Вторник . 23 Апрель . 2024

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы оставить свой след на земле. Только один проживает жизнь, словно по краешку идет, и остается в памяти разве что друзей и родных. Другой шагает крепкой поступью, оставляя после себя широкую проторенную дорогу. К последним, безусловно, можно отнести Юрия Сагидовича Ехутля, имя которого в 80–90-х годах прошлого столетия знал в Майкопе буквально каждый.
Он родился 3 мая 1935 года в ауле Гатлукай Теучежского района. В 1954-м окончил школу, был призван в армию. После службы поступил на механический факультет Краснодарского политехнического института, который окончил в 1961 году. Вплоть до 1963 года работал инженером-механиком в Краснодаре — на табачном комбинате и заводе ЗИП, а затем был переведен на Майкопский горпищекомбинат. Всего за пять лет молодой, инициативный главный инженер «дорос» до должности директора. Так начиналось его... нет, не восхождение по служебной лестнице, так начинался его большой созидательный путь.
Вот как вспоминает об этом Р.К. Куваева, проработавшая рядом с Юрием Сагидовичем более 25 лет.
— Он был молодой, но вместе с тем какой-то очень взрослый, зрелый и необыкновенно требовательный. В первую очередь, к себе. Юрий Сагидович досконально знал все этапы производства и требовал, чтобы каждый специалист был профессионалом на своем месте.
Карамельно-конфетные изделия в то время производились на горпищекомбинате, где Римма Касимовна начала свою трудовую деятельность. Производство конфет осуществлялось в приспособленных помещениях. В крошечном здании выпускали ирис и карамель. И Юрий Сагидович убедил городские власти, что Майкопу нужна полноценная кондитерская фабрика. Вскоре на пустыре в районе железной дороги началось строительство.
— Вдохновленный новым делом, он буквально зажег и всех нас. Есть такие люди — позовут, и невозможно сказать «нет». Работали на строительстве после смены, организовывали субботники и радовались, что оказались причастными к такому замечательному делу.
 В 1974 году Ю.С. Ехутль возглавил построенную по его инициативе кондитерскую фабрику. И закипела на новом предприятии работа, стал расширяться ассортимент, поработать на современном производстве стало мечтой многих майкопчан...
Но тут партия и правительство взяли курс на укрупнение производств, и кондитерская наряду с консервным заводом,  макаронной фабрикой, пивоваренным и винным заводами превратились в объединение пищевых производств. «За бортом» концерна оказался только старенький полуразрушенный хлебозавод. Его-то Юрий Сагидович по рекомендации горкома партии и взвалил на свои плечи. Знали в руководстве города его неуемный, трудолюбивый характер, стремление доводить все до совершенства.
О том, что представляло собой на тот момент это предприятие, хорошо помнит его главный бухгалтер С.А. Воронова:
— На хлебозаводе тогда был полнейший развал. Цех по выпечке хлеба размещался в подвале и уже никак не обеспечивал потребности города. Не было ни ИТР, ни рабочих... Чтобы хлеб испечь — каждый день привозили солдат из воинской части. Юрий Сагидович пришел и сразу начал подбирать команду молодых, деятельных сотрудников. Многие перешли вслед за ним с кондитерской фабрики. Каждого лично подбирал, потому что, казалось, не было такой сферы производства, которую он не знал бы досконально. Он и технолог, он и бухгалтер, он и слесарь, он и механик... И в людях прекрасно разбирался, знал, от кого что требовать можно.
Утром в кабинете директора собирались на планерки, и руководитель каждого цеха должен был абсолютно точно знать, на каком складе сколько продукции, какой запас сырья, и что он будет делать, если чего-то вдруг не окажется.
— С ним нельзя было работать вполсилы. Мы всегда были в полной «боевой» готовности. Авторитет Юрия Сагидовича был настолько велик, что даже разговаривая с ним по телефону, каждый невольно поднимался со стула. Не всех это устраивало. Но только так можно было навести порядок на производстве, — вспоминает Р.К. Куваева.
А Юрий Сагидович, действительно вникал в каждую мелочь, вплоть до того, сколько остается муки в уголках мешков и масла на стенках коробок после того, как продукты отправились в цех. Если нужно, он был очень жестким и требовательным, но это приносило весомые результаты.
Наладив бесперебойное производство, Ю.С. Ехутль вскоре представил экономическое обоснование и опять-таки сумел убедить городские власти, что Майкопу необходим новый современный хлебокомбинат. И вновь закипела стройка. Это был 1982 год, а уже в 1985-м завод вышел на полную мощность. Только кондитерский цех занимал площадь 1000 квадратных метров, а первая хлебная линия выпускала 40 тонн продукции в сутки. А Юрий Сагидович продолжал смотреть вперед.
Вернувшись из очередной командировки, он привез идею построить торгово-промышленный комплекс. И вновь закипела работа. А вскоре напротив здания старого хлебокомбината снесли складские постройки и начали возводить здание с не виданным доселе архитектурным обликом — будущий «Щэлям». Майкопчане старшего и среднего возраста до сих пор помнят, какие очереди выстраивались уже на подступах к этому красивому строению, распространяющему в округе манящий хлебный дух. Помнят, как нетерпеливо стремились попасть внутрь, чтобы своими глазами увидеть, как вязкая бесформенная масса под руками опытных пекарей превращалась в оригинальный по форме ароматный «Затеч», как распахивались дверцы печей и на круглый вращающийся прилавок ссыпались восхитительные горячие булочки... Позднее здесь же начали выпекать халюжи и гуубаты. «Щэлям» стал не просто магазином-пекарней. Это была своеобразная визитная карточка города, материализованный знак щедрости и открытости, гостеприимства и оригинальной адыгской кухни.
Майкопский хлебокомбинат продолжал развиваться и завоевывать лидирующие позиции среди пищевых и промышленных предприятий края. На традиционной ярмарке товаров народного потребления в Краснодаре его продукция вызывала заслуженный интерес специалистов. А когда к юбилею Адыгейской автономной области начальник кондитерского цеха Р.К. Куваева разработала рецептуру фирменного торта «Майкоп», оригинальное изделие заняло первое место во всесоюзном конкурсе товаров народного потребления на приз газеты «Известия». А Ю.С. Ехутль уже брался за восстановление пришедшей в упадок макаронной фабрики...
Успех, как известно, окрыляет. И вскоре появились на майкопских прилавках знаменитые торты «Орида», «Славутич», «Лагонаки», пирожные «Болгарские», адыгейские слойки... Первыми в крае на Майкопском хлебокомбинате запустили линию по глазировке кондитерских изделий, на базе предприятия проводились семинары для технологов и микробиологов. Сам Юрий Сагидович за успехи в трудовой деятельности был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», удостоен звания заслуженного работника пищевой индустрии РСФСР. А в 1998 году за большой вклад в развитие столицы Республики Адыгея, заслуги перед майкопчанами Ю.С. Ехутлю было присвоено звание «Почетный гражданин города Майкопа».
Но успех успехом, а Юрий Сагидович прекрасно понимал, что хороших работников на предприятии держит не только моральное удовлетворение от достижений. Поэтому благодаря его настойчивости практически все сотрудники хлебокомбината в свое время были обеспечены жильем: кто-то в малосемейке в Черемушках, кто-то в новой девятиэтажке на Пролетарской. Причем Ехутль строго следил, чтобы в первую очередь жилье получили рабочие, а потом уже ИТР. Да он и сам не стремился к житейским благам и был едва ли не единственным руководителем такого уровня, не имевшим даже собственной дачи. А когда его спрашивали об этом, отвечал: «А что в обкоме обо мне скажут?». И от подчиненных требовал такой же скромности.
Конечно, не все выдерживали такие жесткие правила. Некоторые уходили с предприятия, кто-то потом возвращался назад... Но, в любом случае, фраза «раньше работал у Ехутля» служила для претендента на работу в любом другом престижном месте самой лучшей рекомендацией. Знали, Юрий Сагидович разгильдяев и непрофессионалов в свою команду не брал...
Жесткий и требовательный на работе, Юрий Ехутль кардинально менялся, переступив порог своего дома. В обеденный перерыв он всегда спешил к маме, чтобы разделить с нею трапезу. Вечером его с нетерпением ждали жена и дети. Правда, как вспоминает сегодня его дочь Фатима Емыкова, домой он возвращался, как правило, поздно — дела на круглосуточном производстве не отпускали порой до глубокой ночи. Даже 31 декабря едва успевал к бою курантов. Но всякий раз, переступая родной порог, он словно переносил себя в иную реальность, и не было на свете добрее и заботливее, чем отец, а затем и дедушка Юрий Ехутль. Конечно, к сыну Вячеславу он был более строг, стремясь воспитать из мальчика настоящего мужчину, а дочку нередко баловал.
Когда у Фатимы появились дети, он, несмотря на всю свою занятость, каждый день находил хотя бы пять минут для общения с внуками. Даже возвращаясь глубокой ночью из командировки, он заезжал к дочери, чтобы полюбоваться на свое продолжение, старательно сопящее в кроватках, поинтересоваться, есть ли у них все необходимое.
Всегда с понимаем относилась к заботам Юрия Сагидовича его супруга Светлана Станиславовна. Сама много лет возглавлявшая табачную фабрику, она не понаслышке знала, какой это тяжелый труд — руководить предприятием, и ценила каждую минуту, которую мужу удавалось уделить семье.
Когда пять лет назад Юрия Сагидовича не стало, это было большой утратой для всех: для родных и близких, для тех, кто прошел с ним плечом к плечу долгий трудовой путь. Непрерывно заглядывая вперед, прогнозируя будущее ставших для него родными предприятий, он не смог жить для себя, без остатка растратив свое здоровье ради процветания родного города и республики.
Юрий Ехутль всегда оставался хозяином, патриотом и гражданином, отдавая все силы ради блага своих земляков. Практически вся его трудовая деятельность была связана с Майкопом. Благодаря его таланту созидателя на промышленной карте города появлялись современные предприятия, продукция которых становилась неотъемлемой частью жизни майкопчан. Горпищекомбинат, кондитерская фабрика, хлебокомбинат, макаронная фабрика, булочно-кондитерский комбинат — все это славные вехи его трудовой и по-человечески емкой биографии, каждой из которых он отдал частичку своего беспокойного сердца.
Вера Корниенко.
Фото из личного архива
С.А. Вороновой.

 



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости