Достаточно вспомнить всемирно известные золотые изделия из Майкопского, Келермесских, Уляпских курганов. Общеизвестны античные мифы о походе аргонавтов в кавказскую Колхиду за «золотым руном». Главным источником богатства закавказских колхов была, конечно, золотоносная река Фисон, или Фасис. Теперь мы знаем ее под грузинским названием Риони. Золото с помощью овечьих шкур добывали не только в Западной Грузии, но и в древней Черкесии.
— Именно бассейну реки Белой принадлежат все значительные золотые залежи Адыгеи, — говорит доктор геолого–минералогических наук Игорь ВОЛКОДАВ. — У одного из притоков Белой, реки Березовой, находили россыпи крупного и среднего золота с повышенным содержанием ртути зеленоватого оттенка. В золотых россыпях рек Хамышинка, Бзыха и Липовая находили даже самородки.
Но если местное золото по качеству несравнимо, скажем, с месторождениями Аляски, то серебро в республике уникальное. Его в истоках Белой и Пшехи добывали англичане еще во время Кавказской войны, выплавляли из него подковы и вывозили. Разведка этого месторождения закончилась в 50-е годы прошлого века
В 1929 году было начато изучение золотоносности Северного Кавказа экспедицией особого назначения, которая открыла россыпи верховий реки Лабы и золотоносность пермских конгломератов. В 1932 году начата разработка россыпей: сначала Лабы, годом позже — Белой, Зеленчука, Кубани и Теберды, которая продолжалась до начала войны
После освобождения Кавказа, в 1943 году геологоразведочные работы и добыча золота на реках возобновились. Большая часть разведанного золота тут же добывалась иногда самими поисковиками. Разведка велась канавами, шурфами, бурением станками «Эмпайр» и «Кингстон», опробованием — лотками и майнами (ковшами) с плотов.
На реке Белой активная золотодобыча началась после организации в поселке Гузерипль смотрительного участка и вольноприносительного пункта с конторой, которые впоследствии были преобразованы в «Прииск р. Белой». Первым разведанным объектом в начале 30-х годов на реке была богатая россыпь балки Горелой, которую первооткрыватели застолбили и отработали. Максимальное количество учтенного золота (13,7 кг) добыто в 1935 году, затем последовало снижение — до 90 граммов в 1940 году. В 1946 году разведка и добыча силами старателей в пойме реки были возобновлены, но также были малорентабельными. С 1945 по 1949 год ежегодная золотодобыча составляла от 1 до 3,2 кг и велась по Белой, от устья Березовой до устья балки Майкопки (участок Подвесной), но большая часть (до 80%) была получена в верховье, между устьями Киши и Березовой. Наиболее богатыми считались россыпи речек Горелой, Березовой, Хамышинки и Липовой.
Всего с 1932 по 1951 год на Северном Кавказе добыто 1293,1 кг химически чистого золота. На реке Белой за этот же период задокументированная добыча составила 56,3 кг. В 1950 году старательская, а через два года и госдобыча золота на Северном Кавказе были прекращены. С 1953 по 1966 год золотопоисковые работы в горах Адыгеи не проводились. С 1966 года начаты работы поисково-ревизионной партии по золоту под руководством Павла Прокуронова.
Геологи выделяют четыре зоны золотоносных россыпей в горах Адыгеи. В первую очередь, это россыпь реки Березовой, правого притока реки Белой (находится к югу от границы Адыгеи) и россыпь балки Горелой. Содержание золота на массу в россыпи реки Березовой в период ее эксплуатации составляло 100—300 мг/м3.
Разрабатывались россыпи левых притоков Белой: речек Хамышинки, Бзыхи и Липовой. Золото в них крупное, попадались самородки. Наиболее крупный из них весом 127 г, по словам нашедшего его старателя, содержал остатки вмещающей породы — красноцветного песчаника.
Золотоносен крупный правый приток Белой — река Киша, берущая начало, как и Белая, в ледниках зоны Главного хребта. Есть следы россыпного золота между устьем реки Руфабго и входом реки в Хаджохскую теснину, на реке Дегуако. К предположительно золотоносным отнесена долина реки Сахрай и ее притоков.
Шлиховой поток золота и серебра отмечен по балке Бачурина, левому притоку Руфабго.
Значительная по масштабам террасовая россыпь предполагается на так называемой Хаджохской поляне, где выявлены следы старательской добычи.
Ниже Хаджохского расширения золото в речных наносах прослеживается вплоть до Майкопа. Разработки велись до поселка Тульского, особенно в устье балки Майкопки, на участке Подвесном.
Но золото есть не только в долине Белой, но и на Лабе. В ее долине были проведены опытные работы по определению возможной попутной добычи золота при отработке песчано-гравийных смесей. Работы производились на четырех карьерах правобережья Лабы: Зассовском, Владимирском, Центр-Лабинском и на Кошехабльском. При миллионной годовой производительности карьера попутное извлечение золота может составить от 10 до 20 кг, что может принести до полумиллиона долларов в год. Карьер на террасовой россыпи Хаджохской поляны мог бы давать такие же прибыли при производительности в 50 раз меньшей.
Алексей Чернышев.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Комментарии