О том, как работает психологическая служба телефона доверия, мы поговорили с ее руководителем — медицинским психологом высшей категории ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики» Л.Г. Третьяковой.
— Лариса Гавриловна, что представляет собой телефон доверия «Шанс»?
— По сути это бесплатная анонимная служба, оказывающая экстренную психологическую помощь людям, находящимся в кризисном состоянии. «Шанс» начал свою работу в 2009 году при отделе по делам молодежи администрации МО «Город Майкоп» и в настоящее время дислоцируется на базе МКУ «Молодежный координационный центр». На сегодняшний день он подключен к детскому телефону доверия, работающему под единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Позвонить на номер 56-86-80 может любой, кто нуждается в психологической помощи.
— Оправдано ли было появление анонимной службы психологической помощи в республиканской столице? С какими проблемами обращаются абоненты?
— Анализ нашей работы показывает, что для жителей Майкопа и Адыгеи служба оказалась крайне востребованной. Так, например, возрастной ценз всех поступивших звонков — от 6 лет до 91 года. Проблемы, с которыми обращаются люди, отражают все конфликты современного общества. Если коротко — это отношения с друзьями, близкими, коллегами, семейные отношения, проблемы воспитания детей, ощущение собственного одиночества. Бывают звонки личностные, когда человек пытается разобраться в себе, найти свою цель в жизни. Обращаются те, кто переживает потерю близкого человека, подвергся физическому или сексуальному насилию, участвовал в боевых действиях. Вопросы могут быть разными, вплоть до социальных. Также мы принимаем и анонимную информацию о местах, где реализуют наркотики, психотропные вещества. Такие сигналы мы сразу же передаем в органы правопорядка.
— Все-таки довериться чужому человеку очень непросто. Тем более в нашем обществе любая психологическая помощь воспринимается если не с опаской, то по крайней мере весьма настороженно. В школах и семьях стараются не выносить сор из избы, а самостоятельное обращение ребенка к стороннему специалисту до сих пор расценивается как ЧП...
— Возможно. Но количество поступающих звонков говорит о том, что все больше людей не боятся обращаться за помощью. В службе телефона доверия «Шанс» работают медицинские психологи высшей квалификационной категории с большим опытом — те, с кем можно поговорить и кто умеет слушать других.
Поскольку телефон доверия работает анонимно, его сотрудники не имеют возможности проследить за результатом решения проблем обратившихся. Если человек посчитает необходимым, он позвонит еще раз. В сложных случаях, когда психолог понимает, что одной консультацией по телефону не обойтись, обратившийся будет приглашен на очную встречу. И таких случаев немало.
— Неужели телефонный звонок сможет как-то повлиять на сложную ситуацию, поможет человеку справиться с бедой?
— В этом и заключается профессионализм психологов. Один из главных принципов работы телефона доверия — безусловное внимание к позвонившему, чуткость и безоценочность. Часто звонящий человек не в силах до конца уяснить, в чем суть проблемы, не может разобраться в причинах. Специалисты, используя методы ведения беседы, подводят абонента к тому, что он начинает размышлять о причинах появления проблемы. Важно понимать, что психолог не выдает готовых советов, не отвечает на вопрос: «Что делать?». Он создает условия, в которых абонент сам находит выход из сложившейся ситуации, обретает веру в себя, в свои возможности.
— Какова статистика поступивших звонков?
— В 2015 году от жителей республики поступило 2082 звонка, возраст абонентов — от 8 до 72 лет. По линии Общероссийского детского телефона доверия поступило 370 обращений, из них — 266 дети, 104 — взрослые. Среди звонивших — представители самых разных социальных слоев: школьники, студенты, учащиеся техникумов и колледжей, рабочие, бизнесмены, учителя, врачи, журналисты, музыканты, домохозяйки, военнослужащие, пенсионеры, участники военных действий, наркоманы, алкоголики и другие.
Основной процент звонков приходится на возрастные группы до 30 лет. Широко представлена тематика обращений, связанная с этим возрастом: любовные, сексуальные проблемы, проблемы принятия себя, взаимоотношений со сверстниками, школьные и профессиональные проблемы, проблемы социальной адаптации, «отцов и детей». Также широко представлена тематика, связанная с семейными отношениями.
— А что волнует самых маленьких абонентов и подростков?
— Дистанционная психологическая помощь — один из главных способов сопровождения ребенка в кризисной ситуации. Особое значение телефонное консультирование приобретает в случаях, когда очная психологическая помощь по разным причинам невозможна. К психологу ребенка приводят родители, а на телефон доверия он звонит сам, по доброй воле. Основная задача психологов телефона доверия — снятие эмоционального напряжения и создание условий, в которых ребенок сможет осознать новые возможности и преодолеть кризис.
Анализ работы «Шанса» за последние несколько лет говорит о том, что главной проблемой детей и подростков остаются сложные отношения со сверстниками, учителями, родителями. В таких ситуациях психологи дают рекомендации, как уладить конфликты, как правильно повести себя в той или иной обстановке, куда обратиться в случае необходимости посторонней помощи.
— Какие из поступающих звонков можно назвать самыми сложными?
— Безусловно, это обращения людей, задумавшихся о суициде. Их количество, к сожалению, растет. Как показывает практика, для многих людей обращение на телефон доверия «Шанс» является единственным способом выхода из кризисной ситуации. По вопросам проблемы суицида, в том числе суицидальных мыслей за минувший год психологами проведено 293 анонимных консультации и 119 очных консультаций с пациентами в целях профилактики суицида. Бывает, что человек звонит уже «на грани» и каким-то образом сообщает, где находится в настоящее время. Работая в этой критической ситуации, сотрудники параллельно привлекают к работе и полицию, чтобы не допустить беды.
— Помимо психологов-консультантов работает ли еще кто-то в службе психологической помощи?
— Работа с детьми и подростками не ограничивается телефоном доверия. У нас есть также и отделение очной психологической помощи — Школа волонтеров. На ее базе проходят подготовку студенты старших курсов факультета педагогики и психологии АГУ. Суть работы волонтеров — проводить занятия с элементами тренинга среди учащихся школ, колледжей, гимназий и других учебных заведений города. По принципу равный — равному ребята добиваются лучших результатов, чем если бы о проблеме детям рассказывал взрослый человек. Так, в целях пропаганды здорового образа жизни, толерантности, гендерного воспитания участники волонтерского движения провели за минувший год около двухсот выездов в средние образовательные, средние специальные и высшие учебные учреждения Майкопа.
— В завершение разговора, что вы можете сказать нашим читателям — тем, кто попал или вдруг попадет в сложную жизненную ситуацию?
— Вы должны знать, что, если попали в трудную ситуацию и не знаете, как из нее выйти, появились сложности во взаимоотношениях с родителями и сверстниками, вас обидели или ударили, вам страшно и кажется, что вас никто не понимает, всегда поможет телефон доверия. При этом не надо бояться, что о разговоре станет известно кому-либо, потому что все звонки конфиденциальны и анонимны. Знайте: есть хотя бы один человек, который готов вас выслушать и понять!
Елена Слажнева.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Комментарии