. Доходило до того, что Светлана Николаевна вынуждена была тайком от дочери посещать Гильдию киноактера, которая оказывала ей небольшую помощь. Последние годы жила в большой нужде на грани нищеты, не дожив трех недель до 80-летия.
И таких имен и биографий на портале «Всегда со мною» Алексея Тремасова много. Это наша история, для кого-то молодость, юность и незабываемые минуты встречи с любимыми некогда киноактерами. А самое главное — это память о тех, кто своим мимолетным появлением на экране делал нас счастливее.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости